ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, право выступает в качестве высшей социальной ценности в каждом правовом государстве. Оно создается для того, чтобы быть реализованным в поведении и деятельности людей, а так же для того, чтобы быть воплощено в жизнь. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, путем издания норм права. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, если сказать иначе, то они утрачивают свое социальное значение в обществе.
Действительно, в нашем обществе право выступает в качестве высшей социальной ценности, но это происходит только тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизни. Ведь согласно Конституции Республики Беларусь, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества. Но из-за того, что зачастую условия жизни людей изменяются, то вместе с этим и меняются потребности людей в чем-либо. Поэтому правоприменители в своей деятельности должны учитывать эти факторы и уже исходя из них учитывать все то, что необходимо для достижения результативного регулирования в различных сферах общественной жизни людей.
Далее, реализация права представляет собой основу и суть правопорядка. Начальной формой реализации права государством является законотворчество.
В правовом обществе народ с оной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву. Применение права необходимо для определение меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др. Применение права ориентировано на установление конкретных правовых последствий, т.е. обязанностей, ответственности и субъективных прав.
Исходя из всего вышеперечисленного, цель данной работы состоит в том, чтобы на основе законодательства, научной и методической литературы, исследовать основной комплекс вопросов, касающихся правоприменения как особой формы реализации права.
ГЛАВА 1 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
1.1 Общее понятие о реализации права
Реализация правовых норм – это воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращения их требований в правомерное проведение. Это конечный результат правового регулирования. Нормы права, обладая социальной ценностью являются важным инструментом воздействия на общественные отношения при условии их претворения в жизнь в результате сознательного проведения людей, поэтому реализация права – необходимая сторона его жизни.
Право выступает в качестве высшей социальной ценности лишь при условии, «когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях субъектов социального общения» [23, с. 416]. Субъектами правореализации выступают органы государства и их должностные лица, граждане, различные организации и объединения, которые на основе норм права выступают в правовые отношения, т.е. реализуют свои субъективные права и юридические обязанности [9, с. 336].
В нормах права аккумулированы принципы, идеалы, установки и традиции образа жизни, а также требующиеся для его утверждения субъективные права, свободы, обязанности личности. Их реализация есть правовая форма жизнедеятельности, так как право закрепляет и выражает основные закономерности общественной практики.
Поскольку норма права – это единство гипотезы, диспозиции и санкции, то, естественно, ее содержание предполагает два уровня (или способа) реализации:
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
2.1 Понятие и признаки применение права
В юридической литературе сложилось множество в той или иной мере различающихся между собой определений понятия «применение права». Нередко применение права понимается как деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных форм реализации права[2, c. 127].
Применение права – одна из форм государственной деятельности, направлена на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам, это операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя.
Применение права происходит в том случае, если юридическая норма не реализуется сама собой, а требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления – юридический факт, с ним норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Если рассматривать право как продукт естественного исторического развития, в результате которого юридические нормы могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов государственной власти, то нетрудно заметить, что обеспечение правореализации происходит в процессе функционирования всех трех ветвей власти [13, c. 22].
Классической формой правоприменения является деятельность органов правосудия. В компетенцию судебной власти входит рассмотрение наиболее важных юридических дел. Весьма существенную роль в правоприменении играет и исполнительная власть. Как подчеркивает В.А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие – охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни
исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализация прав и свобод – сфера деятельности исполнительной власти» [27].
ГЛАВА 3 СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1 Установление и исследование фактической основы дела
Процесс применения права всегда начинается с установления и исследования фактических обстоятельств дела, являющихся его фактической основой, в отношении которой и применяется юридическая норма.
В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и является юридически значимыми – правомерными или неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера [9, c. 338].
Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых и дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений сведущих лиц и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке.
Но факты не просто надо установить, их еще надо закрепить, собрать. Здесь действуют различные процедуры: составление протоколов, видеосъемки, фотографирование, иные формы фиксации. Затем, надо исследовать факты, определить их достоверность, установить достаточность фактов для применения права. Избыточность и недостаточность – это два крайних случая в сборе и закреплении фактов. Напротив, достаточность и необходимость – условия правильного применения права [5, с. 433].
От успешной работы на этой (начальной) стадии правоприменения во многом зависит справедливость принимаемых решений.
Правоприменительный орган, полно и объективно выясняя обстоятельства конкретного дела, должен не только установить юридически значимые факты, но и определить нормативно закрепленные права и обязанности сторон, учесть положения принципа справедливости, положение об индивидуализации правовых требований, исходя из особенностей той или иной личности. Иными словами, речь идет о всестороннем анализе, беспристрастном исследовании сути дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
1. Нормы права в зависимости от характера предписаний реализуется в различных формах: непосредственно, через поведение субъектов без возникновения конкретных правоотношений (индивидуальная форма реализации); опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений. В первом случае осуществляется соблюдение норм права, во втором – их исполнение и использование. Соблюдение, исполнение, использование является основными формами реализации права, которые полностью соответствуют характеру правил поведения, закрепленных в норме права.
Соблюдение права заключается в воздержании от совершения запрещенных правом действий. Это пассивная форма правомерного поведения субъектов права в сфере правового регулирования. Обычно соблюдение права происходит повседневно, психологически не фиксировано. В этой форме реализуются запрещающие нормы. Исполнение права состоит в активном исполнении предусмотренных правом обязанностей путем совершения субъектами права положительных действий. В отличии от других форм реализации права, в данной форме реализуются обязывающие нормы права. Использование права заключается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих субъективных прав, предусмотренных в правовых нормах. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных или не запрещенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
2. Приминение права направлено на оперативное учитывание потребностей общественного развития, сохраняя при этом качество устойчивой, стабильной нормативно-правовой системы общественного регулирования. Главное – это надлежащая оснащенность правовой системы необходимыми юридическими средствами, при помощи которых восполняются пробелы. Столкновение между нормами права и моралью вполне возможен, но он должен разрешиться в пользу норм права, так как справедливость всегда должна находиться в рамках закона. А частные случаи моральной несправедливости при формальной юридической справедливости должны, если они приобретают все более массовый характер вызывать необходимость применения правотворчества по отношению к данному правоотношению. Если же такие случаи в рамках данного правоотношения носят единичный характер, то они должны решаться возникновением новых правоотношений.
1. Абдулаев, М.И. Проблемы теории государства и права: Учебник / М.И. Абдулаев. – СПБ.: Питер, 2003. – 576 с.
2. Алексеев, С.С. Государство и право: Учеб. пособие / С.С. Алексеев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 152 с.
3. Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. – М.: Статут, 1999. – 712 с.
4. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. – М.: БЕК, 1994. – 224 с.
5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
6. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права : Учебник / под ред. проф. В.А. Кучинского. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. – 656 с.
7. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. Н.А. Власенко. – М., 2011. – 416 с.
8. Дмитриев, Ю.А. Общая теория права : Учебник для юрид. вузов / под ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – 384 с.
9. Дробязко, С.Г. Общая теория права : учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко. – Минск.: Амалфея, 2009. – 484 с.
10. Иванов, Р. Л. Правоотношение как форма реализации права / Р.Л. Иванов // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2009. – №4. – С.30-41
11. Иванова, С. А. Принцип социальной справедливости в правоприменительной деятельности (теоретические аспекты реализации) / С. А. Иванова // Государства и право. – 2006. – №1. – С. 26-28
12. Казанков Я.Н. Пределы познания в применении права / Я.Н. казанков // Сибирский юридический вестник. – 2016. – №3. – С. 20-25
13. Комаров С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. – э М., 1996. – 434 с.
14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 64 с.
15. Кузнецов, В.В. Юридические коллизии в конституционном праве: содержание и классификация / В.В. Кузнецов // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2012. – №1. – С. 102-107
16. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: Учебник / под ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
17. Мальцева, Л.В. Применение права в современном обществе / Л.В. Мальцева // Общество: политика, экономика, право. – 2011. – №1. – С. 77-81
18. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М.: Проспект 2009. – 768 с.
19. Марченко, М.Н. Правоведение: Учебник./ М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 416 с.
20. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 640 с.
21. Матузов Н. И. Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2000. – 776 с.
22. Матузов, Н. И. Теория государства и права: Учебник / Н. И. Матузов., А.В. Малько. – М.:Юристъ, 2004. – 512 с.
23. Нерсесянц, В.С Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. – М. : НОРМА — ИНФРА, 2002. – 456 с.
24. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 496 с.
25. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. – М.: «Фирма Гардарика», 1996. 304 с.
26. Стародубцева И. А. Коллизионные отношения как разновидность конституционно-правовых отношений : монография / И. А. Стародубцева. – Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. – 330 с.
27. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть / В.А. Туманов // Советское государство и право. – 1990. – № 2. С. 47.
28. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: 16 июля 1999 года №295-З : Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года; одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года : в Кодекс с 20 апреля 2016 г. изм. и доп. не вносились.. — Минск : Амалфея, 2016. — 576 с.
29. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт – М ., 2001. – 432 с.