Введение
1. Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности, ее роль в трансформационной экономике
2. Роль государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой
3. Решение проблемы продовольственной безопасности Республики Беларусь на современном этапе: макроэкономические и социальные результаты
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Продовольственная безопасность является элементом национальной безопасности, важным показателем уровня развития общества. Её достижение является одной из основных целей агропромышленной политики любого государства. Усилия по обеспечению продовольственной безопасности приводят продовольственную систему к идеальному состоянию – независимость определенных групп продуктов питания, формирование экспортного потенциала (с его помощью можно компенсировать часть импорта), независимость в принятии стратегических решений, надежность поставок и устойчивое воспроизводство пищевых ресурсов, обеспечение физической и экономической доступности продуктов питания для различных категорий населения. В то же время модель обеспечения продовольственной безопасности может отличаться в разных странах и регионах мира и зависеть от ряда факторов (природно-климатических, численности населения, уровня экономического развития, в частности сельского хозяйства, внешнеторговых связей и т. д).
В Беларуси обеспечение продовольственной безопасности является одной из наиболее актуальных проблем, в связи с чем научные исследования, проводимые в этом направлении, представляют значительный теоретический и практический интерес, учитывая, что решение этой проблемы является одним из условий сохранения суверенитета государства, экономической безопасности и социальной стабильности в обществе, и в конечном счете, национальной безопасности.
В целях минимизации внешнеэкономических рисков, обеспечения социально-экономического развития, укрепления национальной безопасности (в том числе продовольственной безопасности) в Республике Беларусь принимаются меры по эффективной интеграции национального агропромышленного комплекса в мировую рыночную экономику. Расширяется география экспорта, реализуются совместные мероприятия и разрабатываются стратегические документы для обеспечения коллективной продовольственной безопасности, гармонизации агропромышленной политики на уровне Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, ведутся переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Кроме того, страна выходит на совершенно новый уровень решения проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности и развитием национальной продовольственной системы. Спрос на белорусские агропродовольственные товары на внутреннем и внешнем рынках растет, а физическая и экономическая доступность населения качественных и безопасных продуктов питания в количестве, необходимом для полноценного питания и здорового образа жизни граждан, постепенно увеличивается.
Таким образом, эта проблема имеет важное значение, с точки зрения стратегических интересов страны, особенно в переходный период, связанный с формированием рыночной экономики.
1. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Продовольственная безопасность является составным элементом экономической безопасности страны. Первоначально рассмотрим более подробно понятие экономической безопасности страны.
В общем, категория «экономическая безопасность» по-разному описывается в научной литературе. Так, к примеру, по мнению С. Афонцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, которая обеспечивает возможности к достижению целей всей системы».
Е. А. Колупаев, в свою очередь, считает, что «экономическая безопасность представляет собой систему защиты жизненных интересов государства. В роли объектов защиты могут выступать следующие: народное хозяйство государства в целом, отдельные районы государства, отдельные сферы и отрасли народного хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйствования». По Л. И. Абалкину «экономическая безопасность представляет собой такое состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и разрешать ряд социальных задач и при котором государство имеет возможности разрабатывать и воплощать в жизнь независимую экономическую политику» [6, c. 57].
Обобщая вышесказанное, отметим, что под экономической безопасностью нужно понимать очень важную качественную характеристику экономической системы, которая определяет ее способность обеспечивать нормальные условия для жизнедеятельности населения, а также стабильное обеспечение ресурсами развития народного хозяйства страны.
Обеспечение экономической безопасности является гарантией суверенитета государства, условием стабильности и эффективности жизни его общества, достижения успеха во всех сферах народного хозяйства. Это можно объяснить тем, что экономика является одним из важнейших аспектов деятельности общества, государства и личности, и, соответственно, сущность национальной безопасности будет пустой фразой без анализа жизнеспособности экономики, ее устойчивости под воздействием всевозможных внешних и внутренних факторов. Именно поэтому обеспечение экономической безопасности является важнейшим национальным приоритетом.
Экономическая безопасность органически интегрирована в систему государственной безопасности вместе с ее элементами, такими как обеспечение надежной государственной обороны, поддержание общественного спокойствия в стране и помощь в случае экологических катастроф.
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ДОСТИЖЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН С ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ
В России решение вопросов продовольственной безопасности имеет первостепенное значение из-за влияния ряда негативных факторов. С одной стороны, вступление России в ВТО на невыгодных условиях происходило на фоне нерешенных трансформационных проблем в агропромышленном комплексе конца XX века. С другой стороны, национальная экономика страны испытала серьезное влияние мирового экономического кризиса 2008 года, от последствий которого она не могла избавиться до введения в 2014 году санкций со стороны США, стран ЕС и других государств и последующего за ними российского эмбарго для сельскохозяйственных и пищевых продуктов. Сегодня в аграрном секторе страны не решены полностью финансовые, экономические и технико-технологические проблемы, модернизация производства сдерживается нехваткой квалифицированных кадров на селе, ухудшением экологической ситуации и т. д.
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы указано, что агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Следующим важным документом по обеспечению продовольственной безопасности страны стала принятая в мае 2009 г. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. Стратегия отождествляла решение задач национальной безопасности в среднесрочной перспективе с реализацией ряда направлений в сфере продовольственного самообеспечения, а именно развитие биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также предотвращение истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
В 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая заложила основы для разработки последующих правовых и нормативных документов, концепций и программ.
В настоящее время Правительством страны в соответствии с требованиями ВТО продолжена ориентация на принцип разработки и финансирования целевых программ. Так, в соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» в 2015 г. действовало 11 подпрограмм:
- «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;
- «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства»;
- «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства».
3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь заключается в обеспечении высокого уровня жизни населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной среды для нынешнего и будущего поколения [11].
Одним из условий достижения этой цели является обеспечение продовольственной безопасности страны для правильного питания и здорового образа жизни посредством развития конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, а также создания социально-экономических условий для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.
Продовольственная безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности и необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – обеспечения высокого уровня жизни населения и условий для гармоничного развития личности.
Основным стратегическим документом системы продовольственной безопасности до 2017 года была Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь [9]. Его основные положения и критерии в значительной степени реализованы, а подходы и механизмы требуют совершенствования с учетом новых условий и целей. Решение этой проблемы обусловило необходимость разработки нового нормативно-правового документа, отвечающего современным реалиям и обеспечивающего достижение поставленных целей в рамках устойчивого развития Беларуси в стратегической перспективе. В связи с этим в Республике Беларусь разработана и принята Доктрина национальной продовольственной безопасности до 2030 года [4]. Данная доктрина основана на результатах, достигнутых в сельскохозяйственном секторе и новых условиях для обеспечения национальной продовольственной независимости, а также учитывает роль Республики Беларусь в обеспечении коллективной продовольственной безопасности государств-членов ЕАЭС, основные положения Договора о Евразийском экономическом союзе и Концепции согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Стратегической целью национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года является повышение уровня безопасности населения и доступности высококачественных продуктов для правильного питания и здорового образа жизни, основанных на устойчивом развитии конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, а также создание социально-экономических условий для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Продовольственная безопасность является составным элементом экономической безопасности страны. Согласно Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года продовольственная безопасность – состояние экономики, при котором независимо от влияния конъюнктуры мировых рынков и других внешних факторов жителям на всей территории гарантируется доступность к продовольствию в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни, а также создаются социально-экономические условия для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.
Гарантировать продовольственную безопасность в полной мере может только государство. Оно формирует взвешенную продовольственную политику и создает условия для ее реализации, в первую очередь за счет собственного производства продовольствия на основе устойчивого функционирования сельского хозяйства.
Приоритетное значение в обеспечении продовольственной безопасности на государственном (национальном) уровне принадлежит наиболее ценным, социально значимым продуктам.
Состояние продовольственной безопасности России заметно ухудшилось в 1990 гг. и восстановилось к началу 2010 гг. С 2015 года потребление мяса полностью обеспечено собственным производством. Однако это было достигнуто благодаря снижению рекомендуемых норм потребления по таким видам продукции, как мясо, сахар и др., и опережающему росту забоя скота в сельхозпредприятиях, в фермерских хозяйствах и в хозяйствах населения как вынужденная мера борьбы с дефицитом ликвидности и снижением доходов.
Поголовье крупного и мелкого рогатого скота, в том числе коров, сократилось в 2015 г. по сравнению с 1980 г. в 2,6–3 раза, что привело к сокращению производства молока. Следствием этого стало невозможность достижения порогового уровня по производству молока.
Если сравнить уровень потребления россиян основных продуктов питания с рекомендованными нормами Минздрава РФ и Всемирной организации здравоохранения, то можно увидеть, что молока, овощей и фруктов в рационе жителей РФ недостаточно. Причем особенно проблематичной ситуация выглядит по молоку, где недостаток потребления составляет почти треть от рекомендуемых ВОЗ медицинских норм.
Ситуация с продовольственной безопасностью в Казахстане не одинакова. Индикаторы продовольственной безопасности не полностью выполнены. Физическая доступность относительно низкая, но это не означает голод или недоедание в стране.
Действующая система программирования национальной экономики позволяет достичь высоких результатов в достижении основных параметров и выполнении основных критериев обеспечения продовольственной безопасности на основе принципа самодостаточности. Улучшение качества продуктов питания рассматривается как неотъемлемая составляющая качества жизни населения.
1. Герасимчук, З. В. Теоретические основы продовольственной безопасности / З. В. Герасимчук // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – № 4 (49). – С. 162-171.
2. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: принята 11 марта 2016 года Постановлением Совета министров Республики Беларусь № 196 [Электронный ресурс] / Минсельхозпром РБ. Режим доступа: https://www.mshp.gov.by/programms/a868489390de4373.html.
3. Дадалко, В. А. Продовольственная безопасность: мировое сообщество, сельское хозяйство, экономическая экспансия: Монография / Дадалко В.А., Михалко Е.Р. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 704 с.
4. Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года. Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2017 №962 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file27d7ec1a11a991f6.PDF.
5. Ильина, З.М. Глобальные проблемы и устойчивость национальной продовольственной безопасности: в 2 кн. / З.М. Ильина. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2012. – Кн. 1. – 211 с.
6. Карзаева, Н. Н. Основы экономической безопасности : учебник / Н.Н. Карзаева. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 275 с.
7. Киреенко, Н. В., Кондратенко, С. А. Продовольственная безопасность Республики Беларусь: глобальный и национальный аспекты обеспечения / Н. В. Киреенко, С. А. Кондратенко // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. – 2015. – № 4. – С. 5-15.
8. Ковалев М., Чернецкая М., Ширай О. Анализ продовольственной безопасности Республики Беларусь и стран мира / М. Ковалев, М. Чернецкая, О. Ширай // Вестн. ассоц. белорус. банков. – 2014. – № 34/35. – С. 8 –19.
9. Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252.
10. Леванова, Е. А. Факторы и направления обеспечения продовольственной безопасности страны / Е. А. Леванова // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2016. – № 3. – С. 49-51.
11. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Экономический бюллетень НИЭИ.– 2015. – № 4.– С.6-98.
12. Продовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях развития международной и региональной интеграции. Мониторинг-2018 / В. Г. Гусаков [и др.]. – Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2019. – 321 с.
13. Сангирова, У. Р., Сманова, И. С. Продовольственная безопасность стран СНГ / У. Р. Сангирова, И. С. Сманова // Economics. – № 6 (38). – 2018. – С. 64-67.
14. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Статистический сборник: Мн: Национальный статистический комитет. – 2020. – 233 с.
15. Современные проблемы устойчивого развития АПК: вопросы теории и методологии / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2017.– С.7-18.
16. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Статистический сборник: Мн: Национальный статистический комитет. – 2020. – 506 с.
17. Тетеринец, Т. А., Чиж, Д. А. Продовольственная безопасность Беларуси как императив устойчивого развития национальной экономики / Т. А. Тетеринец, Д. А. Чиж // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2018. – № 37-1. – С. 189-198.
18. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.
19. Червякова Е. Модели прогнозирования роста секторов АПК / Е. Червякова // Вестн. ассоц. белорус. банков. – 2017. – № 7/8. – С. 19 –25.
20. Шпак, А. П., Гусаков В. Г. Агропромышленный комплекс Беларуси в условиях трансформационной экономики / А. П. Шпак, В. Г. Гусаков // БЭЖ. – 2018. – № 4. – С. 54-64.
21. Щетинина И.В., Калугина З.И., Фадеева О.П., Чупин Р.И. Продовольственная безопасность России в условиях глобализации и международных ограничений. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2019. – 264 с.
22. Электронный портал Министерства статистики Казахстана [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stat.gov.kz/.