Введение
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей социального взаимодействия формирования навыков у детей с ИН и РАС
1.1 Основные понятия социального взаимодействия детей 4-8 лет
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ИН и РАС
1.3 Особенности социального взаимодействия детей с ИН и РАС
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальной изучение особенностей формирования навыков социального взаимодействия у детей от 4 до 8 лет с ИН и РАС
2.1 Описание диагностического инструментарий для изучения социального взаимодействия у детей 4-8 лет с ИН и РАС
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения социального взаимодействия у детей 4-8 лет с ИН и РАС
2.3 Формирование навыков социального взаимодействия у детей 4-8 лет с ИН и РАС
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Актуальность проблемы изучения связана с тем, что отношения с другими людьми играет важнейшую роль в развитии личности ребенка. Опыт социального взаимодействия во многом определяет особенности отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающей действительности в целом.
Возраст от 4 до 8 лет представляет собой период активного развития ребенка. Он является наиболее сензитивным периодом для формирования и развития навыков социального взаимодействия. У детей в возрасте от 4 до 8 лет уже формируется умение слушать, умение излагать свои мысли, навыки межличностного общения с другими детьми и взрослыми. Однако не всегда социального взаимодействия могут быть сформированы на достаточном уровне – нарушения интеллектуального развития и расстройства аутистического спектра у детей может явиться фактором, препятствующим полноценному позитивному взаимодействию с окружающими. В связи с вышеизложенным становится актуальным рассмотрение проблемы социального взаимодействия у детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Проблемой изучения социального взаимодействия детей занимались ученые, среди которых Г.М. Андреева, Р.С. Буре, Б.П. Жизневский, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Т.А. Репина, А.П. Усова. Под социальным взаимодействием авторы понимают важнейшее условие развития ребенка, обеспечивающее их успешную социализацию и интеграцию в общество.
Проблема формирования социального взаимодействия детей находит свое отражение в работах таких современных исследователей как О.Ф. Борисова, Н.В. Иванова, Н.А. Кузнецова, Л.В. Пронина, С.А. Шмаков, Т.Ю. Щербакова.
Однако, анализ работ показал недостаточное количество исследований, направленных на изучение проблемы формирования навыков социального взаимодействия у детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования навыков социального взаимодействия у детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС) и слабой разработанностью практических путей формирования навыков социального взаимодействия у детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Актуальность и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование навыков социального взаимодействия у детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС)».
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей социального взаимодействия формирования навыков у детей с ИН и РАС
1.1 Основные понятия социального взаимодействия детей 4-8 лет
Взаимодействие является элементом любой совместной деятельности. Потому взаимодействие всегда является социальным. Взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность является главной особенностью взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон представляет собой причину другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие индивидов и их структур.
В отечественной психологии взаимодействие рассматривается не только как влияние людей друг на друга, но и как непосредственная организация их совместных действий, позволяющая им реализовать общую деятельность [16, с. 142].
Взаимодействие характеризуется значимостью для его участников. По определению А.В. Кандауровой, взаимодействие – это любое поведение индивида, имеющее значение для других людей, группы или общества в конкретный момент и в будущем [12, с. 94].
Категория «взаимодействие» отражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые различаются по социальным позициям и ролям.
В психологии принято различать межличностное и межгрупповое взаимодействие [16, с. 149]. Под последним понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия нескольких групп друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.
Межличностное взаимодействие – это объективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. Это понятие используют и для характеристики системы действующих межличностных контактов людей в процессе совместной деятельности, и для описания развернутых во времени, взаимно ориентированных реакций людей друг на друга в ходе совместной деятельности [18, с. 53].
В работе В.Н. Крысько приводятся следующие основные признаки межличностного взаимодействия:
- наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (или объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
- доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
- ситуативность, т.к. жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами и интенсивностью отношений, что обусловливает изменчивый характер взаимодействия;
- рефлексивная многозначность, т.е. зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников [16, с. 148].
Глава 2. Экспериментальной изучение особенностей формирования навыков социального взаимодействия у детей от 4 до 8 лет с ИН и РАС
2.1 Описание диагностического инструментарий для изучения социального взаимодействия у детей 4-8 лет с ИН и РАС
Цель обследования: выявить уровень сформированности навыков социального взаимодействия у детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Эмпирическое исследование включало в себя три этапа:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор методов и методик диагностики, была сформирована выборка исследования.
На втором этапе происходило обследования навыков социального взаимодействия у детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС).
На третьем этапе, основываясь на полученных результатах диагностики, были разработаны методические рекомендации по формированию навыков социального взаимодействия у детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обследования Т.А. Репиной, Н.И. Роговцевой [22], количественный и качественный анализ.
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 20 детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Выборка исследования была поделена на две группы. В экспериментальную группу составили 10 детей с расстройствами аутистического спектра (РАС); в контрольную группу составили 10 детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН).
В качестве основных показателей социального взаимодействия использовались следующие параметры:
– сформированность коммуникативных навыков (широта круга общения), интенсивность общения, избирательность общения, потребность в общении, устойчивость групповых объединений);
– субъективная значимость сверстника для ребенка, которая проявляется в общем интересе к другому, в эмоциональной вовлеченности в действия другого;
– просоциальность поведения, направленного на сверстника, т.е. способность уступить, помочь, поделиться тем, что нужно самому;
– способность к сочувствию и сопереживанию, которая выражается в реакции ребенка на успехи и неудачи другого (радоваться успехам и огорчение при неудачах).
Заключение
Социальное взаимодействие представляет собой сложный феномен, включающий межличностное или межгрупповое взаимодействие между субъектами, которое является основой межличностных (межгрупповых) отношений, реализуемых посредством общения. Основными навыками социального взаимодействия являются: коммуникативные навыки, навык самостоятельного и ответственного поведения, навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать; принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь; согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников, договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии. Основные нарушения, часто встречаемые при РАС и отражающие психологические особенности детей следующие: нарушение исследовательского поведения; нарушения пищевого поведения; нарушение поведения самосохранения; нарушение моторного развития; трудности в концентрации внимания; нарушения памяти; особенности мышления; поведенческие проблемы. Интеллектуальная недостаточность является нарушением в психофизиологическом развитии учащегося, которое имеет существенные различия в структуре, степени тяжести и возможностях исправления (компенсации) нарушения. Основное отставание в развитии – нарушение когнитивной активности – вызвано органическим повреждением коры головного мозга.
Формирование навыков социального взаимодействия детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС) запаздывает в отличие от развития нормативных детей. На это влияют характерные особенности детей, которые были описаны выше. Навыки социального взаимодействия специфичны у детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС) в связи с их своеобразным восприятием мира, пониманием обращенной речи, самими высказываниями детей и другими особенностями психического развития. Данная категория детей также характеризуется заторможенным темпом развития отношений в социуме. Многие представления о социальных отношениях не сформированы, следовательно, это приводит к нарушению коммуникативной сферы.
С целью выявления уровня сформированности навыков социального взаимодействия у детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС). В исследовании приняли участие 20 детей от 4 до 8 лет с интеллектуальной недостаточностью (ИН) и расстройствами аутистического спектра (РАС).
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
2. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
3. Бондарева, Г. С. Конфликты в детском коллективе и способы их разрешения / Г. С. Бондарева, К. В. Булах // Вестник НГГТИ. – 2016. – № 1. – С. 14-19.
4. Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / О. Ф. Борисова. – Челябинск, 2009. – 19 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
6. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до 6 лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – Москва: Интор, 1996. – 160 с.
7. Галушко, И. Г. Социализация детей и всестороннее развитие ребенка / И. Г. Галушко // Концепт. – 2015. – Т. 37. – С. 106-110.
8. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 486 с.
9. Евдокимова, О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста / О. В. Евдокимова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 205-207.
10. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Т. Б. Епифанцева – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
11. Иванова, Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Иванова. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.
12. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
13. Кандаурова, А. В. К вопросу о структуре социального взаимодействия / А.В. Кандаурова // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 93-97.
14. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – М.: Академия, 1997. – 386 с.
15. Карвасарская Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы / Е.Карвасарская. – М.: Издательство: Генезис, 2010 г.
16. Кобрина, Л. М. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе. / Л. М. Кобрина, И. М. Медведева. – СПб.: Изд-во «Наука-Питер». – 2007. – 223 с.
17. Коломинский, Я. Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 35-42.
18. Крысько, В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
19. Кузнецова, Н. А. Развитие социального взаимодействия старших дошкольников в условиях интегрированного обучения / Н. А. Кузнецова // Науковедение. – 2012. – № 2. – С. 17-73.
20. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
21. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – М.: МОиПК, 1995. – 144 с.
22. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь,2007 г.
23. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. – М.:Издательство: Теревинф, 2005г.
24. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение /О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О. С. Аршатская – М.: Издательство: Теревинф, 2005г.
25. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
26. Основы специальной психологии/под ред. Кузнецовой Л.В., Москва, Академия, 2005 г.
27. Пронина, Л. В. Формирование взаимодействия детей со сверстниками раннего и младшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Л. В. Пронина. – Москва, 2009. – 19 с.
28. Репина, Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т. А. Репиной. – М.: Педагогика, 1987. – 192 с.
29. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Е. Г. Федосеева. – Москва.: МПГУ, 1999. – 191 с.
30. Шмаков, С. А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Шмаков. – Москва, 1997. – 19 с.
31. Щербакова, Т. Ю. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в игре.: автореф. дис. … канд. пед. Наук: 13.00.03 / Т. Ю. Щербакова. – Ростов-на-Дону, 2006. – 18 с.
32. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.