Введение
1 Теоретико-методологические аспекты понятия прибыли организации
1.1 Экономическая сущность прибыли, ее виды и функции
1.2 Источники формирования прибыли, направления ее распределения и использования
1.3 Основные направления и резервы увеличения прибыли организации
2 Анализ формирования и использования прибыли ОДО «Виталюр»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОДО «Виталюр»
2.2 Анализ динамики состава и структуры прибыли ОДО «Виталюр»
3 Резервы и направления увеличения прибыли ОДО «Виталюр»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Основа экономического развития в рыночной экономике – это показатель прибыли, который является важнейшим показателем эффективности работы организации, и источник его активности. Рост прибыли создает фонд финансирования для реализации воспроизводства организаций и удовлетворения социальных и материальных нужд учредителей и персоналов организации. Прибыль – это обязательства организации перед бюджетом, банками и иными организациями.
Финансовые показатели организации характеризуют величину прибыли и показателем рентабельности. Прибыль организации получают в первую очередь от реализации продукции и от иных видов деятельности (аренда основных средств, торговая деятельность на финансовых рынках и т.д.).
Прибыль является основной причиной для основания новых или раз-вития имеющихся организаций. Желание извлечения прибыли стимулирует людей искать лучшие способы, совокупности ресурсов, придумывать новые продукты, на которые может появиться спрос, использовать организационные и технические нововведения, обещающие рост эффективности производства. Функционируя прибыльно, каждая организация вносит свой вклад в финансовое развитие общества и содействует формированию и приумножению общего богатства и благосостояния нации.
В рыночной экономике весомость прибыли весьма велика. Стремление к прибыли направляет производителей на увеличение объемов производства, потребительских потребностей, снижение себестоимости продукции. С развитием конкурентной борьбы этим добивается не просто самоцель предпринимательства, но и удовлетворение потребностей общества. Для коммерсанта прибыль считается знаком, который указывает, где наибольший темп роста, создает мотив для инвестирования в данные области. Убытки также играют свою роль. Они указывают на ошибки в направленности средств производства и распределения продуктов.
Объем продаж и величина прибыли, показатели рентабельности находятся в зависимости от производственной, сбытовой, маркетинговой и финансовой деятельности организаций, иными словами, эти показатели охватывают все стороны бизнеса.
В рыночной экономике направленность организаций на извлечение прибыли считается обязательным условием для их эффективной коммерческой деятельности, аспектом выбора подходящих направлений и способов данной деятельности. Управление формированием, распределением и использованием прибыли считается важным процессом, обеспечивающим как необходимости развития организации, так и образование доходов госбюджета.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность прибыли, ее виды и функции
Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.
Существует большое количество определений понятия «прибыли». Например, в большом экономическом словаре прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг. [2, с. 624]
В финансово-кредитном энциклопедическом словаре прибыль представляет собой разницу между доходами, полученными от реализации продукции, основных средств и иного имущества, выполненных работ, оказываемых услуг, внереализационной деятельности, и начисленной суммой затрат на производство, реализацию продукции и осуществление других видов деятельности. [21, с. 529]
И. А. Бланк определяет прибыль как выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, как разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. [1, с. 277]
Н. Б. Клишевич характеризует прибыль в качестве конечного положительного финансового результата предприятия, представляющего собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. [8, с. 83]
Вместе с тем Д. С. Моляков считает прибыль денежным выражением части стоимости прибавочного продукта. [13, с. 24]
Г. В. Савицкая утверждает, что прибыль – это часть чистого дохода, непосредственно получаемого субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции. [19, с. 131]
И наконец Н. Н. Селезнева находит прибыль чистым доходом предпринимателя на вложенный капитал, разностью между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе хозяйственной деятельности. [20, с. 19]
Анализ представленных подходов показывает, что в экономической литературе под прибылью понимается:
• денежное выражение части стоимости прибавочного продукта;
• чистый доход предпринимателя на вложенный капитал;
• разность между совокупными доходами и совокупными затратами;
• конечный положительный финансовый результат предприятия. [22, с. 176]
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОДО «ВИТАЛЮР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОДО «Виталюр»
ОДО «Виталюр» осуществляет свою деятельность с 1995 года и входит в перечень импортеров, обеспечивающих исключительное право государства на импорт рыбы и морепродуктов. Основным направлением деятельности компании была и остаётся оптовая и розничная торговля широким ассортиментом свежемороженой рыбы и морепродуктов, рыбной продукцией собственного производства, а также разнообразными группами продовольственных товаров.
Работая с лучшими в мире компаниями по рыболовству и рыбоводству, эксклюзивными соглашениями и самой широкой дистрибьюторской сетью, ОДО «Виталюр» приобрел прочную репутацию привлекательного партнера, надежного поставщика и эффективной команды, работающей в общих интересах. Прямые связи с поставщиками, производителями и собственное производство по переработке рыбы позволяют компании поддерживать одни из самых низких цен на рынке.
В соответствии с планами развития на 2016-2020 годы основными задачами ОДО «Виталюр» являются расширение дистрибьюторской сети, развитие производства, расширение ассортимента реализуемой продукции и создание новых рабочих мест.
Основная задача ОДО «Виталюр» – обеспечить потенциального потребителя высококачественными продуктами питания и сопутствующими товарами по доступным ценам. Более того, задача состоит не только в предоставлении качественной продукции, но и в предоставлении современных профессиональных услуг клиентам.
Собственность – частная.
Уставный фонд предприятия составляет 19500 тыс. рублей.
Источниками формирования имущества торговой организации являются: денежные и материальные взносы учредителя; доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные и благотворительные добровольные взносы, в том числе пожертвования организаций и граждан; капитальные вложения бюджета.
Общество является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
3 РЕЗЕРВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОДО «ВИТАЛЮР»
Ранее теоретически были рассмотрены основные направления, резервы, то есть неиспользованные возможности, реализация которых приводит к увеличению прибыли. Среди них рост объема производства продукции, увеличение объема продаж продукции, адаптация цен к чувствительности рынка, оптимизация структуры производимой и продаваемой продукции, снижение себестоимости производства и реализации продукции, повышение качества и конкурентоспособности продукции и увеличение доходов от прочей деятельности предприятия.
Далее рассмотрим реализацию таких возможностей касательно ОДО «Виталюр».
По результатам проведенного анализа финансово-экономических показателей организации было выявлено, что управленческие расходы и расходы на реализацию продукцию достаточно высокие. В связи с этим увеличение объемов продаж продукции позволит распределять данные расходы на больший объем продукции, что в итоге позволит снизить цену продукции и, как результат, привлечь больше потребителей и получить большую прибыль на масштабе реализации. Кроме этого, чтобы увеличить объем продаж можно рассмотреть и усовершенствовать маркетинговые мероприятия компании. Предложить для различных групп потребителей скидки, льготы и т.д. С целью увеличения продаж можно продолжить развивать торговую сеть, в частности осуществить строительство торговых точек в регионах, где они еще отсутствуют. Выход на новые рынки позволит заполучить больший объем потенциальных потребителей.
Определим резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции. Уровень рентабельности за 2019 г. составил 1,47%, т.е. на каждый рубль реализованной продукции приходится 0,47 руб. прибыли. В ОДО «Виталюр» при существующем оборудовании и повышении уровня организации продаж объем реализации за 2020 г. должен увеличиться по расчетам планово-экономического отдела – на 2%.
Таким образом, резерв роста объема реализации продукции составит:
569074 × 0,02 = 11381,48 тыс. руб.
Резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции составит:
0,47×11381,48 = 5349,29 тыс. руб.
При этом сам объем реализации продукции составит:
569074 + 11381,48 = 580455,48 тыс. руб.
Более подробно рекомендуется изучить ассортимент продукции, объемы их продажи и прибыль по каждой товарной номенклатуре. В результате этого оптимизировать структуру предлагаемого ассортимента в пользу более рентабельных товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования была раскрыта экономическая сущность прибыли. Прибыль с теоретической точки зрения представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности. Также как и существуют различные формулировки определения прибыли. Тем не менее, все они основаны на следующих характеристиках прибыли: денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, разность между совокупными доходами и совокупными затратами, конечный положительный финансовый результат предприятия.
Кроме определения сущности прибыли были изучены ее основные функции. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет экономическую, стимулирующую и формирующую функции.
Одновременно была рассмотрена классификация прибыли и ее основные виды в зависимости от направления деятельности предприятия, состава включаемых элементов, характера деятельности предприятия, налогообложения, учета фактора инфляции, экономического содержания, характера использования прибыли и т.д.
Более подробно в качестве основополагающих для анализа эффективности функционирования предприятия были учтены показатели прибыли, которые отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий. Это такие виды прибыли, как валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль.
Вместе с тем были выявлены ключевые источники формирования прибыли, изучены направления ее распределения и использования. Очевидно, что очень важно понимать механизм формирования прибыли, поскольку основные источники образования прибыли могут послужить для выявления факторов, влияющих на объем прибыли. На их основе осуществляется поиск основных резервов увеличения прибыли организации. В результате теоретического исследования было показано, что на формирование прибыли предприятия оказывают влияние объем продаж, уровень цен, себестоимость, управленческие и коммерческие расходы и т.п.
Не менее важное значение имеет эффективное распределение и использование прибыли на предприятии. Главным образом прибыль распределяется на создание и пополнение целевых фондов (фонд накопления, потребления и резервный фонд), средства из которых в свою очередь используются для расширения производства и увеличения активов предприятий, мотивации персонала и др.
1. Бланк, И. А. Управление финансовыми ресурсами / И. А. Бланк. – М.: Омега-Л, 2011. – 768 с.
2. Большой экономический словарь: 26500 терминов / авт. и сост.: А. Н. Азрилиян; под ред. А. Н. Азрилияна. – Изд. 7-е, доп. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 1472 с.
3. Бурыкин, А. Д. Факторы, формирующие рыночную цену товара / А. Д. Бурыкин // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2017. – № 4. – С. 124-133.
4. Бурыкин, А. Д. Ценностный подход в ценообразовании / А. Д. Бурыкин // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3-13 (24). – С. 23-25.
5. Бурыкина, Н. М. Методика оценки эффективности работы организации / Н. М. Бурыкина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3-13 (24). – С. 26-28.
6. Витун, С. Е. Финансы предприятий: учеб. пособие / С. Е. Витун, А. И. Чигрина. – Гродно: ГрГУ, 2009. − 305 с.
7. Войтов, А. Г. История экономических учений: учебное пособие / А. Г. Войтов. – М.: Дашков и К, 2016. – 228 с.
8. Клишевич, Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ / Н. Б. Клишевич. – М.: КНОРУС, 2016. – 245 с.
9. Мануйленко, В. В. Управление прибылью организации: учебное пособие / В. В. Мануйленко, Т. А. Садовская. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 312 с.
10. Мироседи, С. А. Корпоративная социальная ответственность как фактор повышения прибыльности компании / С. А. Мироседи, В. А. Репринцев // Вопросы экономических наук. – 2013. – № 3(61). – С. 72-73.
11. Мироседи, С. А. Пути повышения конкурентоспособности продукции / С. А. Мироседи, Т. Г. Мироседи // Современные аспекты экономики. – 2010. – №8 (156). – С. 46-49.
12. Мироседи, С. А. Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия / С. А. Мироседи, Т. Г. Мироседи, Ю. С. Веремеева // Символ науки. – 2016. № 5. – С. 54-58.
13. Моляков, Д. С. Теория финансов предприятий: учеб. пособие / Д. С. Моляков, Е И. Шохин. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 110 с.
14. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ОДО «Виталюр» за 2017 год.
15. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ОДО «Виталюр» за 2018 год.
16. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ОДО «Виталюр» за 2019 год.
17. Поздняков, В. Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий / В. Я. Поздняков [Электонный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://studref.com/631878/ekonomika/analiz_i_diagnostika _finansovo-hozyaystvennoy_deyatelnosti_predpriyatiy.
18. Руткаускас, Т. К. Экономика предприятия: учебник / Т. К. Руткаускас, Г. И. Журухин. – Екатеринбург: РГППУ, 2014. – 290 с.
19. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник для студентов высших учебных заведений / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 647 с.
20. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 639 с.
21. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / По общ. ред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 1165 с.
22. Хайдукова, Д. А. Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы анализа / Д. А. Хайдукова // Вопросы экономики и управления. – 2016. – № 5 (7). – С. 175-179.
23. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 208 с.
24. Экономическая сущность прибыли. Виды прибыли [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека. – Режим доступа: https://students-library.com/.