ВВЕДЕНИЕ
1 ИНВЕСТИЦИИ КАК КОМПОНЕНТ СОВОКУПНЫХ РАСХОДОВ: ФУНКЦИИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
2 ИНВЕСТИЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД. МУЛЬТИПЛИКАТОРИ АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ
3 ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как от наличия внешних и внутренних инвестиций зависит развитие экономики станы, экономический рост и благосостояние граждан.
Инвестиции играют ключевую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности субъектов хозяйствования, приводит к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Для современной Беларуси инвестиции, особенно внешние, вопрос чрезвычайно острый. Крупных частных инвесторов в Республике Беларусь пока не замечено, возможности государственных инвестиций ограничены низкой рентабельностью государственных предприятий. Внешние заимствования государства также нельзя назвать инвестициями, поскольку они используются, в основном, для поддержки финансовой системы.
Уровень развития фондового рынка в Республике в настоящий момент не позволяет надеяться на привлечение инвестиций через свободную продажу акций предприятий. По этой же причине оказываются невозможными все виды инвестирования посредством приобретения ценных бумаг предприятий.
Из-за отсутствия у большинства отечественных предприятий достаточной и стабильно получаемой чистой прибыли не представляется возможным привлечение средств мелких инвесторов, действующих только для получения денежной прибыли. Но остаются перспективы привлечения стратегических внешних инвесторов. Именно таким образом в Беларусь пришли все значимые инвестиции – через продажу контрольного пакета акций организации внешнему инвестору.
В Республике Беларусь в настоящий момент есть примеры привлечения крупных объемов инвестиций из-за рубежа путем продажи предприятий связи, транспортной системы, банков и даже нескольких бывших колхозов. Однако, по общему мнению, экономике требуется гораздо больший объем вложений.
1 ИНВЕСТИЦИИ КАК КОМПОНЕНТ СОВОКУПНЫХ РАСХОДОВ: ФУНКЦИИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
В экономике совокупные расходы ( АЕ ) является мерой национального дохода . Совокупные расходы определяется как текущая стоимость всех готовых товаров и услуг в экономике. Совокупные расходы, таким образом, общая сумма всех расходов, осуществляемых в экономике факторов в течение определенного периода времени.
Совокупные расходы обеспечивают один способ вычислить общую сумму всей экономической активности в экономике, которая упоминается в качестве внутреннего валового продукта хозяйства. Валовой внутренний продукт рассчитывается по модели совокупных расходов , также известной как кейнсианский крест. AE также используется в совокупном спросе - совокупное предложение модели , которая продвигает модель совокупных расходов с включением изменений цен.
Общеизвестно, что большая часть доходов домохозяйств идет на приобретение различных товаров и услуг, т. е. на потребление. Расходы на потребление — главный компонент ВВП. Потребление представляет собой часть доходов домохозяйств, которая непосредственно расходуется на товары и услуги. Второй составной частью располагаемого личного дохода домохозяйств являются сбережения. Сбережения — часть дохода, которая не потребляется, а накапливается.
Наряду с величиной дохода домохозяйств на объемы потребления и сбережений в экономике оказывают воздействие и другие факторы: благосостояние домохозяйств; уровень цен в экономике; ожидания домохозяйств, связанные с будущим уровнем цен, доходов, наличием товаров и т. п.; задолженность домохозяйств и прочие факторы [5, с.121].
2 ИНВЕСТИЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД. МУЛЬТИПЛИКАТОР И АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ
Чтобы избежать значительных потерь от спада производства, необходима активная государственная политика по регулированию совокупного спроса. Поэтому кейнсианскую экономическую теорию часто называют теорией совокупного спроса.
Фактические инвестиции включают в себя как запланированные, так и незапланированные инвестиции. Последние представляют собой непредусмотренные изменения инвестиций в товарно-материальные запасы (ТМЗ). Эти незапланированные инвестиции функционируют как выравнивающий механизм, который приводит в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливает макроэкономическое равновесие.
Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир планируют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы в условиях неожиданных изменений в уровне продаж.
С ростом совокупного дохода увеличивается импорт, так как потребители и инвесторы увеличивают свои расходы на покупки как отечественных, так и импортных товаров. А экспорт из данной страны не зависит непосредственно от величины ее совокупного дохода Y, а зависит от динамики совокупного дохода страны, ввозящей эти товары и услуги. Поэтому зависимость между динамикой совокупного дохода данной страны Y и динамикой ее чистого экспорта Хn отрицательна, что и фиксируется знаком минус в функции чистого экспорта.
Очевидно, что линия планируемых расходов пересечет линию, на которой реальные и планируемые расходы равны друг другу (то есть линию Y = Е), в какой-то одной точке А. Приведенный рисунок получил название креста Кейнса. На линии Y = Е всегда соблюдается равенство фактических инвестиций и сбережений.
3 ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
После приобретения самостоятельности экономика Республики Беларусь развивалась в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала.
Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Белорусская экономика сегодня – это в достаточной степени подготовленная площадка для масштабного и осознанного привлечения иностранных инвестиций.
Сегодня в Беларуси работает более 5 тыс. организаций с иностранным капиталом. Наибольшим количеством организаций представлены Россия, Литва, Германия, Польша, Кипр, Великобритания. Это подтверждает, что цели, задачи и принципы, которые определяют экономику стран Евросоюза, все в большей степени становятся востребованными и для современной Беларуси.
Беларусь входит в единое экономическое пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и к огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют также положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы нами были детально изучены теоретические и практические аспекты инвестиций в Республику Беларусь, внесены предложения по совершенствованию ее инвестиционной политики.
Таким образом, по результатам проведенного исследования инвестиционной деятельности Республики Беларусь можно сделать следующие выводы:
1. В Республике Беларусь в последние пять лет наблюдалась тенденция устойчивого сохранения высокой доли государственного сектора в сфере привлечения инвестиций в основной капитал на фоне сокращения доли частного сектора.
2. Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал являлись средства организаций и бюджета, причем на фоне сокращения доли банковского финансирования инвестиций сохранялся крайне низкий уровень привлечения иностранных инвестиций;
3. Оценка динамики и притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь показывает наличие негативных тенденций как в целом за последние пять лет, так и в отчетном 2019 году в сравнении с 2018 годом: наблюдалось как снижение всего притока иностранных инвестиций, так и сокращение чистых иностранных инвестиций.
1. Закон Республики Беларусь от 12 июня 2013 года № 53-3 «Об инвестициях».
2. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018 – Режим доступа: www.economy.gov.by/.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. №4. – С. 6 99.
4. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2019 [электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/.
5. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина - М., 2017.
6. Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. - М.: Высшая школа, 2016.
7. Белоусова, Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий: моногр. / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. - М.: КомКнига, 2017.
8. Биншток, Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. - М.: ИНФРА-М, 2017.
9. Бурковский Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2018. - 156 c.
10. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. Минск: Выш. шк., 2017. 688 с.
11. Симкина, Л.Г. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Л.Г. Симкина. М.: КНОРУС, 2018. 336 с.
12. Экономическая оценка инвестиций: Учебник / Под ред. Римера М. И.. - СПб.: Питер, 2017.
13. Турманидзе, Т.У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: Учебник / Т.У. Турманидзе. - М.: Юнити, 2015.
14. Турманидзе, Т.У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: Учебник / Т.У. Турманидзе. - М.: Юнити, 2016.
15. Чернов, В.А. Инвестиционный анализ. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМО. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ, 2017.