Введение
1 Кредитно-денежная система: сущность, структура, виды
2 Механизмы воздействия компонентов денежно-кредитной системы на динамику макроэкономических процессов
3 Особенности кредитно-денежной системы Республики Беларусь и перспективы её развития
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Важным компонентом национальной экономики любой страны является денежно-кредитная система. Она не только создает необходимые условия для успешного функционирования экономической системы, но и является одним из основных инструментов устойчивого развития экономики.
Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Центрального банка Республики Беларусь (Банка Беларуси). Денежно-кредитная политика Центрального банка – система мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Центрального банка страны (высший уровень), универсальных и специализированных коммерческих банков (второй уровень), а также из примыкающих ко второму уровню небанковских кредитно-финансовых учреждений и организаций.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что эффективное регулирование кредитно-денежной системы на макроэкономическом уровне, при нынешнем состоянии экономики Республики Беларусь, является залогом стабильной работы экономики, защиты населения и хозяйствующих субъектов от последствий мирового финансового кризиса и стабильной работы банковской системы республики. В настоящее время доверие к кредитно-денежной системе страны снижается, что заключается в оттоке денежных средств населения с вкладов и повышенному спросу на иностранную валюту. Отток средств населения привел к дефициту наличных денежных средств, что сделало затруднительным выдачу кредитов. Банки пытаются привлечь клиентов повышенными процентными ставками по депозитам.
1 КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ВИДЫ
В государственном регулировании экономики важное место занимает денежно-кредитное регулирование, то есть регулирование кредитно-денежной государственной системы. Кредитно-денежная система является важнейшей составной частью финансовой системы страны, которая охватывает государственные финансы, кредитно-денежную систему, и финансы организаций различных сфер деятельности.
Кредитно-денежная система – это комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики [1, c. 14].
Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.
В зависимости от вида обращающихся денег выделяют два типа систем денежного обращения:
- система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл. В истории известны такие денежные системы, как биметаллизм, базирующийся на использовании двух металлов – золота и серебра, и монометаллизм, использующий в обращении лишь золото, а бумажные и кредитные деньги свободно обмениваются на этот металл;
- система обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.
Современная денежная система представляет собой систему неразменных кредитных денег. Они внешне выступают в двух формах – наличной и безналичной.
2 МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПОНЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ НА ДИНАМИКУ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики.
Цель кредитно-денежного регулирования – поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.
Кредитно-денежная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.
Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка страны (в Республике Беларусь – Национального банка). Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, Центральный Банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.
Центральный банк вместе с коммерческими банками образует банковскую систему страны. Роль банковской системы Республики Беларусь в экономике страны определяется через функции, которые она выполняет:
- аккумулирование временно свободных денежных средств – одна из основных функций банков.
3 ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ
Самостоятельная кредитно-денежная система в Республике Беларусь начала формироваться с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь» и др., которые определили экономические и правовые основы функционирования денежного рынка Республики Беларусь. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно–кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно–кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно–кредитного регулирования.
Структура Указов Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год» состоит из глав, которые имеют следующее содержание: цель денежно-кредитной политики, реализация денежно-кредитной политики, развитие банковской, платёжной систем, развитие финансового рынка, международное сотрудничество и заключительные положения.
Исходя из того, что денежно-кредитная политика страны проводится в соответствии с режимом монетарного таргетирования, представим схему данной стратегии (рисунок 3.1). В качестве промежуточной цели был выбран денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), а если быть более точными, то темпы прироста М3. В свою очередь рублевая денежная база, предполагаемо контролируемая НББ, была взята в качестве операционной цели (точнее, месячные и квартальные темпы прироста денежной базы). Таким образом, рублевая денежная база выступает как операционная цель, денежный агрегат М3 играет роль промежуточной цели, а инфляция, оцениваемая на основе индекса потребительских цен, является конечной целью монетарной политики [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, было выяснено, что кредитно-денежная система – это комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. В состав кредитно-денежной системы входит банковская система и специализированные кредитно-финансовые институты.
Денежная система – структурированная совокупность определенных элементов, тесно взаимодействующих и обеспечивающих ее целостность. В кредитную систему входит совокупность кредитно-финансовых учреждений, которые аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют их в ссуду домашним хозяйствам, фирмам, правительству.
Роль банковской системы заключается в выполняемых ею функциях. Благодаря банковской системе происходит перераспределение денежных ресурсов между хозяйствующими субъектами. Таким образом, с одной стороны, в рамках банковской системы происходит накопление временно свободных средств, а с другой – эффективное вложение этих средств в те сегменты рынка, которые испытывают недостаток средств. Кроме того, банковская система регулирует сроки и объемы предоставляемых и аккумулируемых средств, то есть выполняет регулирующую функцию.
В свою очередь, кредит обеспечивает непрерывность обращения капитала, что достигается за счет регулярной продажи готовой продукции. Кредит обеспечивает ускорение концентрации и централизации капитала, что является необходимым условием экономического роста и устойчивого развития, а также позволяет расширить границы индивидуального накопления.
Современные варианты теоретических моделей денежно-кредитной политики составляют сочетание кейсианства и монетаризма, в которых учтены положительные моменты каждой из теорий. При применении денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе, она приобретает монетаристские черты.
1 Горшенина Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
2 Деньги, кредит, банки : учебник / коллектив авторов ; под ред. О.И.Лаврушина.— 13-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2014.— 448 с.
3 Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. М. А. Абрамовой, Л. С. Александровой. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 378 с.
4 Калечиц С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
5 Калечиц С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
6 Крук, Д. Монетарная политика и финансовая стабильность в Беларуси: состояния, вызовы, перспективы / Д. Крук // // Беларусь 2030: государство, бизнес, наука, образование: мат.3-й Международной научной конференции, Минск, 27 июн. 2017 г. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2016. – 175 с.
7 Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
8 Миксюк, А. Ю. Влияние денежно-кредитной политики на денежный рынок и макроэкономические показатели: теоретическая модель / А. Ю. Миксюк // Белорусский экономический журнал. - 2012. - № 2. - С. 86-95.
9 Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
10 Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
11 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2018_12_ot.pdf.
12 Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
13 Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
14 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
15 Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
16 Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
17 Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf.
18 Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
19 Указ Президента Республики Беларусь 31.10.2019 № 402 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2020.pdf.
20 Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.