Введение
1 Проблема государственного долга в экономической литературе
2 Государственный долг Республики Беларусь: динамика, причины и последствия
3 Совершенствование механизма управления внешним долгом в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время долговая политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Государственный долг, выступая рычагом государственного регулирования имеет воздействие на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость и другие социально-экономические процессы. Государственные заимствования необходимы для финансирования дефицита государственного бюджета, что и является основной причиной и предпосылкой его появления.
Кроме того, показатели государственного долга являются индикаторами безопасного функционирования страны и основой для привлечения иностранных инвестиций в государство. Значимость иностранного инвестирования заключается в том, что они могут быть альтернативой государственным заимствованиям, при этом не обременяя государственный бюджет необходимостью выплаты процентов и долга по ним.
В то же время необоснованное наращивание государственного долга, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов имеют дестабилизирующее влияние на экономику страны.
Помимо этого, чрезмерный внешний долг ведет к увеличению процентных ставок и может отрицательно сказаться на реальном секторе экономики. Повышенная зависимость от долга в иностранной валюте оказывает давление на обменный курс, вызывая напряженность в денежно-кредитной сфере, если возникают трудности с рефинансированием.
В Республике Беларусь уровень государственного долга к ВВП по оценкам МВФ приближается к пороговому уровню безопасности, поэтому исследования состояния и возможностей преодоления существующих проблем государственного долга является чрезвычайно важным, свидетельствую об актуальности данной темы исследования, чем и обоснован выбор темы работы.
Целью данной работы является исследование состояния внешнего долга Республики Беларусь. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты государственного долга;
- провести анализ состояния государственного долга Республики Беларусь;
- выявить направления совершенствования управлением внешним государственным долгом Республики Беларусь.
Объект исследования – внешний государственный долг.
Предмет исследования – внешний государственный долг Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Исследованию проблем внешнего государственного долга посвящены работы зарубежных экономистов А. Вагнера, Дж. Кейнса, Р. Коуз, Ф. Модельяни, Ф. Ноймарка, А. Пигу, Д. Рикардо, П. Самуэльсона, А. Смита, М.Фридмана, Дж. Хикса и др.
При выполнении работы использованы табличные методы анализа и аналитические методы и приемы.
1 ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В экономической литературе не прекращается активное обсуждение вопроса о сущности государственного долга и его влиянии на развитие экономики, особенно это касается кризисных периодов развития.
В представлении классических экономистов правительство, заимствуя и собирая налоги, чтобы оплатить платежи по процентам, лишает экономику наличных денег и капитала и использует эти ресурсы менее производительно, чем частные предприниматели. Большинство из них одобрительно относились к выплате долга, потому что налоги, требуемые для выплаты процентов по государственному долгу, имели свойство быть бременем для общества. Они признавали необходимость строгого ограничения государственных заимствований и полагали, что все первичное бремя государственного долга несет поколение, живущее в момент создания долга, и это бремя вызвано использованием ресурсов правительством.
В противовес классическим представлениям дефицит бюджета, финансируемый за счет выпуска государственных ценных бумаг – центральный инструмент кейнсианской макроэкономической политики, имеющей целью повышение совокупного спроса в периоды экономических спадов, вызванных неспособностью рыночной экономики достигнуть устойчивого состояния полной занятости. Превышение расходов над доходами не имеет большого значения, и эта ситуация может быть необходима во время некоторых стадий делового цикла. Необходимо подчеркнуть, что даже «продолговая» кейнсианская экономическая теория предполагает наличие профицита, сокращение заимствований и выплату части государственного долга в период экономического роста. Государственные заимствования выступают в качестве инструмента неинфляционного финансирования дефицита бюджета, в отличие от денежной эмиссии, которая кейнсианцами рассматривалась как один из источников инфляции и поэтому признавалась нежелательной. Данный подход предполагает, что в закрытой экономике в условиях полной занятости с фиксированным размером населения первичное бремя любых государственных расходов существует только в пределах периода, в котором этот расход произведен [12, c. 164].
Реальные ресурсы, взятые из частного сектора, составляют истинную стоимость расходов. Поэтому финансирование расходов за счет роста государственного долга не ведет к перемещению реальных ресурсов из будущего в настоящее, в то же время налоги, необходимые, чтобы оплатить проценты, не влекут за собой расход реальных ресурсов. Государственные финансы не рассматриваются кейнсианцами аналогичными частным финансам. Эта принятая у классических экономистов аналогия признается полностью ошибочной, особенно когда рассматриваются проблемы внутреннего государственного долга. В то же время внешний государственный долг рассматривается аналогичным частному долгу, соответственно для него все утверждения классических экономистов признаются справедливыми.
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ДИНАМИКА, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Государственный долг Республики Беларусь состоит из внутреннего и внешнего долга.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь состоит из долговых обязательств государства, которые возникли перед собственными резидентами – физическими и юридическими лицами на территории республики. Формирование его связано с привлечением государством временно свободных денежных средств у этих резидентов на условиях срочности, возвратности и платности для покрытия бюджетного дефицита.
Величина внутреннего долга является показателем состояния экономики: чем выше сумма задолженности, тем сильнее кризисные явления в экономике страны. Сокращение бюджетных расходов, увеличение налоговых сборов как основного источника наполнения бюджета, дополнительная эмиссия с целью проведения контролируемой инфляции, реструктуризация долгов с помощью рефинансирования старых кредитов – все эти меры государственного регулирования в сфере внутреннего долга применяются государством в настоящее время.
Внешний долг страны представляет собой сумму всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.
В состав внешнего долга не включаются:
- акционерный капитал предприятий прямого инвестирования, другие формы участия в капитале, а также реинвестированные доходы, поскольку они не предусматривают выплату основного долга и/или процентов по его обслуживанию (прямые и портфельные инвестиции, обеспечивающие участие в капитале);
- производные финансовые инструменты, такие как форвардные контракты и опционы;
- выпускаемые резидентами долговые ценные бумаги, используемые в рамках обратных операций с ценными бумагами [15, с.125].
Для отражения состояния внешнего государственного долга за 2017-2019 гг. составлена таблица 2.1.
Данные таблицы 2.1 показывают поступательный рост величины внешнего государственного долга в анализируемом периоде. Всего за три лет величина внешнего долга Беларуси увеличилась на 4 393,3 млн. долл. США, а темп его роста составил 132,2 %. Следует также отметить, что в анализируемом периоде отношение внешнего долга к ВВП значительно не менялось: в 2017 году доля выросла до 30,7 %, в 2018-2019 гг. произошло снижение до 28,7 %.
Наибольшее увеличение внешнего государственного долга наблюдается в 2017г. (66,5% от всего прироста за три года), что соответствует динамике общей величины государственного долга Беларуси.
Что касается удельного веса внешнего государственного долга в общей сумме государственных задолженностей, то в течение 2016-2018 гг. доля внешнего государственного долга в общей сумме госдолга постепенно выросла до 80 %.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Каждое государство стремится к снижению долговой нагрузки на экономику. Для этого правительство разрабатывает и реализует определенные меры для достижения этой цели, которые закрепляются в соответствующих законодательных актах и документах.
В Республике Беларусь вопросы управления государственным долгом первоначально закреплялись в Программе социально-экономического развития на 2011–2015гг. Далее была разработана и утверждена Стратегия управления государственным долгом на 2015-2020 гг., в которую были добавлены также целевые ориентиры портфеля заимствований. Основными задачами данной стратегии являются безусловное выполнение республикой всех долговых обязательств, обеспечение устойчивости республиканского бюджета и сохранение размера государственного долга на безопасном уровне [18].
Стратегия разрабатывалась при поддержке МВФ и Всемирного банка и получила их одобрение. Целевыми ориентирами разработки данной стратегии являются снижение общего уровня государственного долга и пересмотр качества портфеля заимствований. Осуществление этого должно достигаться благодаря систематическому выполнению выработанных мер. Так, одной из таких мер является установление в законе о республиканском бюджете лимитов внутреннего и внешнего государственного долга, а также установление нормы о направлении на осуществление платежей по погашению и обслуживанию госдолга вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза [2].
Таким образом, сохранение управляемого уровня долга является одним из приоритетов финансовой политики государства.
Основные направления снижения государственного внешнего долга Беларуси, предложенные Министерством финансов, следующие:
- рефинансирование части государственного долга для обеспечения профицита государственного бюджета на новых рынках заимствования (за счет доходов, связанных с нефтяной конъюнктурой, предполагается погасить порядка 25% долга, а 75% долга предполагается рефинансировать [2]);
- улучшение профиля самого долга (предполагает привлечение ресурсов на более комфортные сроки и по лучшим процентным ставкам);
Для реализации этих направлений Беларусь будет размещать суверенные облигации на китайских и российских рынках, что позволит привлечь заимствования в сумме до 2 млрд. долл. США суммарно за несколько лет [19].
Также в рамках этих направлений по созданию управляемого уровня государственного долга Беларусь в 2019-2025гг. планирует направить на обслуживание и погашение внешнего и внутреннего государственного долга 23,46 млрд. долл. При этом в 2019-2023гг. платежи по госдолгу составят 18,5 млрд. долл.: в 2019г. – 3,6 млрд, в 2020г. – 3,78, в 2021г. – 3,54, в 2022г. – 3,6, в 2023г. – почти 4 млрд. долл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая, что большинством экономистов признается факт влияния государственного долга на экономику, долговая политика является равноправным элементом экономической политики наравне с бюджетной и налоговой. Общепризнанным является то, что финансирование государственных расходов за счет денежной эмиссии влечет за собой инфляцию, которая является скрытым налогом для всего общества.
Государственный долг – это сумма долговых обязательств страны перед физическими и юридическими лицами страны и иностранными лицами и организациями. Внешним государственным долгом является сумма основного долга государства и его резидентов по внешним государственным займам на определенную дату.
Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению, т.е. разработку и проведение мероприятий, направленных на выплату процентов по займам и погашение основной части долга, а также мер по преодолению конфликтов между кредитором и заемщиком в случае невозможности выполнения своих договорных обязательств. Существуют различные методы управления внешним государственным долгом, применение которых определяется в зависимости от поставленных целей.
Эффективное управления государственным внешним долгом требует применение и учет опыта различных стран в этой области, на основе чего нужна разработка стратегии управления государственным долгом с учетом особенностей развития национальных экономик.
Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2020г. составил 44,8 млрд. рублей (33,8% ВВП) и по сравнению с началом 2019г. увеличился на 584,8 млн. руб., или на 1,3%.
По состоянию на 1 января 2020г. государственный долг Республики Беларусь составил 44790,6 млн. руб., снизившись за 2019г. на 584,8 млн. руб.
Внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2020г. составил 18 млрд. дол. США, увеличившись с начала года на 1,1 млрд. долл. США (с учетом курсовых разниц), или на 7 %.
Среди рассмотренных относительных показателей внешнего долга Республики Беларусь особое внимание следует уделить отношению валового внешнего долга к ВВП, так как его значение не соответствует рекомендованному на протяжение 3 лет, что говорит о высокой долговой нагрузке на экономику. Республика Беларусь так же недостаточно обеспечена поступлениями от экспорта для покрытия внешнего долга.
Основными кредиторами Беларуси выступают: Россия, КНР, Международный банк реконструкции и развития. Кредиты используются для рефинансирования существующий займов.
Реализация описанных мер по преодолению проблем государственного долга направлена на эффективный контроль и поддержание размера национального валового внешнего долга и его составляющих в рамках, обеспечивающих минимизацию рисков и приемлемый уровень экономической безопасности страны.
1. Алексеенко, Т.С. Проблемы государственного долга в Республике Беларусь / Т.С. Алексеенко, А.С. Щепило // Молодежь для науки и экономики: разработки и перспективы: сборник научных статей VI международного форума молодых ученых, 2017. – С. 194–197.
2. Беларусь до 2025 года должна выплатить 23,5 млрд. долларов госдолга. Министр финансов Максим Ермолович видит три направления для сглаживания пиковых выплат // Сайт белорусских исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://thinktanks.by/publication/2018/09/10/3-puti-po-snizheniyu-gosdolga-belarusi.html.
3. Белковец, А. Итоги и перспективы рынка государственных облигаций / А. Белковец // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 4. – С. 21-22.
4. Войтко, К. О порядке привлечения внешних займов под гарантии Правительства / К. Войтко, Д. Свищева // Финансы. Учет. Аудит. – 2014. – № 4. – С. 38-41.
5. Госдолг Беларуси – уже за красной чертой / Сайт Белорусский партизан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belaruspartisan.by/m/economic/448828/.
6. Госдолг стран мира 2018г / Сайт финансовой аналитики . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/15_gosdolg-stran-mira-2018/.
7. Дайнеко, А. Управление внешним долгом в Беларуси и зарубежных странах / А. Дайнеко // Наука и инновации. – 2017. – № 5. – С. 42-47.
8. Динамика абсолютных и относительных показателей внешнего долга Республики Беларусь / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExtemalDebt/Indic.xls.
9. Зяткина, Т.Ю. Проблема государственного долга и пути ее решения / Т.Ю. Зяткина // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2014. – С. 115-117.
10. Коваленко, А. Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства / А. Коваленко // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С. 48-51.
11. Коренев, Е. В. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения / Е. В. Коренев // Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта. – 2004. – № 2. – С. 61-66.
12. Макроэкономика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. А. Воробьев и др.]; под редакцией В. А. Воробьева, А. М. Филипцова. – Минск, БГЭУ, 2017. – 226 с.
13. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. Вузов / И.В. Новикова и др.; под редакцией И.В. Новиковой, Ю.М. Яснинского. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2011. – 343 с.
14. Макроэкономика: учебное пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий и др.; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2012. – 315 с.
15. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
16. Марусева, К. Анализ основных этапов долговой политики Республики Беларусь / К. Марусева // Банковский вестник. – 2017. – № 3. – С. 52-57.
17. Методы управления государственным долгом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finance0.ru/?id=409.
18. О республиканском бюджете на 2019г. [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 31декабря 2017г. № 86-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11700086.
19. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: Аналитическое обозрение за январь-декабрь 2019г. / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ectendencies/rep_2018_10_ot.pdf.
20. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за январь-декабрь 2019г.: стат. бюл. / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2020. – 215 с.
21. Попкова, А.С. Анализ валового внешнего долга Беларуси на основе данных платежного баланса страны / А.С. Попкова // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. – 2011. – № 5. – С. 9-18.
22. Ромейко, О.А. Государственный долг Республики Беларусь и управление им / О. А. Ромейко // Экономика глазами молодых: материалы V Международного экономического форума молодых ученых, (Минск, 1-3 июня 2012 года) / [редкол.: Г.А. Короленок и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорус. гос. экон. ун-т», Совет молодых ученых БГЭУ. – Минск: БГАТУ, 2012. – С. 339-341.
23. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/publik/ru/home/sitemap.
24. Скрипелева, А. В. Особенности управления государственным долгом / А.В. Скрипелева // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т»; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск: РИВШ, 2016. – С. 271-275.
25. Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы / А.З. Селезнев; под ред. В. Ю. Катасонова. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 282с.
26. Чайковская, В. А. Государственный долг Республики Беларусь / В. А. Чайковская, Е. Н. Клименок // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т»; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск: РИВШ, 2016. – С. 323-327.