Введение
1 Теоретические аспекты развития торговли и культуры потребления
1.1 Понятие торговых предприятий и их виды
1.2 Функции торговли
2 Анализ торговой деятельности Любанского РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика Любанского РАЙПО
2.2 Анализ средств, приемов и методов формирования потребительского спроса и культуры потребления в исследуемой организации
3 Рекомендации по повышению потребительского спроса и культуры потребления в Любанском РАЙПО
3.1 Перспективы развития торговли на современном этапе в Любанском РАЙПО
3.2 Экономический эффект предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Торговля – древний вид экономической деятельности человека, который известен еще с каменного века. Начало торговле положил обмен имеющимися у людей ценностями. Впрочем, как и в пещерные времена, так и сейчас, основой торговли всегда был обмен товарно-материальными ценностями. Стороны, участвующие в обмене, всегда стараются извлечь из него выгоду [1, с. 57].
Торговля стоит в числе самых могущественных факторов, влияющих на исторические процессы. Неизвестно ни одного периода истории, когда она не оказывала бы какого-либо влияния на жизнь общества.
Таким образом, торговля – это вид деятельности, который направлен на осуществление купли-продажи товаров, товарообмена, а так же осуществление процессов, связанных с этим – хранение товара, подготовка к продаже, доставка товара, обслуживание покупателей.
Торговля представляет собой одну из важных областей деятельности, в ней пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. Предприятия на сегодняшний день реализуют свою деятельность в различных областях хозяйства (с/х, промышленности, торговле и т.д.) они могут заниматься как одним видом деятельности, так и несколькими.
Именно предприятия производят, реализуют товары, проводят работы услуги либо другие виды коммерческой деятельности. Торговля становится наиболее стабильной областью в развитии рыночных отношений. Задача торговли заключается не только в том, чтобы довести товар до конечного потребителя, но и активно влиять на формирование потребительского спроса, это не может быть без качественного торгового обслуживания. Проблема качества торгового обслуживания все время волнует и продавцов и покупателей, и это является закономерным [2, с. 174].
Актуальность работы обуславливается несколькими обстоятельствами, таким как: торговое обслуживание представляет собой важный инструмент в конкурентной борьбе предприятий, торговое обслуживание оказывает большое воздействие на удовлетворенность и настроение потребителей, результативность торгового обслуживания способствует увеличению главных экономических показателей хозяйственной деятельности торговых предприятий.
Целью данной работы является исследовать роль торговли в формировании потребительского спроса и культуры потребления на примере Любанского РАЙПО.
Для выполнения поставленной цели необходимо решать ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты развития торговли и культуры потребления;
- дать организационно-экономическую характеристику Любанского РАЙПО.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ И КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
1.1 Понятие торговых предприятий и их виды
Торговое предприятие – это первичное основное звено сфер торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода, сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
В торговых организациях производственный процесс, как правило, отсутствует, их деятельность связана с перепродажей ранее приобретенных или полученных товаров [3, с. 67].
Коммерческая деятельность торговых организаций складывается из следующих этапов:
1. Определение потребности в товарах;
2. Выбор поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;
3. Заключение договоров на поставку (куплю-продажу) товаров;
4. Организация комплекса технологических операций (разгрузка товаров, приемка товаров по количеству и качеству, их хранение и перемещение);
5. Продажа товаров и оказание разнообразных услуг покупателям;
6. Рекламно-информационная работа.
Торговая деятельность подразделяется на оптовую и розничную в зависимости от направления использования приобретенных товаров. Форма торговой деятельности определяет особенности организации и ведение бухгалтерского учета [4, с. 42].
Виды и особенности деятельности предприятий оптовой торговли Предприятие оптовой торговли специализируется на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями – производителями товаров и розничными торговыми предприятиями (или другими оптовыми покупателями), а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
Основными задачами оптово-розничного предприятия являются:
- поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;
- закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;
- формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
- обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
- маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных предприятий;
- информационное обслуживание [5, с. 69].
2 АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБАНСКОГО РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика Любанского РАЙПО
Любанское районное потребительское общество (далее Любанское райпо) – многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Организация зарегистрирована решением Минского областного исполнительного комитета № 206, от 29.09.1999г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600358416.
В соответствии с уставом, основной целью деятельности Любанского районного потребительского общества является удовлетворение потребительских нужд обслуживаемого населения района, в том числе пайщиков потребительского общества.
Любанский район расположен на юге-востоке Минской области в 152 км от областного центра г. Минска. Занимает площадь 1915 кв. м., или 4,8% от территории Минской области.
Складское хозяйство включает 9 распределительных складов общей площадью 2452 кв. м. Общественное питание осуществляет свою деятельность через 14 предприятий общедоступной сети на 761 посадочное место.
Материально – техническая база заготовок райпо представлена следующими объектами: 4 приемозаготовительных пункта, овощекартофелехранилище емкостью 500 тонн, холодильные камеры емкостью 100 тонн, квасильно-засолочный пункт мощностью 30 тонн, 2 склада для заготовки вторичного сырья, животноводческого сырья и пушнины, скотобойный пункт мощностью 25 голов в смену. Заготовкой сельскохозяйственной продукции и сырья занимаются 100 магазинов.
Структура управления Любанского райпо является линейно-функциональной (ступенчато-иерархической). В этом случае линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные подразделения.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА И КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ В ЛЮБАНСКОМ РАЙПО
3.1 Перспективы развития торговли на современном этапе в Любанском РАЙПО
В качестве основных перспективных направлений развития торговли в Любанском райпо можно предложить:
1) Повышение покупательской способности за счет расширения спектра дополнительных услуг – создания сервиса заказов и доставки товаров на дом. Так как общество Любанское райпо представлено множеством торговых точек (приложение В), это будет отличным способ для расширения своих компетенций. Так же интернет-витрина является одновременно и сайтом, который кроме других функций несет в себе еще и презентационную – на ней покупатель может ознакомиться со всеми имеющимися товарами и услугами, а затем и выполнить заказ.
Отличие витрины от интернет-магазина в том, что она создается, для ознакомления потенциальных клиентов с товарами и их характеристикой, а также другими интересующими покупателя вопросами. Но она не осуществляет продажу товаров через сеть, там не будет таких опций, которые могут помочь с заказом и оплатой товара прямо на сайте. Потенциальному покупателю будет предложено отправить свой заказ со списком необходимых товаров, после с ним свяжется курьер для доставки. Оплата заказа будет произведена по факту доставки напрямую курьеру наличными либо банковской картой.
В основном в структуру интернет-витрины Любанского райпо будет входить:
- главная страница с информацией о обрагнизации и каталог товаров, на ней можно также разместить новинки, популярные предложения и акции, скидки;
- для каждого товара предусмотрена своя страничка, которая содержит его фото, описание, цену, информацию, указанную на маркировке товара;
- каталог всех товаров по разделам с возможностью быстрого просмотра, сортировки по разным критериям.
Преимущества интернет-витрины для Любанского райпо:
- простое и удобное меню и навигация;
- всегда актуальная информация;
- дополнительная реклама;
- увеличение количества покупателей;
- рост покупательской лояльности;
- можно легко преобразовать сайт-каталог в интернет-магазин с дальнейшей перспективой продажи онлайн;
- изучение потребительского спроса путем анализа интернет-заказов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговое предприятие – это первичное основное звено сфер торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода, сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Торговая деятельность подразделяется на оптовую и розничную в зависимости от направления использования приобретенных товаров. Форма торговой деятельности определяет особенности организации и ведение бухгалтерского учета.
Торговля потребительскими товарами в соответствии с ее сущностью выполняет две основные функции:
- экономическую - реализация стоимости (смена форм стоимости);
- социальную - реализация потребительной стоимости товара (доведение товара до потребителя товаров и услуг) и удовлетворение потребительского спроса.
Любанское районное потребительское общество (далее Любанское райпо) – многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Организация зарегистрирована решением Минского областного исполнительного комитета № 206, от 29.09.1999г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600358416.
Выручка от реализации продукции имела тенденцию к росту, а именно в 2018 г. она увеличилась на 141 тыс. руб. в сравнении с 2017 г., к 2019 г. она составила 43616 тыс. руб., что больше предыдущего периода на 184 тыс. руб.
Показатель себестоимости реализованной продукции так же увеличился к 2018 г. на 489 тыс. руб., к 2019 г. темп роста замедлился относительно значения 2018 г., а именно 0,1 %.
Прибыль от реализации к 2018 г. значительно снизилась, а именно на 847 тыс. руб. относительно 2017 г., к 2019 г. отметился рост данного показателя на 72 тыс. руб.
Влияние всех причисленных показателей отразилось на результате чистой прибыли, которая так же имела незначительную тенденцию, так в 2018 г. чистая прибыль составила 1 тыс. руб., что меньше предыдущего года на 433 тыс. руб. В 2019 г. произошел рост показателя на 44 тыс. руб. относительно данных 2018 г.
В целом можно судить об улучшении эффективности деятельности Любанского райпо к 2019 г., что выражается в увеличении вышеизложенных показателей к данному периоду.
1. Батраева, Э. А. Экономика предприятия общественного питания: учебник и практикум для СПО / Э. А. Батраева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 390 с.
2. Васюкова, А. Т. Организация производства и обслуживания на предприятиях: учебник для бакалавров / А. Т. Васюкова. – М.: Дашков и К, 2017. – 416 с.
3. Дашков, Л.П. Коммерция и технология– 2-е изд. / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – Москва: Маркетинг, 2016. – 448 с.
4. Емельянова, Т.В. Экономика / Т.В. Емельянова, В.П. Кравченко. – Минск: Высшая школа, 2015 . – 375 с.
5. Каплина, С.А. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие / С.А. Каплина. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. – 436 с.
6. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л. И. Кравченко. – Минск: Новое знание, 2018. – 511 с.
7. Снитко Л.Т., Кононенко Р.В., Высочиненко А.С. Экономика предприятия: учебное пособие. - Белгород: Эпицентр, 2019. - 124 с.
8. Чернов, В. А. экономический анализ: торговля: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. А. Чернов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 639.
9. Горбунова, А. А. Анализ спроса на продукцию / А.А. Горбунова, А.В. Бутуханов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru. – Дата доступа: 25.09.2020.
10. Ламбен, Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок / Жан-Жак Ламбен; пер. с англ. под. ред. В. Б. Колчанова. – СПб.: Питер, 2017. – 800 с.
11. Котикова, О. П. Основы предпринимательской деятельности: малый и средний бизнес : учебное пособие / О. П. Котикова. – Минск : 2015. – 281 с.
12. Медведева, Ю. Ю. Управление торговыми марками : учебное пособие / Ю. Ю. Медведева, М. В. Кольган ; Донской государственный технический университет. – Ростов–на–Дону : ДГТУ, 2016. – 108 с.
13. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб.: Питер, 2017. - 416 с.
14. Черник Н.Ю. Товарная политика предприятия: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2015. - 278 с.
15. Дубровин, И. А. Организация производства на предприятии торговли: учебное пособие / И. А. Дубровин. – Москва: КноРус, 2018. – 302 c.
16. Захаров, С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. – Изд. 2-с, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 361 с.
17. Зорина, Т. Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Т. Г. Зорина, М. А. Слонимская. – Минск: БГЭУ, 2015. – 411 с.
18. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 439 с.