ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН
1.1. Понятие и функции политического участия
1.2. Субъекты политического участия
1.3. Факторы политического участия
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН
2.1. Типологизация форм политического участия граждан в трудах зарубежных авторов
2.2. Характеристика форм политического участия граждан в работах отечественных авторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Проблема политического участия граждан и его воплощения в конкретных формах рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого положения лежит установка, согласно которой, без широкого участия граждан в принятии решений невозможно достижение общественного согласия и развитие демократического государства.
Республика Беларусь, как демократическое государство, стремится предоставить своим гражданам возможность беспрепятственного участия в политической жизни, свободу волеизъявления. Это необходимо для продуктивного взаимодействия государства и граждан, совместного проведения эффективной политики.
Диалог между властными структурами, народом и его представителями раскрывает смысл демократического и суверенного устройства государства, основанного на равенстве прав граждан и свободе выражения воли народа. Механизм осуществления гражданами своих политических прав сложен и многообразен.
На сегодняшний день наука знает множество форм участия граждан в политической жизни страны. К таким формам относятся не только всем известные выборы, референдум, участие в деятельности партий и профсоюзов, но и различные формы протестной деятельности, которая может носить как санкционированный, так и несанкционированный характер.
В изучении проблемы реализации политического участия граждан и состоит актуальность исследовательской работы. Народ, как единственный источник власти, может выражать свою гражданскую позицию как в традиционных и инновационных политических формах. Содержание этих форм зависит от множества факторов: степени социальной напряженности в стране, характера проводимой «сверху» политики, благосостояния населения, образованности и культурного развития граждан, их конфессиональной принадлежности и так далее.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН
1.1. Понятие и функции политического участия
Прямым показателем реализации личности в обществе является политическое участие. Данное явление определяет реальность осуществления обществе гражданами своих прав, выражения и понимания человеком своего социального статуса и возможностей.
Именно участие индивида в политике, в конечном счете, показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям обычного человека-гражданина. Вплоть до середины XX века политическое участие трактовалось преимущественно как участие в выборах и государственном управлении. Впоследствии это понятие стало применяться к действиям любого человека, независимо от его принадлежности к каким-либо политическим группам, активно участвующий тем или иным способом в осуществлении политики в рамках политической системы любого типа.
Политическое участие, как особое социальное явление, было рассмотрено и теоретически изложено преимущественно зарубежными социологами и политологами. Это связано с процессом достаточно ранним внедрением демократических начал в Европейских обществах. Так, по мнению М. Каазе, «…под политическим участием понимается всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность» [34, с. 77].
Американский социолог Х. Макклоски, например, определяет политическое участие как «… ту добровольную деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики».
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН
2.1. Типологизация форм политического участия граждан в трудах зарубежных авторов
Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего индивида, характера режима правления, а также от конкретной ситуации.
Исходя из этого, американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия: пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; политические действия активных участников предвыборных кампаний; деятельность политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; профессиональные действия политиков. Английский ученый А. Марш определил два основных типа политического участия: ортодоксальное и неортодоксальное [26, с. 50].
Православная церковь включает в себя участие в обеспечении стабильности и эффективности политической системы, а также предъявляемые к ней требования, выраженные в правовой форме. Несанкционированные действия, направленные на выражение несогласия с текущей политикой страны, считаются неортодоксальными. Такие действия носят односторонний характер и исключают компромисс.
Политические преступления, т. е. политические действия, связанные с насилием или грубым нарушением закона, классифицируются как отдельные виды. Другой американский ученый Милбрайт делит формы политического участия на "активные" (руководство государственными и партийными институтами, деятельность кандидатов от имени властей, организация предвыборной кампании и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическая активность граждан – явление сложное и многогранное. Обладая общими с иными видами социальной активности признаками, оно воплощается во множественные формы, имеет как активный, так и пассивный характер. Раскрывая сущность понятия «политическое участие» и рассматривая круг его субъектов, мы смогли четко определить сферу и методы проявления гражданской позиции в белорусском обществе.
Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Под политическим участием понимается всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность.
До 1991 г. такое явление, как политическое участие граждан, рассматривалось поверхностно с позиции вовлечения трудящихся слоев общества в построение социалистического государства.
Граждане представлялись не как вершители власти в стране, а как средство её осуществления. В постсоветский период в условиях демократизации граждане получили массив узаконенных прав, позволяющих выражать свою волю и интересы, осуществлять власть в соответствии с политическим режимом, утвердившимся в стране. Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного 56 понимания политического участия как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.
1. Баглай, М. В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки / М. В. Баглай. – М. : Норма, 2008. – 144 с.
2. Бодно С. Сознание и типы политического поведения: граница рациональности человеческих действий // Сравнительная политология. Сборник обзоров. М., 1991. С. 150-156.
3. Болховитина Т.С. Дискурсивные аспекты классификации форм политического участия / Т.С. Болховитина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Тула, 2011. № 7. С. 55-59.
4. Боровик В.С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для вузов / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. М., 2014. С. 84.
5. Василенко И.А. Политическая философия: учебник для бакалавров и магистров / И.А. Василенко. М., 2016. С. 129.
6. Вопросы граждан без ответа не останутся [Электронный ресурс] // СБ Беларусь сегодня. – Режим доступа: //www.sb.by/vvsebelorusskoe-narodnoesobranie/article/voprosy-grazhdan-bezotveta-ne-ostanutsya.
7. Дробот Г.Л. Мировая политика: учебник для бакалавров / Г.Л. Дробот. М., 2016. С. 205. Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. С. 261.
8. Елисеев С.М. Политическая социология: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Елисеев. М., 2016. 412 с.
9. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 февраля 2000 г. № 370-3 : принят Палатой представителей 24 января 2000 г. : одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
10. Ирхин Ю.В. Участие политическое // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003. С. 690-691.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
12. Котляров, И.В. Политическая система Беларуси: теоретическое осмысление и правовое регулирование / И.В. Котляров, А.С. Таранова // Проблемы управления. – 2007. – № 4 (25). – С. 205–213.
13. Ленин В.И. VII Московская губпартконференция 29-31 октября 1921 г. Доклад о новой экономической политике 29 октября // Полное собрание сочинений. Т. 44. М., 1970. С. 174.
14. Мадатов А.С. Проблемы политического участи в демократическом процессе // Социально-гуманитарные знания. М., 2009. № 2. С. 19.
15. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (заключена 21.12.1965, с изм. от 15.01.1992) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15156#03892321787649844.html
16. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531.html
17. Мельник, В.А. Политология / В.А. Мельник. М., 2016. С. 135.
18. Меркулов П.А. Политология: учебник для бакалавров. Орел, 2015. С. 246.
19. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Перевод В.В. Рынкевича. М., 1990. С. 114.
20. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-3 : с изм. и доп. : от 2 июня 2015 г. № 72-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
21. О политических партиях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XІІ : с изм. и доп. от 2 июня 2015 г. № 268-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
22. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ : с изм. и доп. от 6 октября 2006 г. № 166-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
23. О республиканских и местных собраниях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 12 июля 2000 г. № 411-3 : с изм. и доп. от 4 ноября 2013 г. № 270-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
24. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З : с изм. и доп. от 4 июня 2015 г. № 268-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
25. Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-3 : с изм. и доп. от 15 июля 2015 г. № 306-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
26. Петухов В.В. Политическое участие россиян: характер, формы, основные тенденции // Власть. 1999. № 1. С. 49-52.
27. Рабочая поездка в Могилевскую область 21 марта 2017 года [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rabo chaja-poezdka-v-mogilevskuju-oblast15838/.
28. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. М., 2003. С. 106
29. Спенсер Г. Социальная статика / Пер. с англ. ООО Гама-Принт. Казань, 2013. С. 197.
30. Спиридонов, А. А. Развитие форм участия граждан в управлении делами государства [Электронный ресурс] / А. А. Спиридонов, К.С. Евсиков // КиберЛенинка. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-formuchastiya-grazhdan-v-upravlenii-delamigosudarstva.
31. Тепляков А.В. Политическое участие в современной России (состояние, особенности, тенденции). М., 1993. С. 68.
32. Тимерманис И.Е. Политология: учебник для бакалавров / Под ред. И.Е. Тимерманиса. М., 2016. С. 211.
33. Туронок С.Г. Политический анализ и прогнозирование: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Туронок. М., 2016. С. 74.
34. Черняк Э.В. Влияние типов политических режимов на социальную активность личности. Казань, 1993. С. 142.
35. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990. С. 29-31.