ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В ИННОВАЦИОННОСТИ
1.1 Сущность, классификация и роль инновационных организаций и высокотехнологичных отраслей в инновационном развитии экономики
1.2 Зарубежный опыт технологического развития экономики государств и его влияние на их инновационность
2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика современной инновационной стратегии развития Республики Беларусь
2.2 Оценка инновационного потенциала и технологического развития экономики Республики Беларусь
2.3 Исследование позиционирования инновационности Республики Беларусь на международном уровне
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ИННОВАЦИОННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху глобальных перемен современная инновационная политика становится важнейшим инструментом создания долгосрочных конкурентных преимуществ, сохранения национальных ориентиров, обеспечения устойчивости и стабильности развития. Не случайно с инновационной деятельностью все теснее связываются перспективы развития государств и повышения качества жизни населения планеты. Научные исследования и разработки в области инноваций позволяют расширить перспективы использования имеющихся технических возможностей, повысить эффективность производства и управления.
Экономический рост в современных условиях характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса. На долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, человеческом капитале, организации производства, в развитых странах приходится от 80 до 95% прироста ВВП. Инновации как фундамент научно-технического прогресса определяют конкурентные преимущества как фирмы, так и страны в целом.
Роль инноваций в сегодняшних экономических условиях значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности организаций.
В современном мире вклад науки, инноваций и новых технологий является решающим фактором социального и экономического развития. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров и услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, повышаются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств, продуктов и товаров. Технологии новых поколений ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание в заданных границах влияния отрицательных факторов социально-экономического развития.
1 РОЛЬ УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В ИННОВАЦИОННОСТИ
1.1 Сущность, классификация и роль инновационных организаций и высокотехнологичных отраслей в инновационном развитии экономики
Инновационная организация или инновационное предприятие – это такой тип предприятий, где инновационная деятельность внедряется как основной вид деятельности, а в качестве источника своего существования и развития видит инновации, повышение инновационной способности своего предприятия. Исходя из этого, основными чертами инновационного предприятия выступают:
1. Гибкость. Являясь отличительной чертой инновационных предприятий, гибкость подразумевает, что предприятие способно своевременно воспринять выгодные источники и ресурсы, предоставляемые окружающей средой и обстоятельствами. Кроме того, предприятие должно быть способно противостоять неблагоприятным факторам, производить продукцию, которую окружающая среда может воспринять. При таких условиях окружающая среда будет всегда предоставлять новые возможности. В этом и проявляется гибкость инновационного предприятия, которая предполагает наличие у него способности постоянно учиться, расширять сферы инноваций, систематично поддерживать внутренние и внешние источники, чтобы суметь соответствовать изменениям окружающей среды и вызовам с неясными причинно-следственными отношениями. Гибкость инновационного предприятия включает в себя 3 уровня: гибкость на уровне стратегии; гибкость на уровне организации; гибкость на уровне производства и управления. Все три уровня тесно связаны между собой и могут быть объединены в единую гибкость.
2. Эластичность границ. Границы инновационного предприятия должны быть эластичными. Теоретически их не должно быть вообще. Продолжительные инновации будут способствовать постоянному дальнейшему развитию предприятия, экономическое развитие не остановится, следовательно, и предприятие не будет уничтожено. Однако из-за того, что основной функцией предприятия является новаторство, а также из-за того, что его инновационные способности ограничивают его сферу деятельности, в определенных пространственно-временных рамках существования и развития предприятия будут существовать определенные границы и размеры. Это значит, что всевозможные сдерживающие факторы приведут к тому, что эффективность производства инновационного предприятия не будет конкурентоспособной, но это лишь временное явление. Инновационный характер предприятия может разбить эти границы и создать новые границы предприятия.
2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика современной инновационной стратегии развития Республики Беларусь
Начиная с конца XX столетия Организация экономического сотрудничества и развития активно продвигает концепцию создания национальных инновационных систем. Достичь этого можно только посредством улучшения политики в области образования, поощрения исследований и создания благоприятного инновационного климата для внедрения новых и высоких технологий в национальную экономику.
Такая цель стоит и перед Республикой Беларусь. Задача перехода белорусской экономики на путь инновационного развития была поставлена президентом на пятом Всебелорусском народном собрании 23 июня 2016 года.
Были определены и основные направления этого пути:
− использование новейших технологий;
− опережающее развитие наукоемких отраслей;
− модернизация действующих производств и создание новых, способных выпускать конкурентоспособную продукцию с высокой степенью наукоемкости и новизны.
В 2016 г. утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 года. Стратегической целью данной программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей экономики [14].
Для определения дальнейшей стратегии развития важно иметь актуальную независимую оценку состояния инновационного развития. В этих целях используются мировые рейтинги, которые на основе комплексных индексов позволят оценить результаты и темпы развития страны и, соответственно, определить ее привлекательность для иностранных инвесторов.
Важным фактором объективности международных рейтингов является единообразие методов выставления оценок всем государствам и признанность данных методов в мире. Участие Республики Беларусь в таких рейтингах позволяет оценить ее позиции не только относительно собственных результатов предыдущих периодов, но и относительно результатов других стран.
К рейтингам, наиболее полно оценивающим уровень развития страны по большому комплексу показателей, относятся Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Глобальный индекс инноваций бизнес-школы INSEAD (ГИИ). Так, в рейтинге ГИИ 2018 года Беларусь заняла 86-е место, что на две позиции выше, чем в 2017 году. Государственным комитетом по науке и технологиям определены сильные и слабые позиции странового профиля и проведена актуализация Плана мероприятий по повышению показателей Республики Беларусь в ГИИ. Реализация Плана позволила остановить снижение данного индекса и обеспечить его рост для нашей страны, повысить уровень развития инновационной сферы и привлекательности для иностранных инвесторов.
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ИННОВАЦИОННОСТИ
Как показало проведенное исследование, одними из ключевых сдерживающих факторов инновационного развития белорусской экономики являются отсутствие механизма венчурного финансирования и должного внимания стимулированию и созданию условий для развития инновационного малого бизнеса в стране. При этом, как показывает изучение зарубежного опыта инновационного развития стран, обеспечение данных составляющих в экономике является обязательным аспектом создания инновационной экономики практически в любой из рассмотренных моделей развития стран.
Поэтому в целях устранения имеющихся негативных тенденций в сфере развития инновационного малого бизнеса в Республике Беларусь и укрепления его позиций предлагается осуществлять следующие мероприятия:
- предоставлять льготы и преференции имеющимся молодым (период работы до 5 лет) и новым предприятиям малого бизнеса, реализующим высокоэффективные, наукоемкие, импортозамещающие и экспортоориентированные проекты;
- организовать работу Агентства по развитию малого бизнеса и обеспечение его взаимодействия с органами власти, бизнес-среды, банковской и научной сферой и региональной инновационной инфраструктурой, а также снятие и упрощение административных процедур со стороны местных органов власти;
- проводить регулярный мониторинг соблюдения графиков реализации и аудит экономической эффективности бизнес-проектов предприятий малого бизнеса, финансируемых за счет бюджетных и льготных кредитных ресурсов на инновационные проекты;
- кредитование проектов по развитию малого бизнеса, основанных на технологиях start-up и spin-off, осуществлять через ОАО «Банк развития» на конкурсной основе. В качестве дополнительного критерия при проведении конкурсного отбора учитывать уровень технологичности вида экономической деятельности, в соответствии с которым льготное финансирование в первоочередном порядке предоставлять на инвестиционные проекты, предусматривающие создание высокотехнологичных производств (например, фармацевтической продукции, офисного оборудования и вычислительной техники, изделий медицинской техники, оптических приборов и аппаратуры и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационное развитие экономики является неотъемлемой частью процесса экономического развития страны и, являясь одним из базовых факторов эффективного развития национальной экономической системы любого государства, требует, с одной стороны, привлечения инвестиций в сферу инноваций, и, с другой стороны, участия государства в обеспечении устойчивого инновационного развития и регулирования данного процесса. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, более полно удовлетворять потребности потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах. Во всех развитых странах государство поддерживает инновационную деятельность предприятий и функционирование рынка инноваций.
Исследование инновационного развития Республики Беларусь показало, что число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, в стране за исследуемый период увеличился. При этом увеличился объем произведенной ими научно-технической продукции и разработок, основная доля которой приходилась на коммерческий сектор. Кроме того, исследование динамики показателей затрат инновационно активных организаций на инновации в Республике Беларусь позволяет сделать выводы о явной ориентации их на продуктовые инновации. То есть анализ инновационной деятельности Республики Беларусь позволяет сделать вывод о положительной динамике в данной области, что подтверждается не только внедрением большого количества научно-технических программ и проектов, но и ростом основных показателей эффективности инновационной деятельности, совершенствованию инновационной инфраструктуры.
Однако Республика Беларусь находиться лишь на начальном этапе инновационного развития и имеет некоторые проблемы, а именно:
- неразвитость инновационной инфраструктуры и недостаточная нормативно-правовая база, например, отсутствие отлаженной и эффективно функционирующей системы венчурного финансирования, страхования инновационных инвестиций, лизинга и т. д.;
- структурные экономические дисбалансы (приоритет отдается сырьевым и производственным секторам, а не инвестиционным процессам);
- инновационная устойчивость бизнеса, низкий спрос на инновационные продукты;
- отсутствие налаженной системы отношений «государство-наука-бизнес».
1. Клюня В.Л., Фан Юй. Инновационное предприятие: сущность, содержание и отличительные признаки // Веснік БДУ. Сер. 3. – 2011. – No 1.
2. Сакович, В. А. Основы теории инноваций и инновационной экономики / В. А. Сакович // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 2. – С. 32–37.
3. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.В. Барышева. – М.: Дашков и К, 2017. – 380 с.
4. Агарков, А.П. Управление инновационной деятельностью: учебник / Агарков А.П., Голов Р.С. – М.: Дашков и К, 2017. – 208 с.
5. Орлова, Л. Н. Инновационная экономика: факторы и противоречия развития, уровни формирования / Л. Н. Орлова [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN315.pdf.
6. Андрейчиков, А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. — М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2013. — 394 с.
7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2013. — 448 c.
8. ИТ-индустрия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarusfacts.gov.by/ru/belarus/economy_ business/key_economic/it.
9. Рынок ИТ-услуг / Инвестиционная компания Юнитер. – Минск, 2015. – 25 с.
10. Амелин С.В. Совершенствование организации управления производством в условиях новых информационных технологий // Вестник ВГТУ. 2013. №3.1. С.159-162.
11. Гумерова Гюзель Исаевна, Шаймиева Эльмира Шамилевна Управление предприятиями высокотехнологичного бизнеса с учетом тенденций рынков явного и неявного знания: классификация, бизнес-модель // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1 (33). [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/LpHLe
12. Орлова, Л. Н. Инновационная экономика: факторы и противоречия развития, уровни формирования / Л. Н. Орлова [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN315.pdf.
13. Савельева, И. Н. Особенности инноваций в промышленности ФРГ / И. Н. Савельева // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 264-266.
14. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы / под ред. А. Г. Шумилина. — Минск: ГУ «БелИСА», 2017. — 146 с.
15. Инновационная инфраструктура [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/ opencms/opencms/ru/innovation/inn3. — Минск, 2017.
16. Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040» в праве [Электронный ресурс] : Постановление Президиума Национальной академии наук, 26 фев. 2018 г., № 17. - Режим доступа: /https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/042801.
17. Медовников, Д. С. Технологические коридоры в производстве потребительской продукции / Д. С. Медовников, С. Д. Розмирович // Форсайт. - 2011. - № 1. - Москва, 2011. - С. 26-39
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
19. Шитова О.М. Оценка инновационного потенциала Республики Беларусь // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(82). URL: https://sibac.info/archive/economy/10(82).pdf
20. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2018.
21. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2019.
22. Герасимчик, Н.В. Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста. - Гомель, Центр исследования институтов рынка, 2017. – С.127
23. Инновационные предложения и потребности. – Режим доступа: http://inno.gomel.by.
24. Косовский А.А., Мальчевский Е.С. Субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь / под ред. А. Г. Шумилина. – Минск: ГУ «БелИСА», 2018. – 98 с.
25. Рейтинг развития инноваций в странах мира [электронный ресурс]. Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index.
26. Тышлек В. Беларусь на мировой карте инноваций // Наука и инновации. 2020. №2 (204). С.32-37.
27. Богдан, Н. И. Инновационная политика и поиск новых источников экономического роста: мировые тенденции и вызовы для Беларуси / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 1. – С. 4–23.
28. Бородовская Ю.А. Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики / Ю. А. Бородовская [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – № 3. – Режим доступа: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2.pdf.
29. Дичковский, А. А. Инновационный путь и перспективы его развития в Республике Беларусь / А. А. Дичковский // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2017. – № 3. – С. 6–11.
30. Инновации для устойчивого развития: обзор по Республике Беларусь: резюме и рекомендуемые меры политики: неофициальный перевод. - ООН: Нью-Йорк, Женева, 2017. - С. 7.
31. Косенко, А. А. Тенденции развития малого инновационного предпринимательства как одного из основных институтов национальной инновационной системы Республики Беларусь / А. А. Косенко // Цифровая трансформация. – 2018. – № 1 (2). – С. 43–47.