ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Информационное общество: условия и факторы развития
1.2 Инфраструктура сектора информационно-коммуникационных технологий и ее влияние на повышение конкурентоспособности национальной экономики
2 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Оценка показателей развития инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий
2.2 Оценка эффекта от развития инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире идет интенсивный процесс формирования информационного общества и связанный с ним процесс формирования экономики нового типа, экономические отношения которой основаны на новейших достижениях в области информационных и телекоммуникационных технологий. Их влияние касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сферы, науки и образования, культуры и образа жизни людей.
Сектор информационно-коммуникационных технологий предоставляет людям возможность широко использовать свой потенциал и служит для достижения дополнительных целей обеспечения устойчивого экономического развития и повышения благосостояния населения. Формирование информации как экономического ресурса, создание рынка информационных продуктов и услуг привело к тому, что в настоящее время информационный сектор экономики играет решающую роль в развитии общества. Развитие инфраструктуры сектора информационных и телекоммуникационных технологий – это объективный позитивный процесс, обеспечивающий формирование глобального экономического пространства, эффективное взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и рабочей силы. Снижение роли промышленного компонента экономики и беспрецедентный рост роли информационного компонента позволяют говорить о возрастающем влиянии информационного сектора на экономическое развитие. Вышеизложенное определило актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение инфраструктуры сектора информационно-коммуникационных технологий и определение направлений его развития.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть информационное общество, его условия и факторы развития;
- рассмотреть понятие инфраструктуры сектора информационно-коммуникационных технологий и ее влияние на повышение конкурентоспособности национальной экономики;
- дать оценку показателям развития инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий;
- дать оценку эффекту от развития инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий.
1 РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Информационное общество: условия и факторы развития
Учёный-социолог, профессор У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.
1. Технологический – ключевой фактор — информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
2. Социальный – информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
3. Экономический – информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
4. Политический – свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
5. Культурный – признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом [7, c. 63].
При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».
Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационной технологией изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.
Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:
1. структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;
2. возросшее осознание важности информации;
3. растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
4. широкое распространение информационной технологии;
5. поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций [1, c. 201].
2 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Оценка показателей развития инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий
В последние годы Республика Беларусь достигла заметных успехов в развитии национальной информационной инфраструктуры, создании государственных информационных систем и ресурсов. Межведомственный документооборот переведен в электронную форму, сформированы базовые компоненты электронного правительства, автоматизировано представление государственной статистической, ведомственной и налоговой отчетности, внедрены электронные счета-фактуры, электронная система фискализации налоговых процедур, система маркировки товаров, созданы условия для электронного взаимодействия государства и бизнеса.
Опираясь на международный опыт, Белстатом разработана система национальных статистических показателей развития цифровой экономики, которая включает в себя пять блоков показателей: информационно-коммуникационную инфраструктуру, использование информационно-коммуникационных технологий населением и организациями, инфраструктуру информатизации, цифровую трансформацию, национальную индустрию ИКТ.
В таблице 2.1 рассмотрим основные показатели информационно-коммуникационной инфраструктуры национальной экономики Республики Беларусь.
Согласно данным таблицы 2.1 в анализируемом периоде наблюдается рост количества абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет до 34 абонентов на 100 человек населения. При этом наблюдается сокращение пользователей в разрезе таких групп скорости передачи данных как от 2 Мбит/с до 10 Мбит/с, от 10 Мбит/с до 30 Мбит/с, от 30 Мбит/с до 100 Мбит/с в пользу скорости от 100 Мбит/с и более.
Количество абонентов и пользователей беспроводного широкополосного доступа в сеть Интернет на 100 человек населения увеличивается ежегодно. Так, в 2018 году прирост составил 10 абонентов, а в 2019 – 4. В целом на 100 человек населения 90 абонентов имеют доступ к беспроводной широкополосной сеть Интернет.
Доля домашних хозяйств, имеющих доступ в сеть интернет в 2018 году выросла на 4 п.п., а в 2019 году – на 2 п. п. и составила 80 %.
Таким образом, в анализируемом периоде наблюдается увеличение количества абонентов со скоростью передачи данных от 100 Мбит/с, рост количества абонентов сети Интернет.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Основные направления развития сектора информационно-коммуникационных технологий закреплены в Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы, одобренной на заседании президиума Совета Министров 3 ноября 2015 года. Инструментом реализации проектов по ключевым направлениям является Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016– 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства от 23 марта 2016 года № 235. В рамках этой программы решаются задачи модернизации инфраструктуры, совершенствования электронного правительства и цифровой трансформации различных отраслей экономики [15].
Одно из приоритетных направлений деятельности – развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в республике, которая является основой для предоставления широкого спектра услуг в сфере ИКТ. В настоящее время строятся волоконно-оптические линии связи непосредственно к потребителю, модернизируются существующие телекоммуникационные сети, абоненты переходят на мультисервисную платформу. Кроме того, созданы максимально благоприятные условия для ведения бизнеса, упрощения и ускорения документооборота, в том числе при осуществлении внешнеэкономических операций. Еще одно важное направление работы – масштабный перевод административных процедур и госуслуг в электронный формат, что упростит ведение бизнеса и взаимодействие государства и граждан [14].
В настоящее время можно выделить следующие приоритетные задачи: внедрение системы идентификации населения, реализация концепции «Умный город», создание условий для трансграничного информационного взаимодействия с другими государствами. Информационные и коммуникационные технологии уже успешно используются в здравоохранении и образовании, банковской и таможенной деятельности. В настоящее время необходимо более активно внедрять процессы информатизации в сфере бытового обслуживания, торговли, ЖКХ, на транспорте [19].
На сегодняшний день созданы основные базовые компоненты электронного правительства. Это национальная автоматизированная информационная система – платформа для интеграции ведомственных информационных ресурсов и систем, а также система межведомственного электронного документооборота, позволяющая повысить скорость прохождения документов, эффективность принятия управленческих решений через единое расчетно-информационное пространство, позволяющее оплачивать более 60 тысяч услуг, не отходя от компьютера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационное общество – общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации.
В соответствии с изученными особенностями трансформации инфраструктуры сектора информационно-коммуникационных технологий необходимо отметить, что инфраструктура сектора информационно-коммуникационных технологий – сложный эволюционирующий элемент экономики, состоящий из совокупности организаций, организационных, технических, программных и т.п. структур различных видов экономической деятельности, а также населения, трансформирующийся в процессе развития информационно-коммуникационной и сетевой инфраструктур к инфраструктуре знаний и обеспечивающий развитие экономики в условиях постиндустриального общества.
Можно выделить функции инфраструктуры сектора информационных и коммуникационных технологий: обеспечение приоритетных направлений развития рынка; поддержка субъектов рынка в осуществлении их развития; формирование институтов реализации информационных услуг; реализация стратегий развития конкурентов, посредников, потребителей рынка информационных услуг; организация непосредственно торговой или иной коммерческо-хозяйственной деятельности; посредничество в реализации информационных услуг, а также установление коммерческо-хозяйственных связей; вовлечение в хозяйственный оборот имеющегося потенциала средств связи, коммуникаций, технического и программного обеспечения и др.
Существуют различные классификации компьютерных сетей: по функциональному назначению, по способу размещения информации в сети, по типу используемых компьютеров, по технологии передачи данных, по способу передачи данных, по топологии, по территориальному расположению, по типу решаемых задач, по используемым физическим средствам связи, по дисциплине обслуживания пользователей, по способу организации
В анализируемом периоде наблюдается рост количества абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет до 34 абонентов на 100 человек населения. При этом наблюдается сокращение пользователей в разрезе таких групп скорости передачи данных как от 2 Мбит/с до 10 Мбит/с, от 10 Мбит/с до 30 Мбит/с, от 30 Мбит/с до 100 Мбит/с в пользу скорости от 100 Мбит/с и более. Количество абонентов и пользователей беспроводного широкополосного доступа в сеть Интернет на 100 человек населения увеличивается ежегодно.
1 Арсеньев, Ю.Н. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес / Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шелобаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.– 447 с.
2 Балдин, К.В. Информационные системы в экономике : учебник / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. — 7-е изд. — Москва : Дашков и К, 2017. — 395 с.
3 Галиева, Н.В. Экономика и менеджмент информационных систем : учебник / Н.В. Галиева, Ж.К. Галиев. — Москва : МИСИС, 2018. — 188 с.
4 Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы : учебник / В. А. Гвоздева. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 542 с.
5 Голицына, О. Л. Информационные системы и технологии : учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 400 с.
6 Головицына, М.В. Информационные технологии в экономике.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 589 c.
7 Городнова, А. А. Развитие информационного общества — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 243 с.
8 Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file4c1542d87d1083b5.PDF.
9 Граничин, О.Н. Информационные технологии в управлении.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 377 c.
10 Информационное общество в Республике Беларусь: стат. сб. // Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – 107 с.
11 Лапидус, Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография / Л.В. Лапидус. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 381 с.
12 Селина, О.В. Информационная экономика : учебное пособие / О.В. Селина, С.В. Рачек, А.С. Колышев. — Екатеринбург : , 2018. — 99 с.
13 Сидорова, Н. П. Информационно-коммуникационные системы организаций / Н. П. Сидорова // Современные информационные технологии : материалы конференции / под редакцией В.М. Артюшенко. — Москва : Научный консультант, 2017. — С. 123-128 с.
14 Становление и развитие цифровой трансформации и информационного общества (ИТ-страны) в Республике Беларусь / Р. Б. Григянец [и др.] : Объед. ин-т проблем информатики : под ред. В. Г. Гусакова. -Минск : Беларуская навука. 2019. - 228 с.
15 Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-gov.by/zakony-i-dokumenty/strategiya-razvitiya-informatizacii-v-respublike-belarus-na-2016-2022-gody.
16 Строкатов, Д.А. Информационно-коммуникационные технологии как конкурентное преимущество (в рамках скандинавской школы конкурентоспособности) / Д. А. Строкатов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. – №2. – С. 199-209.
17 Филимонова, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебник / Филимонова Е.В. — Москва : КноРус, 2017. — 482 с.
18 Хлебников, А.А. Информационные технологии : учебник / Хлебников А.А. — Москва : КноРус, 2018. — 465 с.
19 Цифровые технологии Республики Беларусь: мультисервисная платформа для всех абонентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mpt.gov.by/sites/default/files/es2017-08-100-109_sergey_popkov.pdf.
20 Шапошникова, Л. В. Становление информационно-коммуникационных технологий / Л. В. Шапошникова // Эволюционные процессы информационных технологий : материалы конференции. — Москва : Научный консультант, 2017. — С. 34-39.