ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ
ГЛАВА 2 СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 3 СООТВЕТСТВИЕ КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О КУЛЬТУРЕ НОРМАТИВНЫМ АКТАМ СНГ ОБ ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что распад Советского Союза привел к разрушению единого пространства советской культуры, которая имела очевидные достижения и заслуги перед советским народом. Развитие национальной культуры, формирование единого образовательного пространства с высокими образовательными стандартами, создание национальных центров научно-технического творчества, порой с нуля, высокий интеллектуальный потенциал советского общества и единое пространство советской массовой культуры-все это не может исчезнуть ни одним политическим решением.
Лидеры новых независимых государств не могли не признать необходимость сделать что-то о развалинах советской культуры. При этом одни политики рассматривают создание Содружества Независимых Государств как "мягкую форму развода" бывших советских республик, которая позволит избежать каких — либо резких излишеств, другие – как возможность преодолеть советский мультикультурализм и сформировать монокультурное государство, постепенно вытесняя носители других национальных культур со своих "территорий".
Действительно, такое разногласие в отношении культуры независимых государств отражается и на всем пространстве СНГ. Однако практика СНГ в сфере культурной политики не полностью удовлетворяет ни одному из них. СНГ не смогло сохранить единое культурное пространство, в котором многонациональные культуры могли бы сохранить свою целостность в соответствии с общей идеальной системой.
Но идея объединения интересов народов постсоветского пространства, в том числе и в сфере культуры, а также некоторые общие ценности, которые исторически сложились, сохранилась в СНГ. Страны, лидеры которых считают нецелесообразным рассматривать единое культурное пространство как пространство равноправного обмена и взаимного обогащения культур народов, в конечном итоге теряют интерес к СНГ. Подавляющее большинство стран-участниц СНГ четко выражают свое желание сохранить и развивать единое культурное пространство.
Объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института международного сотрудничества Республики Беларусь со странами Содружества Независимых Государств.
Предмет исследования выступают нормы ряда национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
Цель работы: выявление перспектив развития международного сотрудничества Республики Беларусь со странами Содружества Независимых Государств.
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ
За 25 лет существования Содружества Независимых Государств страны неизменно проявляют устойчивый интерес к развитию культурного сотрудничества и налаживанию равноправного культурного диалога. За это время была сформирована и существенно расширена нормативно-правовая база культурного обмена: разработаны программы, соглашения, стратегии и типовые законы по широкому кругу вопросов культурного обмена.
В статье 3 Устава СНГ отражены приоритеты культурного сотрудничества и развития культурно-гуманитарных связей, в основе которых лежит уважение культурной самобытности народов, входящих в его состав, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурных обменов.1. основная цель культурного взаимодействия стран СНГ в сфере культуры, обозначенная в документе, - создание условий для формирования общего культурного пространства в сфере культуры, науки, образования, в том числе в сфере туризма. Соглашение о сотрудничестве в области культуры, подписанное 15 мая 1992 года в Ташкенте, стало первым документом Содружества в области культурных отношений и имеет принципиальное значение в этом вопросе. Соглашение предусматривает развитие в СНГ целого ряда культурных обменов: в области музыки, театра, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения, библиотечно-музейного дела, сохранения и рационального использования культурно-исторического наследия [4].
В последующие годы в соответствии с ташкентским соглашением был принят ряд документов, определяющих важнейшие векторы развития сотрудничества в определенных сферах культуры. К ним относятся соглашение о создании межбиблиотечной абонентской системы государств-членов СНГ, соглашение об импорте и экспорте культурных ценностей и соглашение о совместном кинопроизводстве.
Практическая реализация этих направлений отражена в программах основных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в сфере культуры на период до 2000, 2005, 2010, 2015 годов. Положения этих документов позволили разработать общую концепцию сотрудничества государств-участников СНГ в области культуры, принятую в мае 2011 года. В документе СЭЦ излагается «ряд согласованных позиций государств-участников СНГ по вопросам долгосрочного межгосударственного сотрудничества в сфере культуры».
Основной акцент сделан на создании «благоприятных условий для распространения общечеловеческих ценностей народов Содружества, в том числе толерантности, дружбы и добрососедства, культуры мира, межэтнического и межрелигиозного согласия, уважения культур, языков и традиций других народов».
ГЛАВА 2 СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
В современном мире культура является одним из основных факторов в выстраивании эффективной коммуникации между государствами. В настоящее время прочным фундаментом для развития взаимодействия явилось тесное переплетение исторических судеб народов России и Белоруссии в прошлом [Лазоркина 2018: 346].
Культурное сотрудничество плодотворно осуществляется в рамках заключённых межгосударственных договоров России и Белоруссии и является одной из главных целей Союзного государства. В настоящее время все белорусские области и Минск практически напрямую сотрудничают со всеми субъектами России: заключено более 200 соглашений, протоколов и меморандумов, подписаны соглашения о двустороннем сотрудничестве, включая культурный компонент. Правовой базой осуществления российско-белорусского сотрудничества в сфере культуры являются Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 г., а также подписываемые в рамках данного соглашения программы между министерствами культуры Российской Федерации и Республики Беларусь, и, несомненно, Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.
В рамках культурного сотрудничества у русского и белорусского народов особые отношения. 2 апреля празднуется День единения народов Беларуси и России. Именно в этот день в 1996 году в Москве президентами РФ и Республики Беларусь Б. Ельциным и А. Лукашенко был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. 2 апреля проводится ряд торжественных и праздничных мероприятий, особенно в столицах РФ и Республики Беларусь [1, с. 348].
Среди них - множество различных конференций, в которых участвуют представители интеграционных органов, исполнительной и законодательной власти, научной и творческой интеллигенции, молодежи; праздничные концерты, в которых выступают ведущие исполнители и коллективы из России и Беларуси, и прочие культурные мероприятия. В 2004 г. впервые в истории отношений России и Белоруссии прошел Год культуры Республики Беларусь в России, а в 2005 г. состоялся Год культуры Российской Федерации в Беларуси. В рамках Года культура Республики Беларусь проводилась масштабная выставка живописи «100 шедевров из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь» в Государственной Третьяковской галерее. Соответственно, в Национальном художественном музее Республики Беларусь провели выставку «Антология русской живописи XVIII-XX вв.».
ГЛАВА 3 СООТВЕТСТВИЕ КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О КУЛЬТУРЕ НОРМАТИВНЫМ АКТАМ СНГ ОБ ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Республика Беларусь в настоящее время особое внимание уделяет совершенствованию нормативных правовых актов области культуры. Так, 2016 год был назван Годом культуры. В течение года культуры были сделаны значительные шаги в указанном направлении. Одним из основных таких шагов стало принятие Кодекса Республики Беларусь о культуре. Кодекс Республики Беларусь о культуре был подписан Президентом Республики Беларусь 25 июля 2016 года и вступил в силу 3 февраля 2017 года.
Кодекс о культуре был разработан впервые и не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Кодекс объединил около 60 нормативных правовых актов различной юридической силы, таких как законы, указы Президента, постановления Правительства и Министерства культуры. Рассматривая содержание Кодекса Республики Беларусь о культуре, нельзя обойти вниманием использование государством международного опыта в сфере сохранения культурного наследия [16, с. 379].
Цель настоящей главы провести сравнение положений ключевых нормативных актов в сфере сохранения культурного наследия, принятых Содружеством независимых государств, и положений действующего Кодекса о культуре, после чего сделать вывод о роли международного сотрудничества Беларуси в процессе совершенствования внутреннего законодательства. Республика Беларусь ведет активное международное сотрудничество в сфере культуры в рамках Содружества независимых государств.
Именно культуре принадлежит важная объединительная роль, через взаимообогащение культур лежит путь к взаимопониманию народов. Формирование общего гуманитарного пространства, важной составной частью которого является культурная сфера – один из главных приоритетов Содружества независимых государств. В целях содействия развитию культурного сотрудничества между государствами 26 мая 1995 года создан Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ. Совет провел 31 заседание, которые проводились в городах почти всех государств – участников СНГ – Баку, Ереване, Минске, Тбилиси, Астане, Алматы, Москве, Душанбе, Киеве.
На заседаниях Совета рассмотрено более 400 вопросов, касающихся перспектив сотрудничества в области культуры государств-участников СНГ, создания благоприятных условий для развития культурных связей и культурного обмена. Межгосударственное сотрудничество в области культуры осуществляется на основе солидной и постоянно развивающейся договорно-правовой базы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по итогам исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы, которые вытекают из задач, поставленных во введении:
1. Межкультурный диалог стал фактором сотрудничества в СНГ, объединяющим народы разных культур, способствующим уважению к истории, языку, культуре и обычаям других государств, создающим мощный импульс для развития и укрепления интеграционных процессов в различных сферах на широкой социальной основе.
Культурное сотрудничество в рамках единого культурного пространства Содружества Независимых Государств является не только важным фактором формирования региональной системы международных отношений, обеспечения стабильности и интенсивности долгосрочного межгосударственного сотрудничества, но и способствует укреплению региона, тем самым повышая роль и значение стран региона в современном миропорядке в стратегически важном центре Евразийского суперконтинента.
Наконец, сотрудничество в рамках единого культурного пространства отвечает коренным интересам народов Содружества Независимых Государств, развивает их человеческий потенциал и позволяет каждому гражданину этих стран максимально широко удовлетворять свои культурные потребности, в том числе на международном уровне, преодолевать националистические предрассудки и национальную изоляцию, способствовать максимальному развитию личности. Сегодня культурное сотрудничество в СНГ выходит на новые сферы, охватывает новые направления и форматы. Оценивая установленные принципы культурного взаимодействия в рамках СНГ, можно отметить, что современный диалог строится на достаточно прочном месте.
2. Культурная политика Союзного государства ориентирована прежде всего на развитие творческой деятельности и культурного взаимодействия между народами Беларуси и России, а также на сохранение общих исторических ценностей. Сотрудничество осуществляется на межгосударственном и межрегиональном уровнях. Главный принцип культурного сотрудничества России и Беларуси-взаимное обогащение национальных культур и содействие их развитию.
1. Александров, А.А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия. / А.А. Александров - М.: 2009. – 776 с.
2. Баринов, В.А. Первая мировая война: уроки истории для российской нации /В.А. Баринов/ Национальные приоритеты России. 2014. – № 2 (12). – С. 89.
3. Боголюбова, Н. М. Гуманитарное сотрудничество в спорте на пространстве СНГ как фактор интеграции / Ю.В. Николаева, М. А. Боголюбов / Управленческое консультирование. 2016. – № 4. – С. 90–97.
4. Виноградова, К.В. Становление и развитие Союза России и Белоруссии /К.В. Виноградова/ Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2010. – №2. – C. 52-58.
5. Гаврилина, Н.Е. Общность культур как основа Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь /Н.Е. Гаврилина, А.Ю. Давитьян/ Культурная жизнь Юга России. 2015. – № 2 (57). – С. 10.
6. Зацепина, Т.Н. Международно-правовая защита культурных ценностей во время вооружённого конфликта и национальное законодательство Республики Беларусь /Т.Н. Зацепина/ Материалы Международной конференции «Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ. – Минск, 2007. – 641 с.
7. Кодекс Республики Беларусь о культуре : принят Палатой представителей 24 июня 2016 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 2016 г. : текст Кодекса по состоянию на 26 августа 2017 г. - Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://www.pravo.by.
8. Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры : решение Совета Глав Правительств СНГ [Электронный ресурс]. – Минск, 2011. – Режим доступа : http://cis.minsk.by/reestr/ru/printPreview/text?id=3038&serverUrl=http://cis.minsk.by/reestr/ru.
9. Косов, Ю.В. Проблемы политической интеграции на постсоветском пространстве: к вопросу об учреждении Евразийского парламента /Ю.В. Косов, А.В. Торопыгин/ Управленческое консультирование. 2012. – № 3. – С. 132–139.
10. Косов, Ю.В. Содружество Независимых Государств. Институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская дипломатия. / Ю.В. Косов – М.: Аспект-Пресс, 2009.
11. Курылев, К.П. Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего содружества независимых государств /К.П. Курылов, Е.М. Савичева / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 1. С. 61-72.
12. Лазоркина, О.И. Белорусско-российское культурное сотрудничество: к вопросу об историографии проблемы /О.И. Лазоркина/ Постсоветские исследования. 2018. – № 4. – С. 346.
13. Лазоркина, О.И. Гуманитарное измерение Союзного государства России и Беларуси / О.И. Лазоркина / Постсоветские исследования. 2018. – Т. 1. – С. 550-555.
14. Могилевцев, В.А. Отношения республики Беларусь с европейскими странами в гуманитарной и культурной сферах /В.А. Могилевцев/ Постсоветские исследования. 2018. – Т. 1. – С. 405-411.
15. Мысова, Т.Ф. Политические, экономические и духовные особенности формирования Союзного государства России и Беларуси /Т.Ф. Мысова/ Постсоветские исследования. 2018. – Т. 1. – С. 374-381.
16. О культуре : модельный закон [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2004. – Режим доступа : http://www.cis.minsk.by/ page.php?id=7842.
17. О сотрудничестве в области культуры : соглашение [Электронный ресурс]. – Ташкент, 1992. – Режим доступа : http://www.e-cis.info/page.php?id=21901.
18. Петрович-Белкин, О.К. Союзное государство России и Беларуси и ЕС: опыт углубления интеграции и ключевые проблемы взаимодействия /Э.А. Абдурашитов, С. Арас, Д. Мустафин/ Постсоветские исследования. 2018. – № 4. – С. 368-374.
19. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учебное пособие. / М.А. Полякова – М., 2015. – 887 с.
20. Чепайтене, Р. Культурное наследие в глобальном мире. / Р. Чепайтене – Вильнюс, 2010. – 93 с