Введение
Глава I Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе
1.1 Формирование произвольного внимания в онтогенезе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с аутистическими нарушениями
Выводы по первой главе
Глава II Экспериментальное исследование состояния сформированности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с аутистическими нарушениями
2.1 Цель, методы и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования состояния сформированности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста у детей с аутистическими нарушениям
Выводы по второй главе
Глава III Методические рекомендации по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с аутистическими нарушениями
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм. Ранний детский аутизм характеризуется искаженным развитием.
Дошкольный возраст – это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма, которые уже были детально описаны выше. Это – время сложившейся картины проявлений синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития нашего государства.
Проблему развития произвольного внимания у детей с аутизмом в историческом аспекте можно рассматривать с различных противоположных теоретических позиций. Большая часть исследований подтверждает, что произвольное внимание у детей дошкольного возраста с аутизмом развито недостаточно. Анализ данных, связанного с темой нашего исследования, показал, что проблема изучение развития произвольного внимания у детей с аутистическими нарушениями является интересной и актуальной.
Глава I Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе
1.1 Формирование произвольного внимания в онтогенезе
Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности [8, с. 44]. Внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении) [13, с. 17].
Говоря о развитии и воспитании внимания, имеют в виду совершенствование его свойств, которые можно условно разделить на три группы: свойства, характеризующие силу, широту, и динамические свойства внимания.
1. Свойства, характеризующие силу (интенсивность) внимания. К ним относятся сосредоточенность и устойчивость внимания. Сосредоточенность (концентрация) – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. С сосредоточенностью тесно связано такое свойство, как устойчивость – время сохранения сосредоточения, длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость утомляемости и отвлечению.
2. Свойства, характеризующие широту внимания. Это объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности.
3. Динамические свойства внимания. Это, прежде всего, колебание – непроизвольное периодическое кратковременное изменение интенсивности внимания, и переключение – сознательный перенос внимания с одного объекта на другой, быстрый переход от одной деятельности к другой [21, с. 146].
Глава II Экспериментальное исследование состояния сформированности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с аутистическими нарушениями
2.1 Цель, методы и организация экспериментального исследования
Экспериментальное изучение проводилось на базе СШ №42 г. Минска, с детьми старшего дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 5 детей с аутизмом: 3 мальчика, 2 девочки. Список учащихся представлен в Приложении А.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом и определение наиболее эффективных форм и методов его развития.
В данной работе изучены два свойства произвольного внимания – продуктивность и устойчивость.
Для выявления исследования была выбрана методика, которая соответствовала целям и задачам нашей работы и дала возможность получить значимые результаты: методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) – буквенный вариант [3].
Цель: определение уровня мобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, устойчивости внимания.
Материал: бланк теста (Приложение Б), на котором в случайном порядке напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65 букв в каждом ряду, секундомер.
Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Работать начинайте по моей команде. Время работы 10 минут. По прошествии каждой минуты по моему сигналу нужно ставить в тексте – там, где вы «находитесь»,– вертикальную черту».
Глава III Методические рекомендации по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с аутистическими нарушениями
В процессе подготовки к школе деятельность детей старшего дошкольного возраста должна быть направлена не только на усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности, которая является предпосылкой для формирования произвольного внимания. Также необходимо применять комплекс различных методов и педагогических технологий, которые способствуют формированию стремления детей к самопознанию, самообучению и саморазвитию. В процессе самостоятельной и творческой коллективной деятельности все компоненты произвольного внимания развиваются значительно быстрее и эффективнее.
Рассмотрим более подробно педагогические методы, которые можно применять в целях развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом необходимо применять различные виды самостоятельных работ. Стоит отметить, что все они должны применяться в комплексе. Также необходимо учитывать, что любая самостоятельная работа должна начинаться с осознания детьми цели действий и способов действий.
Для того чтобы самостоятельная работы была максимально эффективной, необходимо использовать различные методические рекомендации, которые могут быть представлены в виде памяток. Существуют различные виды памяток.
Для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с аутистическими нарушениями должен быть хорошо развит компонент целеполагания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Понятие произвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным. Произвольное внимание это внимание, которое произвольно, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект. Обычно рассматривается в противопоставлении вниманию непроизвольному, не связанному с волевыми усилиями. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное.
Аутизм это психическое расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге и отмечающееся всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями. Данные признаки аутизма обычно возникают с трех лет. Понятие аутизм обширно и многогранно, так же и виды аутизма различны по своему проявлению. Специальные педагоги и психологи создают программы развития и обучения детей данной категории. Проблема воспитания и социальной адаптации людей с аутизмом остается до сих пор нерешенной. Ребенок с аутизмом – загадка, явление неординарное. Такие дети обращают на себя внимание сверстников, становясь порой объектом для насмешек. Основные нарушения, часто встречаемые при детском аутизме: нарушение исследовательского поведения, нарушения пищевого поведения, нарушение поведения самосохранения, нарушения моторного развития, нарушения восприятия, трудности в концентрации внимания, нарушения памяти, особенности мышления, проблемы в поведении и т.д.
1. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. – СПб. Нико. – 2012. – 288 с.
2. Аслаева, Р. Г. Основы специальной педагогики и психологии / Р. Г. Аслаева. – Уфа Изд-во БГПУ, 2011. – 136 с.
3. Бардышева, Т. Ю. Логопедические задания для детей 4-5 лет. Учебно-практическое пособие / Т. Ю. Бардышева – СПб. : Речь, 2016. – 36 с.
4. Белкина, В. Н. Дошкольник: Обучение и развитие: воспитателям и родителям / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина – Ярославль. Академия развития, 2008. – 256 с.
5. Бургасова, Н. Е. Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии / Н. Е. Бургасова, С. Ю. Танцюра // Логопед. – 2014. – №8. – с. 112-117.
6. Бурцева, И. В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Бурцева // Дошкольная педагогика. – 2013. – №2. – С. 63-68.
7. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / Л. А. Венгер. – М. Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2003. – 160 с.
8. Виноградова, Е. И. Особенности поведения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и методы педагогического воздействия во время занятий с педагогом / Е. А. Виноградова // Проблемы педагогики. – 2016. – №2(13). – С. 43-47
9. Выготский, Л. С. Вопрос о детской психологии / Л. С. Выготский. – М. : Прометей, 2007. – 254 с.
10. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко: учебно-методическое пособие. – М. «ЦГЛ», 2002. – 53 с.
11. Дубовик, Л. Н. Методика диагностики уровня развития школьно-значимых функций у детей / Л. Н. Дубовик // Логопед в детском саду. – 2012. – №4. – С. 38-53.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – М.: Речь, 2011. – 12 с.
13. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Кисилева. –М. : Речь, 2012. – 22 с.
14. Ивченко, Е. П. Игры в коррекционной работе логопеда / Е. П. Ивченко // Дошкольная педагогика. – 2014. – №1. – С. 46-50.
15. Иванова, С. Л. Специфические нарушения умственного развития и поведения у детей с ранним детским аутизмом и способы их коррекции / С. Л. Иванова // Педагогические науки. – 201. – №3. – С. 45-50.
16. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Академия, 2004. – 288 с.
17. Калишенко, В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками / В. Калишенко. – М. : Знание, 2007. – 168 с.
18. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – М. : Генезис. 2002. – 202 с.
19. Куценко, Е. Все дети – особые. Советы по организации инклюзии / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников 1 сентября. –2014. – №7-8. – С. 10-11.
20. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К. С. Лебединская, К. В. Лебединский : учебное пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2013. – 303 с.
21. Линдсли, Д. Б. Эмоции / Д. Б. Линдсли // Экспериментальная психология. – М. : Инлит, 2000. – С. 132-151.
22. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук : учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ – СПб. : Речь, 2006. – 400 с.
23. Маланов, С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: теоретические и методические материалы / С. В. Маланов. – М. : МПСИ, 2010. – 212 с.
24. Микляева, Н. В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / Н. В. Микляева. – М. : Сфера, 2013. – 160 с.
25. Никольская О. С. Особенности психического развития детей с аутизмом / О. С. Никольская, М. Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2014. – № 18–1. – С. 2.
26. Никольская О. С. Изучение проблемы детского аутизма в России / О. С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2014. – № 19–2. – С. 1-2.
27. Новикова, Н. В. Цветотерапия на логопедических занятиях / Н. В. Новикова // Логопед. – 2014. – №1. – С. 43-49.
28. Пашкевич, Т. Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет / Т. Д. Пашкевич – М. : Учитель, 2015. – 65 с.
29. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями / Под ред. А. Ю. Кабушко, М. Н. Алексеевой: учебное пособие. – Ставрополь : Изд. СГПИ, 2011. – 372 с.
30. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2005. – 164 с.
31. Перепелкина, А. В. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. ФГОС ДО / А. В. Перепелкина. – М. : Учитель, 2015. – 202 с.
32. Чернышева, В. Ю. Развитие эмоциональной сферы дошкольников / В. Ю. Чернышева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – №4. – С. 102-156.
33. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной – 2-е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2010. – 240 с.