ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие и характеристики памяти
1.2 Память детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Методы и организация исследования
2.3 Результаты исследования
2.4 Коррекционно-развивающая программа формирования памяти детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что дошкольный возраст – период быстрого познавательного развития, когда закладывается фундамент интеллекта, создаются наиболее благоприятные условия для развития памяти.
Сегодня проблема диагностики и развития памяти детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью является актуальной и социально значимой. Большой интерес к разным её сторонам обусловливается исключительно значимой ролью данного процесса в организации образовательной работы в образовательных учреждениях.
Исследования Л. С. Выготского, Г. М. Дульнева, Л. В. Занкова, К. С. Лебединской, А. Н. Леонтьева, В. Г. Петровой, С. Я. Рубинштейн показали, что у большинства детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью вследствие функциональных изменений головного мозга наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания.
Им также свойственно неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
Память детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью развита очень слабо. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала, что не удивительно. Ведь дети только еще начинают овладевать родной речью. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал – яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго.
Известно, что запоминание облегчается в тех случаях, когда детей побуждают назвать воспринимаемый объект. Большие трудности вызывает у дошкольников необходимость припоминания воспринятого материала.
1. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие и характеристики памяти
Память - это способность мозга, с помощью которой информация кодируется, хранится и извлекается при необходимости. Часто память понимается как система обработки информации с явным и неявным функционированием, состоящая из сенсорного процессора, кратковременной (или рабочей) памяти и долговременной памяти [2].
Память с психологической точки зрения – это процесс сохранения прошлого опыта, который делает возможным его повторное применение в деятельности и возвращение в область сознания. Память объединяет человека с его прошлым, настоящим и будущим, является важной функцией в познании, которая лежит в основе обучения и общего развития [17].
Проблеме памяти посвящены исследования П. П. Блонского, А. Бэна, Л. С. Выготского, К. Грооса, Л. В. Занкова, В. Я. Ляудис, Н. М. Сеченова и других учёных. Учеными обсуждались вопросы механизмов нарушения памяти и ее функционирования. Ими изучены прочность произвольного и непроизвольного запоминания, полнота, точность, зависимость запоминания от индивидуальных особенностей [5].
Память включает следующие процессы:
1. Запоминание заключается в запечатлении и последующем сохранении полученной информации.
2. Хранение – процесс накопления информации в структуре памяти, который включает его переработку и усвоение.
3. Воспроизведение и узнавание состоят в актуализации элементов прошлого опыта.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Цели и задачи исследования
Цель исследования – исследовать особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности и характеристики памяти;
- изучить особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью;
- выполнить диагностику памяти детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- сравнение;
- описание;
- синтез;
- тестирование.
Анализ научно методической литературы проводился с целью изучения проблемы исследования. Были изучены литературные источники в области педагогики и психологии. Всего было проанализировано 19 литературных источников.
Тестирование проводилось с целью диагностики памяти детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Опишем методики, включенные в диагностический комплекс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, память с психологической точки зрения – это процесс сохранения прошлого опыта, который делает возможным его повторное применение в деятельности и возвращение в область сознания. Память объединяет прошлое человека с его настоящим и будущим и является важной познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Существуют различные классификаций видов памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная и словеснологическая память); по характеру целей деятельности (непроизвольная и произвольная память); по времени закрепления и сохранения материала (сенсорная, кратковременная и долговременная память).
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют определенные особенности. Как показали исследования, дети с интеллектуальной недостаточностью осваивают все новое довольно медленно, только лишь после многочисленных повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не могут вовремя использовать приобретенные знания и умения на практике. Слабость мышления, мешающая детям с интеллектуальной недостаточностью выделить главное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его части и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко снижает качество их памяти.
Дети с интеллектуальной недостаточностью обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминаем. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают серьезные трудности при запоминании материала. Однообразные, многократные повторения не оказывают существенного положительного влияния на результаты мнемической деятельности.
1. Айзман, Р. Память и внимание – компоненты психического здоровья [Текст] / Р. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – Новосибирск : Наука, 2002. – № 19. – 79 с.
2. Астапов, В. М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития [Текст] : учеб. пособие для студ. и слушателей спец. факультетов. – М. : Международная педагогическая академия. – 2005. – 264 с.
3. Беляков Д. О. Память и ее значение для человека // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2016. – № 13. – С. 52–55.
4. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
6. Григорьевская, И. В. Особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей [Текст] / И. В. Григорьевская // Журнал психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. - № 1. – С. 354 – 358.
7. Григорьевская, И. В. Особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей [Текст] / И. В. Григорьевская // Журнал психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. - № 1. – С. 354 – 358.
8. Дубровина, И. В. Психология: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под общ. ред. И. В. Дубровиной. – 7-е изд., стер. – М. : Издат. центр «Академия», 2008. – 464 с.
9. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – 128 с.
10. Зыкова А. О. Различные виды памяти и основные факторы, влияющие на запоминание учениками новой информации / А. О. Зыкова, Л. В. Грахова, Л. О. Соколова // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : материалы XXXI Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2016. – С. 210–214.
11. Иванова А.С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А.С. Иванова, Е.П. Андреева // Молодой ученый. – 2016. – № 21 (125). – С. 819-822.
12. Караханян К.Г.Возрастные особенности памяти и их влияние на успешность в обучении // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 4. – С. 53-57.
13. Костровский, Г.И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. // Вопросы психологии. – 2008. – 12 с.
14. Лимонова О. О. Особенности проявления памяти и ее влияние на жизнь человека / О. О. Лимонова, Г. В. Диговцов // Приоритетные научные направления: от теории к практике : сб. материалов XXXVIII Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. – С. 88–91.
15. Методы исследования познавательных процессов. Разделы: внимание, память : учеб.-метод. пособие / Вятский гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: Е. П. Ивутина, С. Г. Касимова]. – Киров : Радуга-Пресс, 2015. – 142 с.
16. Немов, Р. С. Психология: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики в 3 т. [Текст] / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 3: 640 с.
17. Психология лиц с умственной отсталостью [Текст] / Составитель Е. А. Калмыкова. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
18. Хацукова З.Х. Исследование особенностей развития слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 44. – С. 74-77.
19. Шамиярова О. А. Исследование различных видов памяти у школьников / О. А. Шамиярова, А. Р. Хасанова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 52.