ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность туризма, его виды и значение для экономики страны
1.2 Основные тенденции развития мирового туристического рынка
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика туристического потенциала Республики Беларусь
2.2 Анализ современного состояния развития международного туризма на территории Республики Беларусь
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Международный туризм как одна из форм международной торговли услугами приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Для него характерны быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений.
На сегодняшний день в большинстве стран мира туризм является од-ной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, играет важную роль в стимулировании социально-культурного, политического и физического развития, способствует повышению экономического благосостояния граждан своей страны, подчиняя этой цели выделение ресурсов на привлечение различных сегментов туристического рынка. Пере-движение туристов как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным структурам, предприятиям и т. д. Развитая туристическая индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги.
Однако в нашей стране туристический бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как за рубежом, изучение экономических и управленческих основ его еще не превратилось в хорошо разработанную отрасль экономической науки, а менеджменту и маркетингу туристских услуг только в последние годы начали обучать на университетском уровне. В этих условиях тем более актуальным представляется освоение зарубежного опыта, а также исследование отечественной практики использования мировых тенденций развития индустрии туризма.
Объектом исследования в настоящей работе выступает международная торговля туристическими услугами, а предметом исследования – особенности организации торговли туристическими услугами в Республике Беларусь.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности организации международной туристской деятельности в Республике Беларуси и рассмотреть перспективы ее развития.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
• определить сущность туризма и его основные виды;
• исследовать значение туризма для национальной экономики;
• выделить современные тенденции развития мирового туристического рынка;
• раскрыть туристический потенциал Республики Беларусь;
• изучить современное состояние туризма в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность туризма, его виды и значение для экономики страны
Путешествие – термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.
Туризм (фр. tourism, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны. С другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен. В истории туризма принято различать четыре этапа:
• до начала XIX в. – элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
• XIX в. – Первая мировая война – революционные изменения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий;
• период между двумя мировыми войнами – начало становления массового туризма;
• после Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. [3, с. 218]
Имея столь длительную историю, туризм до настоящего времени не получил однозначного определения. В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:
• внутренний, т. е. путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране;
• въездной, т. е. путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
• выездной, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. [1]
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика туристического потенциала Республики Беларусь
Развитие туризма в любом регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. При этом в более благоприятной ситуации находятся те страны, территория которых располагает горными массивами и омывается водами тёплых морей.
Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства.
Несмотря на то, что Беларусь не обладает такими знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами, среди которых можно назвать следующие:
• близость к странам Западной Европы и Скандинавии, которые формируют масштабные туристские потоки за рубеж;
• соседство со странами Балтии, России, Польши, что является серьезным ресурсом для развития приграничного туризма;
• древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);
• богатый природный потенциал, самый старый в мире лес – Беловежская пуща, 5 заповедников и национальных парков, 84 заказника республиканского значения, большое количество разнообразных памятников природы. [22]
Государственным регулированием сферы туризма в Республике Беларусь занимается Министерство спорта и туризма, в компетенцию которого входит разработка и принятие нормативно-правовых актов по вопросам туризма, в частности лицензирования туристической деятельности. [18]
Среди особых требований и условий осуществления туристической деятельности значится организация въездного туризма юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность. Это указывает на то, что белорусское государство заинтересовано в привлечении иностранных туристов в страну и увеличении показателей въездного туристического потока. Для развития туристической отрасли на государственном уровне разрабатываются программы развития отрасли.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:
• образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;
• неразвитая туристическая инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материально-технической базы, малое количество гостиничных средств размещения туристического класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
• отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
• низкая интенсивность государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
• невысокое качество обслуживания во всех секторах индустрии туризма из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристических средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. [10]
Такая ситуация привела к тому, что поток туристов в Беларусь с каждым годом теряет свой темп роста и, наоборот, значительно увеличивается количество белорусских граждан, выезжающих за рубеж с туристическими целями. Для преодоления таких негативных тенденций в развитии туристической отрасли необходима системная реструктуризация туристического сектора экономики, создание лояльного законодательства, касающегося туристического бизнеса.
В сложившейся ситуации наиболее привлекательным направлением с экономической точки зрения является организация выездного туризма, что и предопределяет повышенный интерес к туристическому рынку Беларуси со стороны зарубежных туроператоров. [9]
Современное состояние сферы международного туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не занимает такого положения в экономике, как в развитых странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм как естественный вектор развития современного мира в условиях глобализации и интенсивного развития международной торговли становится все более заметной частью мировой торговли, причем рост данной отрасли продолжает сохранять устойчивые темпы.
В результате исследования было рассмотрено определение туризма, который охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
Были также изучены основные типы туризма, в частности внутренний, въездной и выездной. Одновременно исследовано, как эти типы туризма по-разному сочетаются между собой и образуют в свою очередь такие категории туризма, как туризм в пределах страны, национальный туризм и международный туризм.
Кроме классификации туризма Всемирной Туристской Организацией была разработана стандартная классификация целей поездок для оптимизации статистического учета посетителей. Среди таких целей были выделены досуг, рекреация, отдых, посещение знакомых и родственников, деловые цели, лечение, религия и паломничество, прочие цели (транзит). На основе этих целей были классифицированы также туры. Выделяют такие виды туров, как познавательные, рекреационные, оздоровительные, развлекательные, любительские, деловые, рекламные гастрономические, религиозные, экскурсионные и др.
В работе было оценено значение туризма для национальной экономики и установлено, что туризм прямо или косвенно влияет на национальную экономику государства. Сфера туризма участвует в формировании национального дохода, увеличивает доход в сопряженных отраслях, создает инвестиционную привлекательность, дополнительные рабочие места и привлекает валюту в страну за счет экспорта туристских услуг и продуктов. Кроме этого, туризм создает эффект мультипликатора. Проведенное исследование показало, что развитие туризма, не глядя на наличие отдельных негативных последствий для экономик стран, несет в себе целый ряд преимуществ для принимающей страны, в том числе – в экономической сфере.
По итогам исследования тенденций развития мирового туристического рынка было установлено, что рост туризма в 2019 году наблюдался во всех регионах мира.
1. Абдуразакова, Я. М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы Я. М. Абудразакова // Вестник АГТУ. – 2013. – № 3. – С. 159-167.
2. Акопян, М. Международный опыт регулирования въездного туризма // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2016. – № 4. – С.38-47.
3. Александрова, А. Ю. Международный туризм. – М.: КноРус, 2010. – 464 с.
4. Бенько, Е. В. Направления и методы государственного регулирования туристско-рекреационной сферы в регионе / Е. В. Бенько // Экономические науки. – 2011. – № 1. – С. 218-222.
5. Бикташева, Д. Л. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д. Л. Бикташева, Л. П. Гиевая, Т. С. Жданова. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2013. – 272 c.
6. Бородин, В. В. Экономика туризма: учеб. пособие / В. В. Бородин. – М.: Форум, 2011. – 240 c.
7. Всемирная туристическая организация: мировой рынок туризма в 2020 году снизится на 70% [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4358185.
8. Гуков, К. А. Перспективы развития туризма в Беларуси / К. А. Гуков // Беларусь в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 18-19 мая 2017 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого, Гомел. обл. орг. «Белорусское общество «Знание»; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2017. – С. 168-170.
9. Евсеев, Е. Б. Тенденции развития туризма в Республике Беларусь / Е. Б. Евсеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.polessu.by/handle/123456789/9491.
10. Мамедниязов, А. Национальная туристическая индустрия и динамика перемен /А.Мамедниязов // Туризм. – 2013. – № 6. – С. 4-9.
11. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: указ Президента Республики Беларусь № 372 от 02.06.2006 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
12. О развитии агроэкотуризма: указ Президента Республики Беларусь № 365 от 09.10.2017 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
13. Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан: Указ Президента Республики Беларусь № 462 от 26.12.2017 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
14. Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан: Указ Президента Республики Беларусь № 8 от 09.01.2017 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
15. Об утверждении Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 232 от 23.03.2016 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
16. По данным Всемирной туристской организации, в 2019 году в мире зарегистрировано 1,5 миллиарда международных туристических поездок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tohology.com/hospitality/industry/unwto-statistika-mezhdunarodnyh-poezdok/.
17. Рост международного туризма продолжается десятый год подряд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/database/news/5153745.
18. Сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mst.by/ru/.
19. Сайт Национального агентства по туризму Республики Беларусь: официальный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarustourism.by/.
20. Туризм (мировой рынок) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/.
21. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: статистический буклет / Ред. колл.: И. В. Медведева, И. С. Кангро, Ж. Н. Василевская и др. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. – 30 с.
22. Belarus Travel: официальный интернет-портал Национального агентства по туризму Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarus.travel/.