ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНЕРАЛЬНОМ ПИТАНИИ
1.1 Классификация и представители овощных культур
1.2 Влияние минеральных веществ на растения
1.3 Минеральное питание растений (овощных культура)
1.3.1 Макроэлементы
1.3.2 Мезоэлементы
1.3.3 Микроэлементы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Живой организм содержит все химические элементы, но для питания растений необходимы только некоторые из них. Растения способны активно извлекать нужные им вещества из внешней среды.
Кроме углекислого газа и кислорода, обеспечивающих жизнедеятельность растений, они нуждаются в таком веществе, как азот, обеспечивающем синтез белков. В сравнительно большом количестве растениям необходимы сера, фосфор, Хлор, кремний, калий, натрий, кальций, магний.
Для питания также необходимы бор, цинк, медь, марганец, железо, молибден, кобальт и др. Эти вещества используются растениями в очень незначительном количестве, поэтому они получили название микроэлементов.
Концентрация питательных веществ в воде может колебаться в довольно широких пределах. Организм растения, извлекая эти вещества из внешней среды, создает в тканях их необходимую концентрацию. Если этих веществ в воде и грунте достаточно, растение развивается правильно, быстро растет, цветет и плодоносит. При недостатке одного или нескольких необходимых веществ отмечается отставание в росте, изменение формы растения, прекращается размножение. Иногда наблюдается избыток в воде тех или иных химических элементов, что также может вызвать нарушение развития растений [1, 3].
Без организации эффективного минерального питания выращивание сельскохозяйственных культур низкорентабельно, теряют смысл затраты на элитные семена, пестициды и комплексы полевых и уборочных работ.
Актуальность. Важнейшую роль в эффективности питания растений играют макро-, мезо- и микроэлементы – азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера, бор, молибден, медь, цинк, железо, марганец.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНЕРАЛЬНОМ ПИТАНИИ
1.1 Классификация и представители овощных культур
По сходству биологических и хозяйственных особенностей, отношению к внешним условиям и агротехнике овощные культуры объединяют в 7 групп:
- бахчевые (арбуз, дыня);
- бобовые — горох овощной, фасоль овощная, бобы;
- зеленые (выращиваемые на зелень) — салат, шпинат, укроп, листовые формы петрушки, сельдерея;
- капустные — все виды капусты;
- корнеплоды — свекла, морковь, петрушка, сельдерей, пастернак, брюква, репа, редька, редис;
- луковые — лук репчатый и другие виды, чеснок;
- многолетники — щавель, ревень, хрен, спаржа.
- плодовые — пасленовые (томат, баклажан, перец);
- тыквенные (огурец, тыква, кабачок, патиссоны);
Капуста — главная овощная культура, занимающая в нашей стране более 30 % всей площади под овощами. Она имеет широкий ареал распространения, особенно в центральной и северной зонах овощеводства. Самый распространенный в нашей стране вид — капуста кочанная, меньшее распространение имеют савойская, брюссельская, цветная капуста, кольраби, и крайне редко встречается китайская капуста.
Виды капусты отличаются характером развития отдельных частей растений и особенностями произрастания стеблевых почек — верхушечной и боковых.
1.2 Влияние минеральных веществ на растения
В живом организме есть все химические элементы, но для питания растений нужны лишь некоторые из них. Растения способны активно извлекать нужные им вещества из внешней среды. Помимо углекислого газа и кислорода, обеспечивающих жизнедеятельность растений, им необходимо такое вещество, как азот, обеспечивающее синтез белка. Также растениям в относительно большом количестве необходимы сера, фосфор, хлор, кремний, калий, натрий, кальций, магний.
Также для питания растений необходимы бор, цинк, медь, марганец, железо, молибден, кобальт и др. Эти вещества используются растениями в очень малых количествах и поэтому называются микроэлементами.
Концентрация питательных веществ в воде может сильно различаться. Организм растений, извлекающий эти вещества из внешней среды, создает в тканях их необходимую концентрацию. Если этих веществ достаточно в воде и почве, то растение будет правильно развиваться, быстро расти, цвести и плодоносить.
При отсутствии одного или нескольких необходимых веществ отмечается задержка роста, изменение формы растения и прерывание размножения. Иногда в воде бывает и избыток определенных химических элементов, что тоже может привести к нарушению развития растений. Потребность организма в минеральных солях количественно мала, но должна быть удовлетворена [11].
Химические элементы делятся на макро и микроэлементы в зависимости от их количественного содержания в растениях.
1.3 Минеральное питание растений (овощных культур)
Питание растений - это процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизнедеятельности. Оно заключается в перемещении веществ из окружающей среды в цитоплазму растительных клеток и их химическом превращении в соединения, характерные для этого вида растений. Усвоение и поглощение питательных веществ (анаболизм), а также их расщепление и выведение (катаболизм) формируют метаболизм (метаболизм) - основу жизнедеятельности организма.
Минеральное питание растений - это усвоение из внешней среды ионов минеральных солей, необходимых для нормальной жизнедеятельности растительного организма. К элементам минерального питания растений относятся N, P, S, K, Ca, Mg, а также микроэлементы (Fe, B, Cu, Zn, Mn и др.).
Минеральное питание растений состоит из поглощения минералов в форме ионов, их перемещения по растению и включения их в обмен веществ. Одноклеточные организмы и водные растения поглощают ионы со всей поверхности, высшие наземные растения - из поверхностных клеток корня, в основном из корневых волосков.
Ионы сначала адсорбируются на клеточных мембранах, а затем проникают через окружающую липопротеиновую мембрану - плазмалемму - в цитоплазму. Катионы (за исключением K+) пассивно проникают через мембрану посредством диффузии, анионы и K+ (в низких концентрациях) - активно используя молекулярные «ионные насосы», которые переносят ионы с затратами энергии [14].
Скорость активного транспорта ионов зависит от поступления в клетку углеводов и интенсивности дыхания. Скорость пассивного поглощения зависит от проницаемости биологической мембраны, разницы в концентрации и электрических потенциалов между средой и клеткой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Каждая овощная культура обладает собственными биологическими свойствами, характеризуется особыми требованиями к условиям окружающей среды и методам выращивания, а также отличается по способу употребления. В то же время овощи имеют ряд общих черт, которые позволяют объединять их в отдельные группы.
Минеральное питание овощных растений - это единый обменный процесс между растением и окружающей средой. Он влияет на все физиологические процессы (дыхание, рост, развитие, фотосинтез, водный режим и т. д.) И в свою очередь зависит от них. Таким образом, регулирование минерального питания является одним из наиболее эффективных средств контроля урожайности сельскохозяйственных культур.
Роль сбалансированного минерального питания очень велика для успешного выращивания сельскохозяйственных культур. Избыток или недостаток одного элемента приводит к прерыванию поступления других элементов, что приводит к задержке процессов роста и снижает продуктивность.
Некоторые макроэлементы, употребляемые в слушком больших дозах, влияют на доступность для растений микроэлементов не самым лучшим образом: фосфор - на цинк и медь, азот – на медь и молибден, калий – на бор и магний. В то же время недостаток микроэлементов в почве снижает эффективность удобрений с макроэлементами.
Также без организации эффективного минерального питания выращивание сельскохозяйственных культур низкорентабельно, теряют смысл затраты на элитные семена, пестициды и комплексы полевых и уборочных работ.
1. Андреев, Н.Г., Андреев, Л.Н. Основы агрономии и ботаники: учеб. пособ. для с/х вузов / Л.Н. Андреев. – М.: Колос, 2004. – 487 с.
2. Андреева, И.И., Родман, Л.С. Ботаника: учеб для с/вузов / Л.С. Родман – М.: Колос, 2005. – 528 с.
3. Атабекова, А.И., Устинова, Е.И. Цитология растений / Е.И. Устинова - М.: Колос, 2007. - 246 с.
4. Багров, М. Н. Сельскохозяйственная мелиорация / М.Н. Багров, И.П. Кружилин. - М.: Агропромиздат, 1985. - 272 c.
5. Белобров, В. П. География почв с основами почвоведения / В.П. Белобров, И.В. Замотаев, С.В. Овечкин. - М.: Academia, 2012. - 384 c.
6. Блукет, Н.А., Емцев, В.Т. Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии / В.Т. Емцев – М. Колос, 2004. – 560 с.
7. Бондаренко, Н. В. Общая и сельскохозяйственная энтомология / Н.В. Бондаренко, С.М. Поспелов, М.П. Персов. - М.: Агропромиздат, 1991. - 432 c.
8. Ботаническая география с основами экологии растений / Хржановский В.Г., Викторов П.В., Литвак П.В. и др. – М.: Колос, 2004. – 239 с.
9. Викторов, Д.П. Краткий словарь ботанических терминов / Д.П. Викторов - М.: Наука, 1964. – 177 с.
10. Горышина, Т.К. Экология растений / Т.К. Горышина – М.: Высш. шк., 2004.- 368 с.
11. Еленевский, А.Г., Соловьева, М.П. Ботаника. Систематика высших или наземных растений / М.П. Соловьева – М.: Академия, 2004. - 432 с.
12. Жуковский, П.М. Ботаника / П.М. Жуковский – М.: Колос, 2002. – 623 с.
13. Культиасов, И.М. Экология растений / И.М. Культиасов – М.: МГУ, 2007. – 380 с.
14. Лотова, Л.И. Морфология и анатомия высших растений /Л.И. Лотова - М.: КомКнига, 2007. - 510 с.
15. Работнов, Т.А. Фитоценология / Т.А. Работнов - М.: МГУ, 2003. - 292 с.
16. Самощенков, Е.Г. Плодоводство. Учебник / Е.Г. Самощенков. - М.: Академия (Academia), 2003. - 592 c.
17. Старцев, В. И. Овощеводство. Агротехника капусты. Учебник / В.И. Старцев. - М.: Дрофа, 2014. - 144 c.
18. Суворов, В.В., Воронов, И.Н. Ботаника с основами геоботаники / В.В. Суворов – Л.: Колос, 1979. – 560 с.
19. Тихомиров, Ф.К. Ботаника / Ф.К. Тихомиров – М.: Высш. шк., 2008. – 439 с.
20. Тутаюк, В.Х. Анатомия и морфология растений / В.Х. Тутаюк – М.: Высш. шк., 2006. – 317 с.