Введение
В последнее достаточно большое количество подростков имеют проблемы со здоровьем. Лидирующие места занимают болезни глаз, почек, желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей, а также сезонные вирусные инфекции. Но иммунитет организма во многом определяется физиологическим статусом организма.
Изучение физиологического статуса учащихся в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связано с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей. [1].
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы. В настоящее время в Республике Беларусь к «первой группе здоровья» (практически здоровых) может быть отнесено лишь 18% школьников. Остальные имеют те или иные отклонения от нормы. За прошедший десятилетний период в целом в республике произошло снижении доли здоровых детей с 45,5 до 33,9% с одновременным увеличением вдвое удельного веса подростков, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, дефицит или избыток массы тела – акселерация, (или акцелерация – это ускоренное развитие организма подростка в период полового созревания), все это влияет на состояние здоровья [1]. Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и антропометрические исследования.
Объект исследования: учащиеся учреждений общего среднего образования в возрасте 15-16 лет.
Предмет исследования: показатели физиологического статуса школьников.
Цель курсовой работы: изучение физиологического статуса школьников г.Гомеля.
Исходя из поставленной цели, для решения были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть различные литературные источники по теме исследования.
2. Изучить антропометрические показатели учащихся учреждений общего среднего образования г.Гомеля.
1 Обзор литературы
1.1 Общая характеристика и периодизация подросткового возраста
Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов – на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально-демографической группы [2].
Психологов, прежде всего, интересуют психологические изменения – в личности и деятельности. Педагогический подход к подростку связан с содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития. Все подходы, несмотря на некоторые различия, по сути, интегративны. В прошлом возрастная терминология также не была единообразной. Например, в Толковом словаре В. Даля говорится, что «подросток – это дитя на подросте, около 14-15 лет». Л. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф. М. Достоевского исполняется 20 лет. Как считает И. С. Кон, «возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус», а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. «С одной стороны, люди разного возраста различаются по своей способности выполнять те или иные социальные функции (роли). С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возрастным слоем, определяют реальное общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень притязаний. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию» [2].
Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по-разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.
Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8-9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 – у мальчиков.
По данным Т. Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза.
На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12-14 лет (соответственно у девочек и мальчиков) [3].
2 Объект, программа и методика исследования
Исследование физиологического статуса школьников г.Гомеля проводилось на базе ГУО «Гимназия №58 г. Гомеля им. Ф.П. Гааза». В исследовании приняли участие 50 учащихся 9-10-ых классов в возрасте 15-16 лет. Из них – 25 девочек и 25 – мальчиков.
Исследование проводилось согласно следующему плану:
1. Изучение антропометрических показателей учащихся.
2. Определение индекса физического развития учащихся.
3. Определение типа телосложения учащихся.
4. Выявление нарушения осанки.
5. Выявление плоскостопия.
6. Определение параметров сердечно-сосудистой системы.
7. Формулировка общей картины физиологического статуса.
Для своего исследования мы использовали соматометрическую методику индивидуальной оценки физического развития (длина и масса тела) методом индексов. Индексы физического развития представляют собой соотношение отдельных антропометрических показателей, выраженное в математических формулах.
Антропометрические показатели.
1. Антропометрические измерения проводили в утренние часы. Учащиеся работали в парах. Исследуемый находился в верхней одежде (при подсчетах приблизительно вес ее отнимается) и без обуви.
2. При измерении роста обследуемый стоял на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Голова располагалась так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились на одной вертикальной линии.
3. Масса тела определялась с помощью медицинских весов, расположенных в школьном медпункте.
Результаты сравнение роста и веса учащихся со среднестатистическими показателями (таблица 2.1).
В таблицах роста и веса деление показателей на «низкие», «средние» и «высокие» очень условно.
Средний рост и вес должны находится в пределах зеленой и голубой величин (25-75 центилями). Такой рост соответствует среднему росту человека для указанного возраста.
Рост, величина которого находится в пределах желтой величины тоже нормальный, но свидетельствует о тенденции к опережению (75-90 центилями) или к отставания (10 центилей) в росте, и может быть обусловленным как особенностями, так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание педиатра.
3 Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Изучение антропометрических показателей учащихся учреждений общего среднего образования г.Гомеля
На основании сравнения данных, выявленных с помощью антропометрических измерений, с величинами, полученными с помощью расчетных формул и среднестатистическими данными таблиц, мы установили, что у 52,5% мальчиков рост соответствует средним показателям, у 26,5% - показатель выше среднего, высокий рост у 16,5% мальчиков, очень высокий – у 6% (таблица 3.1, рисунок 3.1).
Заключение
Под физиологическим статусом человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.
На показатели физиологического статуса человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.
Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков.
Исследование некоторых антропометрических показателей подростков в возрасте 15-16 лет показало:
- у мальчиков 15-16 лет преобладает рост средний и выше среднего;
- у девочек преимущественно средний рост;
- у мальчиков регистрируется вес средний и в незначительной степени выше среднего;
- у девочек весовой диапазон значительно шире, хотя преобладает средний весовой показатель;
- у 25% мальчиков и девочек наблюдается дефицит массы тела; гармоничное развитие имеют 59% мальчиков и 52% девочек; незначительное количество школьников имеют статус ожирения.
В соответствии с результатами исследования иных физиологических показателей можно сделать следующие выводы:
– нормальную массу тела, гармоничное развитие имеют 55% мальчиков и 48% девочек;
– по типу телосложения нормостениками являются 62% мальчиков и 57% девочек;
– у 90% мальчиков и 100% девочек плоскостопие не обнаружено;
– правильная осанка у 40% мальчиков и 55% девочек;
– грудная клетка слабо развита у 50% мальчиков и 10% девочек, что говорит о недостаточной физической активности учащихся;
– экскурсия грудной клетки ниже нормы у 40% мальчиков и 45% девочек, что также говорит о низкой физической активности.
При анализе артериального давления видно: у мальчиков САД, ДАД выше, чем у девочек; показатели ПД несколько выше у девочек, чем у мальчиков. Это свидетельствует о том, что с возрастом идут изменения сердечно-сосудистой системы.
У девочек показатель значительно выше, чем у мальчиков, а в возрасте 15 лет ЧСС достоверно выше, чем в 16 лет (Р < 0,05). При этом различие составляет большую величину (10,7 уд. в минуту).
В 16 лет значения ЧСС у мальчиков и девочек отличаются незначительно (на 4,2 уд. в минуту). Следовательно, по частоте сердечных сокращений прослеживается уменьшение различий по полу, что является благоприятным признаком и свидетельствует об увеличении функциональных возможностей организма девочек в рассматриваемый возрастной период.
1. Смирнов, В.М. Особенности физиологии детей / В.М. Смирнов – М.: РГМУ, 1993. – 168 с.
2. Баранова, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) - практическое руководство / А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной – М.: Изд-во ГЭОТАР - Медиа, 2006. – 432 с.
3. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршавский – М., 1976. – 475 с.
4. Аркин, Е.А. Особенности школьного возраста / Е.А. Аркин – М.: Учпедгиз, 1947. – 48 с.
5. Анохин, П.К. Очерки физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М: Медицина, 1975. – 448 с.
6. Колесов, Д.В. Здоровье школьников: новые тенденции. – Журн. «Биология в школе» - № 2 – 1996 – С. 12-16.
7. Макеева, А.Г. О формировании основ культуры здоровья у подростков. – Журн. «Биология в школе» - № 1 – 2008 – С. 10-13.
8. Васильев, А.П. Оценка физического развития детей 1-11 классов / А.П. Васильев – РАН., 2004 – 112 с.
9. Лаппо-Дроздова, А.И. Динамика физического развития подростков / А.И. Лаппо-Дроздова – М.: Медицина, 1960. – 117 с.
10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 220 с.
11. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979.
12. Трушкин, А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценке физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лет). – Ростов н/Д: РГПУ, 2000. – 76 с.
13. Берштейн, Н.А. Очерки физиология движений и физиология активности / Н.А. Берштейн – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
14. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьников / А.А. Гужаловский – Челябинск, 1980. – 151 с.
15. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый. Здоровый образ жизни. – М., 2001. – 60 с.
16. Койносов, А.П. Индивидуально-типологические особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам. Автореф. канд. дисс. Тюмень, 2003. – 22с.
17. Прокопьев, Н.Я., Важенин, А.А., Соловьев, С.В. Физиологическая особенность роста и развития детей и подростков. – Сургут, РИИЦ «Нефть Приобья», 2002. – 152 с.
18. Прокопьев, Н.Я., Орлов, С.А., Койносов, П.Г. Физическое развитие детей и подростков. – М.: Крук, 1999. – 192 с.
19. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников / Г.П. Сальникова – М.: Просвещение, 1968. – 347 с.
20. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев – М.: Медицина, 1991. – 272 с.
21. Фомин, Н.А. Физиология человека / Н.А. Фомин – М.: Просвещение, 1995. – 416 с.
22. Солодков, А.С. Физиология человека – общая, спортивная, возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А. С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 362 с.
23. Харитонов, В.И. Прогрессивные технологии здравоохранения в формировании и поведении учащихся образовательных учреждений / В.И. Харитонов, А.М. Мкртумян, Н.З. Мишаров и др. // Челябинск: ЮУрГУ, Изд-во УрСЭИАТиСО, 2002. – 212 с.
24. Прокопьев, Н.Я. Рост и развитие детей и подростков / Н.Я. Прокопьев, А.А. Важенин, С. В. Соловьев // Сургут, Изд-во РИИЦ «Нефть Приобья», 2002. – 152 с.
25. Воронин, Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности / Л.Г. Воронин – М., 1979.
26. Сапин, М.Р., Брыксина, З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин и др. – М., 2000.
27. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М. Смирнов – М., 2000.
28. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. – М.: Высш. шк. 1985. – 384 с
29. http://familyandbaby.ucoz.ru/publ/zdorove/ocenka_sostojanija_zdorovja/55-1-0-287 - Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц. – Дата доступа: 12.04.2016
30. http://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/physical_growth.htm - Антропометрия (соматометрия). – Дата доступа: 12.04.2016
31. http://www.ourbaby.ru/img/article_top.gif - Использование центильных таблиц для оценки физического развития ребенка. – Дата доступа: 12.04.2016 http://smartnsmall.com/ves/Calculator_normalnogo_vesa_rebenka.php - Как определить норму веса ребенка? – Дата доступа: 12.04.2016
32. Апанасенко, Г.Л., Попова, Л.А. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко – М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 316 с.
33. Баранов, А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководство для врачей) / А.А. Баранов. – М.: Династия, 2010. – 168 с.
34. Билич, Г.Л., Назарова, Л.В. Основы валеологии: Учеб. – 2-е изд. – Спб: Фолиант, 2011. – 558 с.
35. Ежова, Н.В. Педиатрия: учебник для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования по специальности «Сестринское дело» / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – 9-е изд., стереотипное. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 638 с.
36. Каштанова, Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.
37. Руденко, Н.Н., Мельникова И.Ю. Актуальность физического развития детей // Практическая медицина (Педиатрия). – 2014. – №7. – С. 31-34.