ВВЕДЕНИЕ
1 Экономическая безопасность: понятие, уровни, показатели и индикаторы
2 Особенности и проблемы достижения экономической безопасности в современной экономике
3 Национальная безопасность Республики Беларусь: факторы, угрозы, результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие белорусской экономики в долгосрочной перспективе, повышение экономического роста возможно обеспечить только при условии использования передовых достижений науки в реальном секторе внутрихозяйственного комплекса. В этой связи самым важным условием обеспечения социально-экономической безопасности является эффективное решение демографических проблем, которое принесет ощутимый результат не сиюминутно, а значительно позднее.
На сегодняшний день в период замедления роста мировой экономики и в условиях международной экономической интеграции перед каждым правительством стоит вопрос обеспечения экономической безопасности своей страны. Так как главным условием развития страны как независимого суверенного государства является обеспечение ее национальной и экономической безопасности. Не смотря на актуальность вопроса и посвященности множества научных трудов на сегодня нет единого определения экономической безопасности. Отсутствие единого термина вызвано тем, что экономическая безопасность определяется каждой страной в зависимости от принятой экономической политики, занимаемого уровня в мировой экономике и иных факторов, влияющих на положение страны в мировом сообществе.
В современных условиях при усилении международной конкуренции на микро- и макроуровнях, а также неравномерности экономического развития стран мира все чаще назревают различного рода противоречия, приводящие к конфликтным ситуациям. Борьба за первенство между государствами отражается в первую очередь на населении, а также затрагивает экономику, внутреннюю и внешнюю политику, ресурсы, идеологию, территорию, межнациональные отношения и миграционные процессы, технологии и др. Такая борьба способствует зарождению угроз, которые могут повлиять на безопасность государства. Для предотвращения их возникновения необходимо иметь четкое представление о сущности угроз, а также об их классификации.
Обострение общемировой политической ситуации, наличие глобальных проблем человечества, в том числе и социально-экономического характера, актуализируют проблематику исследования обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь. Политические институты как ключевой элемент этой системы являются важнейшим ее регулятором, устанавливающим нормы общественного поведения, обеспечивающим последовательность действий в достижении национальных целей государства и высоких экономических результатов. Проведение детального анализа динамики макроэкономических показателей позволяет установить характерные особенности и проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.
1 Экономическая безопасность: понятие, уровни, показатели и индикаторы
В макроэкономике экономическая безопасность – такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов [1].
Это определение, дословно взятое из Википедии. Попытаемся проанализировать, насколько оно актуально, при этом полностью отделавшись от того, что сегодня понимается под «актуальностью». Это понятие полностью негодно, зачастую оно описывает вещи совсем не актуальные, а просто хорошо прорекламированные или финансово проплаченные. Об актуальности «экономической безопасности» речь может идти только в том случае, когда под «актуальностью» мы будем понимать не то, что называется «злободневными проблемами», а то, что способно сработать на имеющемся материале и адекватно для работы с тем, что принято называть «действительностью». В приведенной формулировке основной акцент смещен на соотношение «внешний – внутренний», т.е. имеем дело с таким пониманием экономического поля, где подразумевается наличие некоторого ограниченного пространства внутреннего рынка, находящегося в определенных отношениях с окружающим его торговым пространством – внешним рынком.
Понятно, что под таким «внутренним рынком» следует понимать область торгового пространства в пределах границ политической единицы, т.е. государства. При этом внешний рынок, с точки зрения национальной экономики, воспринимается не как совокупность отдельно взятых внутренних рынков, находящихся в разного рода отношениях, но как некоторое нерасчленимое единство внешних игроков, вне зависимости от того, какие интересы они представляют. Здесь действует почти этнографическое различение «мы – они», поэтому безопасность определяется как способность к автономии от внешних влияний как таковых, еще до расстановки акцентов на «друзей» и «врагов». Такое положение складывается в силу условий игры в торговом пространстве, когда понятия «друг – враг» представляют собой «плавающие» идентичности, т.е. определяемые ситуативно. Сегодня совершенно ясно, что нет ценностей такого порядка, которые бы превалировали над национальными интересами государства, поэтому политические (и экономические) «друзья» и «враги» меняются в зависимости от совпадения интересов в каждом конкретном случае. Этими условиями определяется необходимость государства и его внутреннего рынка к автономии, что и подразумевает заботу об экономической безопасности.
2 Особенности и проблемы достижения экономической безопасности в современной экономике
Данный вопрос рассмотрим на примере России и Китая.
Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.
Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
Угрозы экономической безопасности в России подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним угрозам экономической безопасности России можно отнести:
1. Усиление имущественного расслоения общества. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан.
2. Криминализацию экономики и общества. Оценки масштабов российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. В текущем году Президент РФ Дмитрий Медведев собственным примером показывает и предлагает всем чиновникам обнародовать налоговые декларации.
3. Разрушение научно-технического потенциала страны. По абсолютным затратам на науку Россия сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз — Японии и в 17,5 — 100 раз — США.
К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:
1. Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.
2. Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные Банка России: за прошлый, 2008 год из страны утекло почти $130 млрд.
3. Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.
В интересах реального социально-экономического подъёма России необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей.
3 Национальная безопасность Республики Беларусь: факторы, угрозы, результаты
В Республике Беларусь принята индикативная система оценки состояния национальной безопасности, используемая в качестве аналитического инструментария и как метод экономических исследований, суть которого – выявить тенденции изменения показателей экономической безопасности [12].
Индикативная система направлена на оценку и прогнозирование угроз национальным интересам Республики Беларусь и умение отражать эти угрозы путем реагирования – принятием превентивных мер органами государственного управления.
Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, угроза национальной безопасности – потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба. Основным отличием «угрозы» от термина «опасность» является то, что по своей сути угроза несет в себе «намерение и возможность» причинения вреда, а также требует реализации ряда мер по снижению опасности, а опасность может заключаться только лишь в «намерении» причинить вред. Следовательно, угроза – это ожидаемое событие, и если к ней подготовиться, то можно уменьшить ее влияние. Что же касается термина «риск», то он широко используется в правовых документах США, в частности в Стратегии национальной безопасности США. При этом в Стратегии четко разграничены понятия «риск» и «угроза». Угроза рассматривается как возможность какой-либо страны, группы государств или явлений угрожать, а риск определяется как возможность мешать достижению целей безопасности [22].
Угрозы национальной безопасности Республики Беларусь носят комплексный и взаимосвязанный характер. Отдельные источники способны порождать спектр угроз, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности. Некоторые угрозы могут одновременно воздействовать на состояние национальной безопасности по нескольким направлениям. Формами угроз в стадии их зарождения и насыщения являются риски.
Для анализа и прогнозирования угроз, отражающих наиболее важные стороны экономической безопасности, используются пороговые значения индикаторов. Пороговые значения экономической безопасности – это предельные величины, несоблюдение которых препятствует стабильному и устойчивому развитию государства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в национальной экономике. В перечень пороговых значений может входить большое число количественных индикаторов, но с различным содержанием и методами расчета. С помощью индикативного анализа можно выявить предельный уровень отклонения параметров развития хозяйственной деятельности страны, применив соответствующие пороговые значения, спрогнозировать угрозу и вовремя на нее отреагировать [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проделанного исследования можно сделать следующие выводы.
Под экономической безопасностью стоит понимать разностороннюю и многоплановую систему, которая позволяет обеспечить стабильную ситуацию в экономике страны. Система экономической безопасности охватывает широкий спектр внешних и внутренних факторов, которые, в свою очередь, в значительной степени на поддержание стабильной ситуации в национальной экономике, а также разработку и принятие необходимых антикризисных решений.
Грамотное обеспечение экономической безопасности может позволить сформировать такие условия, в которых страна сможет приблизиться к макроэкономическому равновесию, когда достигается равновесие в таких показателях, как производство и потребление, спрос и предложение, наличие ресурсов и их расходов, и прочее.
В основе концепции экономической безопасности лежит приоритетное обеспечение долговременных экономических интересов страны, в силу того, что это связано с представлением страны о ее будущем развитии и то, к чему ей стоит стремиться.
Именно поэтому важным условием в реализации экономической безопасности страны является четко сформированная ее структура и продуманное до мельчайших деталей ее строение.
Что касается специфики обеспечения экономической безопасности в современной экономике, то на примере России и Китая можно сказать следующее: Основным составным элементом национальной безопасности России является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики. Экономическая безопасность России основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования. В целом к 2015 году ситуация с экономической безопасностью в России сложилась достаточно устойчивая по всем основным показателям наблюдается положительная динамика, несмотря на некоторые ухудшения внутри анализируемого периода времени. В Китае самой главной социально-экономической проблемой является очень высокий уровень безработицы, который в 2015 году составил 31,2% при пороговом значении в 8%. В остальном экономическую безопасность Китая можно характеризовать с положительной стороны. Важными в плане экономической безопасности для обеих рассмотренных в главе 2 стран являются их экономические отношения. Экономические отношения между КНР и Россией на современном этапе являются сложными и неоднозначными, так и не решенными до конца проблемами российско-китайских отношений.
1 Экономическая безопасность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая_безопасность.
2 Фирсов И.В. Методологические основы принятия решений в системе обеспечения экономической безопасности в современных условиях, проблемы и пути их решения//Безопасность бизнеса. 2016. - № 3 – С 3-8
3 Фирсова, О. Экономическая безопасность предприятия: Бизнес-Книга / О. Фирсова – Орел: МАБИВ, 2016. – с. 38 - 39;
4 Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России: учеб. / В.К. Сенчагов. – М., 2015. – 896 с.
5 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 2015., Вып. 12. - С. 4–6.
6 Максимов, С. Н. Экономическая безопасность России: системно-правовое исследование / С. Н. Максимов. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - c.34-45;
7 Гасилов, В.В. Управление экономической безопасностью организаций: монография / В.В. Гасилов, А.В. Воротынцева, А.Н. Сова. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2017. – 248 с.
8 Суглобов, А. Е. Экономическая безопасность предприятия: Учебное пособие / А. Е. Суглобов, С. А. Хмелев, Е. А. Орлова. - М.: ЮНИТИ, 2016, c.115;
9 Зубко, Н. М. Национальная экономика Беларуси: краткий курс лекций / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур, А. Н. Зубко. – Минск: Тетралит, 2013. — 224 с
10 Показатели оценки уровня экономической безопасности государства [Электронный ресурс] / Электронный портал «Доступная бизнес-система». – Режим доступа: http://simplehomebusinesssystem.com/pokazateli-ocenki-urovnya-ekonomicheskoj-bezopasnosti-gosudarstva/.
11 Гордиенко, Д.В. Обеспечение экономической безопасности Китая в условиях глобализации / Д.В.Гордиенко [Электронный ресурс] / Киберленинка. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ekonomicheskoy-bezopasnosti-kitaya-v-usloviyah-globalizatsii.
12 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь у тверждена указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010, № 575 (в редакции от 24.01.2014, № 49).
13 Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; редкол.: Медведева В.И. [и др.] – Минск, 2018. – 136 с.
14 Статистический бюллетень «О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2018 году» / Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Минск, 2019. – 116 с.
15 Белковец А. Активировать точки роста // Финансы, учет, аудит. 2019. – № 4. – С. 20–23.
16 Белковец А. Снизить госдолг – повысить ликвидность // Финансы, учет, аудит. 2019. – № 3. – С. 14–16.
17 Гохберг Л.М., Дюковский К.А., Кузнецова И.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: Статистический сборник – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 376 с
18 Ермолович М.Л. Сбалансированный подход. Об итогах исполнения бюджета Беларуси за 2018 г. и задачах финансовых органов в 2019 г. // Финансы, учет, аудит. 2019. – № 3. – С. 6–10.
19 Калечиц Д.Л. Обеспечение финансовой стабильности в 2018 г. и задачи на 2019 год // Банковский вестник. 2019. – Январь. – С. 9–15
20 Калечиц С.В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г. // Банковский вестник. 2019. – Январь. – С. 3–8.
21 Селиверстов Ю. С бюджетной поддержкой // Финансы, учет, аудит. 2019. – № 4. – С. 24–25
22 Денисова М. А. Угрозы экономической безопасности подходы к определению. классификация угроз экономической безопасности на примере Республики Беларусь. 2014. – http://lib.i-bteu.by/bitstream/handle/22092014/1421/%d0%94%d0%b5%d0%bd%d0% b8%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b0%20%d0%9c.%d0%90.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
23 Литвиненко А.Н., Воротнев А.С. Экономическая безопасность в системе обеспечения национальной безопасности России. Материалы II Международной научно - практической конференции «Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции 153 развития». Санкт - Петербург: Санкт - Петербургский университет МВД России, 2015. С. 319 – 324
24 Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н., Радыгин Е.В. Экономическая безопасность в контексте новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 7 (340). С. 107 - 118.