ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Зарождение и развитие идеи гражданского общества
1.2 Понятие, признаки и структура гражданского общества
1.3 Современные концепции гражданского общества
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Развитие идеи правового государства
2.2 Понятие, принципы и признаки правового государства
2.3 Аспекты развития и формирования правового государства в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития гражданское общество выступает результатом длительного исторического развития. Процесс становления и развития гражданского общества напрямую взаимосвязан с таким понятием, как правовое государство. Развитое гражданское общество свидетельствует о высоком уровне демократии в стране. Оно представляет собой основу стабильности в государстве, ведущей целью которого выступает определение основных приоритетов развития, стимулирование общественной деятельности граждан, демократизация всех областей общественной жизни.
Вопрос, затрагивающий изучение гражданского общества, является довольно актуальным и объемным. В Республике Беларусь на данный момент не имеется комплексных специальных исследований в области гражданского общества. Необходимо отметить и то, что в Конституции нашего государства не закреплено само понятие гражданского общества. Однако в ней закреплены основные его элементы. Структурные элементы гражданского общества содержатся и в законодательных актах государства.
В свою очередь, теория правового государства вовсе не застывшая догма, она развивается и на сегодняшний день, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления нравственных традиций и политического опыта. В юридической науке нет общепризнанной концепции правового государства. Оно может обосновываться и разрабатываться с различных мировоззренческий позиций, отражать реалии различных политических и правовых систем.
Гражданское общество и правовое государство логически подразумевают друг друга – одно невозможно без другого. В свою очередь, гражданское общество первично: оно выступает решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.
Объект работы составляют общественные отношения, возникающие в процессе формирования гражданского общества и правового государства.
Предметом работы является законодательство, правовые акты, научные статьи, связанные с развитием и концепциями развития гражданского общества и правового государства.
Целью работы выступает анализ теоретических основ учения о гражданском обществе и правовом государстве, а также их нормативное правовое закрепление в законодательстве Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила выдвижение следующих исследовательских задач:
– исследовать идеи зарождения гражданского общества и правового государства;
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Зарождение и развитие идеи гражданского общества
Становление и развитие гражданского общества выступает особенным этапом в истории человечества, государства и права. Первоначально гражданское общество рассматривалось как общество в недеспотическом государстве, однако уже в философии Гегеля оно трактуется как сфера общественной жизни, которая располагается между семьей и государством.
Идея гражданского общества сложилась в политико-правовой мысли Нового времени и выступила неотъемлемой частью, так называемой договорной теории государства. В соответствии с этой теорией, гражданское общество представляло собой, в первую очередь, сферу частных взаимоотношений людей, а также образуемых ими организаций и учреждений. По утверждениям просветителей, данные отношения стали складываться в обществе тогда, когда возникла необходимость в замене так называемого естественно-природного состояния общества с его «борьбой всех против всех» или, иными словами, неограниченной, «дикой» свободой всех и каждого, неким порядком.
В итоге люди пришли к идее добровольного ограничения своей свободы, а, соответственно, и произвола. На основании этого в обществе зарождается необходимость в регламентации, нормировании отдельных аспектов жизни людей, их отношений. Данную функцию должно было взять на себя государство, которое образовалось на основе добровольного согласия людей и выступило инструментом выражения воли всего общества. В такой теории государство играло роль так называемого стража порядка, регулятора отношений между людьми, или, иными словами, «ночного сторожа». Однако не более того. Все социальные и экономические аспекты человеческих отношений должны были регламентироваться механизмами рынка и конкуренций.
В политико-правовых исследованиях данный термин стал употребляться более двух столетий тому назад. Однако необходимо отметить, что в советской правовой науке исследуемое понятие специально не употреблялось. На постсоветском пространстве его ввели в действие после официального признания в конце 1980-х гг. концепции правового государства и связи с ней.
Важно упомянуть, что образование разнообразных вариантов концепции гражданского общества у разных мыслителей было напрямую сопряжено с зарождением идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности. На первое место они выдвигали свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельной независимой единицы социального действия.
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Развитие идеи правового государства
Термин «правовое государство» произошел от немецкого Rechtsstaat, обозначавшего в конце XVIII века доктрину, в соответствии с которой в государстве должны обеспечиваться верховенство конституции страны и подчиненность ей действий государства. Проблема правового государства имеет глубокие исторические корни, а идея такого государства зародилась давно.
Труды древних мыслителей заложили идеологические источники теории естественного права, заложили фундамент, который впоследствии разработал мнения ученых XVII-XIX веков, обосновал идеи правового государства и разделения властей. Были также разработаны различные типы концепций правового государства, и были созданы элементы, которые позже стали характеризовать правовое государство.
Так, например, концепция правового государства у И. Канта приводят к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов служит практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна придерживаться требований категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть выявлены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Согласно Монтескье, государственные и юридические взгляды сводятся к тому, что формы правления, формы правительственного устройства определяют дух закона и содержание законодательства; они основаны на том факте, что принцип демократии-это добродетель, любовь к общему благу; это происходит из того факта, что демократия относится к «истинной» форме государства, в которой высшая власть принадлежит всей массе народов, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которого выражается воля [12, c. 46].
ГЛАВА 3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Изучив многие источники по теме исследования, можно увидеть взаимосвязь между правовым государством и гражданским обществом. В связи с этим, в данном главе опишем понятие и главные признаки гражданского общества и что оно дает для развития правового государства.
Гражданское общество – это не зависящая от государства область экономических, духовных, культурных, нравственных и иных отношений людей, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно предусматривает наличие многочисленных независимых институтов, организация, союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.
Разработка концепции правового государства и гражданского общества – одно из величайших достижений цивилизации. Принципы законности и справедливости, гуманистические идеи, находящиеся в ее основе, имеют непреходящее моральное значение для каждого человека. При эффективном взаимодействии государственных институтов и гражданского общества можно построить настоящее правовое государство.
Современный ускоряющийся и развивающийся с каждым днем мир требует от всех без исключения государств иного, более совершенного способа организации. Это объясняется не только объективным прогрессом человечества, но и все растущим осознанием людей того, что без нового порядка, без построения правовых государств со временем станут невозможными эффективные международные отношения между странами. Именно поэтому можно понять стремление большинства народов к построению в своих странах правового государства, а вместе с ним и сильного гражданского общества как одного из условий правового государства.
Проблемы правового государства и гражданского общества широко обсуждаются и исследуются самим обществом, заинтересованным, в первую очередь, в практических результатах, а не только в теоретических изысканиях. Взаимозависимость правового государства и гражданского общества большинством ученых-исследователей под сомнение не ставится, не отрицается и то, что одно предполагает другое, и что связь между ними – прямая.
Однако возникает вопрос: что же все-таки первично, гражданское общество или правовое государство? Мнения ученых по этому вопросу расходятся. Большинство из них, признают первичность гражданского общества, определяя правовое государство как его неотъемлемый признак. Другая точка зрения состоит в признании первичности правового государства, при этом гражданское общество определяется как один из его основных компонентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо отметить важные моменты и задать вопрос построено ли где-нибудь в мире правовое государство, идеально отвечающее всем вышеперечисленным признакам? Понятно, что таких государств в мире пока ещё нет. В настоящее время можно говорить только об определении степени приближения той или иной страны к правовому государству. Следовательно, правовое государство в таком его понимании есть всего лишь идея, к которой нужно стремиться. Такая мысль стала четко проводиться и в последних исследованиях по проблемам правового государства.
Я считаю, путь Республики Беларусь к правовому государству не будет простым и быстрым. Причин тут несколько.
В первую очередь, важно полностью отказаться от командно-административных методов руководства, необходимо преодолеть правовой нигилизм и субъективизм. Требуют своего разрешения теоретико-правовые вопросы. Необходимо также улучшать правовое воспитание граждан, постоянно информируя их о правах, возможностях защиты. Также не обойтись и без учета опыта других стран, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями. В нашей стране надо воспитывать глубокое уважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого нельзя создать цивилизованное общество, построить правовое государство.
Если совершенствование государства будет осуществляться, придерживаясь данных требований, то и в реальной жизни появится возможность выйти к параметрам правового государства.
Зародившаяся в античную эпоху и развитая в новое время идея правового государства в дальнейшем превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое отражение и практическое воплощение в ряде разных стран, а также в нашей стране на современном этапе ее развития.
Формирование гражданского общества со своей структурой, элементами и целями – это непростой и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь политической экономической и правовой реформ, возрождение нравственных устоев, построения современного гражданского общества.
Невзирая на существование института делегированного законодательства, в Республике Беларусь признаки правового государства не только провозглашаются на теоретическом уровне, но и реализуются на практике.
Все страны, которые идут сегодня путем демократии и законности, провозгласили благородную идею – идею правового государства.
1 Вишневский, А.Ф. Учение о гражданском обществе и правовом государстве: история и современность/ А.Ф. Вишневский, Ю.А. Мелеховец // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2012. – №3. – С.26-39.
2 Дробязко, С.Г. Генезис гражданского общества и основные этапы его развития / С.Г. Дробязко // Экономика. Управление. Право. – № 1. – 2002. – С. 21-23.
3 Васильевич, П.А. Понятие гражданского общества в диалектике права, тенденции его развития и транформации / П.А. Васильевич // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2018. – № 4. – С. 88-95.
4 Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства, церковного и гражданского // Т. Гоббс. – Москва: Соцэкгиз, 1936. – 502 с.
5 Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // И. Кант // Сочинения на немецком и русских языках. – Москва, 1994. – С.78-123.
6 Гегель, Г.В. Философия права: [пер. с нем.] / [авт. вступ. ст., с. 3-43, и примеч. В.С. Нерсесянц]; АН СССР. Ин-т философии.- Москва: Мысль, 1990. – 524 с.
7 Попов, А.П. Концепции гражданского общества в политических трудах Гегеля, Маркса и Грамши / А.П. Попов // Политическая теория: тенденции и проблемы. – 1993. – Вып.1. – С. 7-82.
8 Миськевич, В.И. Человек. Общество. Государство / В. И. Миськевич. – Минск: Тетра-Системс, 2006. – 527 с.
9 Кочетков, А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития / А.П. Кочетков // Вестник Московского университета. – 1998. – № 4. – С. 85-97.
10 Харченко, Я.П. О признаках гражданского общества / Я.П. Харченко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – № 2(45). – С. 40-42.
11 Ермак, О.И. Гражданское общество и правовое государство: процесс взаимодействия / О. И. Ермак // Веснік БДУ. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 2011. – № 1. – С. 50-53.
12 Шухов, Ф.Г. Правовое государство: эволюция взглядов и современность / Ф.Г. Шухов // Известие РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 31. – С. 45-49.
13 Корнев, А.В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России. Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.В. Корнев. – Москва, 1995. – 258 c.
14 Василевич, Н.С. Формирование правового государства / Н.С. Василевич // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 2. – Минск: БГУ, 2011. – С. 204-207.
15 Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций / С.А. Комаров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Манускрипт, 1996. – 316 c.
16 Сальников, В.П. Советское правовое государство и юридическая наука // Советское государство и право. – Москва: Наука, 1989. – № 3. – С. 53-62.
17 Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство / Г.А. Василевич. – Минск: Тесей, 2000. – 312 с.
18 Матузова, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Минск: 2-е изд., перераб. и доп.: Юристъ, 2001. – 776 с.
19 Тихомиров, Ю.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы научного семинара / Ю.А. Тихомиров. – 2011. – Вып. 4 (42). – С. 93-109.
20 Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21 О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 г., № 193-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 19.09.1991 г., № 1085-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22 Тихиня, В.Г. Формирование правового государства в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения / В.Г. Тихиня // Право и экономика: [науч.-практ. сб.]. – Минск, 2014. – Вып. 5. – С. 216-221.
23 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Москва: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2006. – 656 с.
24 Муртазалиев, А.М. Правовое государство и гражданское общество: взаимосвязь и взаимозависимость / А.М. Муртазалиев // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 30-36.
25 Утяшев, М.М. Правовое государство, гражданское общество, права человека – триединый путь к цивилизации / М.М. Утяшев // Правовое государство: Теория и практика. – 2013. – Т. 2. – № 32. – С. 31-37.