Введение
1 Государственный бюджет, его функции и место в финансовой системе страны
1.1 Понятие и функции государственного бюджета
1.2 Структура государственного бюджета
2 Роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономической устойчивости республики
2.1 Анализ доходов государственного бюджета Республики Беларусь
2.2 Анализ расходов государственного бюджета Республики Беларусь
3 Совершенствование финансовых отношений как механизма обеспечения устойчивости развития экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетной политики
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В переходной экономике усиливается роль бюджета в регулировании процессов воспроизводства, и вся система бюджетных отношений становится все более активной. Бюджет становится одним из основных инструментов проведения государственной финансовой политики, и методы бюджетного регулирования становятся наиболее эффективными. Бюджетное перераспределение валового внутреннего продукта формирует структуру общественного производства и национальные экономические пропорции, адекватные рыночной экономической системе. Управляя бюджетным процессом, государство строит бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить реализацию макроэкономических показателей, реализацию национальных программ, рыночные реформы, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Центральным индикатором государственного бюджета является сумма его дохода. Размер государственного бюджета, состав и соотношение его доходов и расходов зависят от реализации программ экономического и социального развития, стабильности социального положения страны. Это может влиять на экономическую деятельность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, развитие приоритетных секторов и социальной сферы.
Таким образом, государственный бюджет является важнейшим финансовым документом страны. Это сочетание финансовых оценок всех департаментов, государственных служб, государственных программ и т. д. Оно определяет потребности, которые должны удовлетворяться за счет государственной казны, а также указывая источники и суммы ожидаемых поступлений в государственную казну.
Правильное составление государственного бюджета, определение главных статей доходов и расходов, балансирование бюджета играют очень важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе. Этим и обусловлена актуальность данной курсовой работы.
Объект исследования — государственный бюджет.
Предмет исследования — воздействие государственного бюджета Республики Беларусь на экономическое развитие.
Цель курсовой работы – рассмотрение государственного бюджета, предложение путей совершенствования формирования доходной базы государственного бюджета Республики Беларусь
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
- изучить сущность государственного бюджета, его функции и место в финансовой системе;
- рассмотреть роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономической устойчивости республики;
- определить пути совершенствования финансовых отношений как механизма обеспечения устойчивости развития экономики.
1 Государственный бюджет, его функции и место в финансовой системе страны
1.1 Понятие и функции государственного бюджета
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание) [2, c. 68].
Можно выделить три основные характеристики государственного бюджета:
- по форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год.
- по сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.
- по материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.
Бюджет как экономическая категория (при СССР) не сразу получил своё признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиции экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного установления финансовой базы государства – как его финансовый план [1, с. 145].
Роль бюджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественных процессов.
С помощью бюджета осуществляется перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением в части формирования и использования средств государственного бюджета, называются бюджетными.
2 Роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономической устойчивости республики
2.1 Анализ доходов государственного бюджета Республики Беларусь
С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.
В Республике Беларусь преимущественно используется формирование бюджета на основе постатейного бюджетирования. Такая система характеризуется высокой централизацией управления общественными финансами и строгим контролем за целевым расходованием финансовых ресурсов.
В Республике Беларусь в бюджетной политике реализуется пассивная форма дефицита, которая носит «потребительский» характер. Это означает, что значительная часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, сфер управления и обороны, а также нерентабельных предприятий государственного сектора. Основная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход к активной форме бюджетного дефицита, означающей избирательное финансирование только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу, причем по мере получения определенного эффекта.
Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2020 год и плановый период подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и направлены на формирование и реализацию мер бюджетной политики в соответствии со стратегическими целями социально-экономического развития страны, а также на обеспечение стабильности экономического роста с учетом основных приоритетов устойчивого развития.
На основании решения межведомственной рабочей группы для подготовки проекта основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2020 год и плановый период и его увязки с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития и основными направлениями денежно–кредитной политики Республики Беларусь, принят базовый сценарий прогнозных параметров.
3 Совершенствование финансовых отношений как механизма обеспечения устойчивости развития экономики
3.1 Направления совершенствования бюджетной политики
Согласно программе социально экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. бюджетная политика в 2016-2020 гг. направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально-экономического развития при сохранении социальной направленности бюджетных расходов и увеличении их доли на инновационное развитие. Планируется обеспечить бездефицитный бюджет путем финансирования расходов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита бюджета.
В целях повышения эффективности планирования и исполнения бюджета предусматриваются использование в бюджетном процессе программно-целевого метода и поэтапный переход к среднесрочному (трехлетнему) бюджетному планированию (с ежегодным смещением на один прогнозируемый год). К концу 2020 года охват расходов бюджета государственными программами планируется повысить до не менее 90 процентов. Это позволит увязать бюджетное финансирование с целями государственной политики, расширить самостоятельность заказчиков государственных программ (распорядителей бюджетных средств) в принятии управленческих решений. Финансирование государственных программ запланировано увязать с достижением прогнозируемых в них результатов и целевых показателей, которые станут ключевыми показателями эффективности работы руководителей государственных органов.
Оказание субъектам хозяйствования государственной финансовой поддержки будет осуществляться в рамках государственных программ за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на конкурсной основе с использованием принципов равного доступа вне зависимости от форм собственности.
В целях оптимизации механизмов распределения доходов бюджетов и обеспечения устойчивого регионального развития нормативы отчислений от республиканских налогов, сборов (пошлин), формирующих основной объем доходов бюджетов районов и городов областного подчинения, планируется сохранить на срок не менее трех лет. Это позволит повысить самостоятельность местных органов управления и самоуправления в проведении политики регионального развития. Появятся дополнительные стимулы к поддержке бизнеса и созданию новых рабочих мест.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет – ведущее звено национальной финансовой системы, непосредственно связанное с налоговой системой страны. Здесь речь ведется о прямых денежных доходах и расходах государства. С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, или – роспись доходов и расходов правительства на определенный период времени, которая утверждена в законодательном порядке. Бюджет имеет силу закона, разрешающего правительству страны собирать и расходовать денежные средства. Государственный бюджет выполняет следующие функции: аккумуляция финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды (фискальная функция); регулирование и стимулирование национальной экономики; стимулирование научно-технического прогресса и ускорение инновационного развития страны; региональное перераспределение денежных ресурсов в пользу проблемных территорий; социальная защита населения и выравнивание в стране уровня жизни (социальная функция); обеспечение экономической безопасности государства.
В Республике Беларусь в бюджетной политике реализуется пассивная форма дефицита. Бюджетная политика направлена на сохранение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
В 2019 г. доходы государственного бюджета составили 39139,7 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2018 г. на 1456,3 млн. руб. или 3,9 %. В целом за 2015 – 2019 гг. доходы государственного бюджета увеличились на 47,0 %. В 2019 г. расходы государственного бюджета составили 35997,5 млн. руб., что на 8,8 % выше уровня 2018 г. За 2015 – 2019гг. расходы государственного бюджета увеличились на 43,8 %. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 29,7 %, снизившись по сравнению с 2018 г. на 1,3 п.п., а по сравнению с 2015 г. – на 0,9 п.п.
Доля налоговых доходов в 2019 г. составила 84,2 %, увеличившись по сравнению с 2018 г. на 0,6 п.п. В период с 2015 по 2019 гг. удельный вес налоговых поступлений увеличился на 0,5 п.п. (с 83,7 % в 2015 г. до 84,2 % в 2019 г.). Значительный удельный вес в структуре доходов государственного бюджета приходится на неналоговые доходы, доля которых в целом сократилась с 16,0 % в 2015 г. до 11,2 % в 2019 г. В 2019 г. 4,6 % приходится на безвозмездные поступления (-1,0 п.п. по сравнению с 2018 г. и +4,2 п.п. по сравнению с 2015 г.).
Государственный бюджет играет важную роль в обеспечении макроэкономической устойчивости республики, так как выполняет следующие задачи: устанавливает взаимосвязь со всеми субъектами хозяйствования и формирует централизованный фонд бюджетных средств в процессе перераспределения стоимости валового внутреннего продукта; распределяет денежные средства между участниками воспроизводственного процесса, сферами общественной деятельности и т. д.;
1. Акулов, В .Б. Макроэкономика [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Б. Акулов. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 389 с.
2. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Том 1: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 314 с.
3. Басовский, Л. Е. Макроэкономика : учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З: в ред. Закона от 16.12.2019 № 268-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Государственное регулирование экономики : учебник / Э.А. Попова, О.В. Мельникова, Т.И. Окраинец [и др.]. — Москва : МИСИС, 2019. — 433 с.
6. Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
7. Комягин, Д.Л. Бюджетное право: учебник / Д.Л. Комягин. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 590 с.
8. Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
9. Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 385 с.
10. Нуреев, Р. М. Макроэкономика : практикум / под ред. Р. М. Нуреева. - Москва : Юр. Норма : ИНФРА-М, 2020. - 400 с.
11. О бюджетной классификации Республики Беларусь: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 31 дек. 2008 г., № 208 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/act/postmf_311208_208.pdf.
12. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон от 04 января 2010 г. № 108-3: в ред. Закона от 18.12.2019 № 273-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
14. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
15. Писаренко, Г.В. Теория финансов: учеб.-метод. пособие / Г.В, Писаренко. – Минск: БГЭУ, 2018. – 49 с.
16. Уильямсон, С. Макроэкономика / С.Д. Уильямсон ; пер. с англ. под науч. ред. К. Сосунова. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 960 с.