Введение
1 Структура и проблемы функционирования национальной экономики
2 Система показателей экономических и социальных результатов функционирования национальной экономики
3 Положительный внешнеполитический баланс и повышение конкурентноспособности как цели национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. Национальная экономика – исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что рост благосостояния и улучшение условий жизни населения Республики Беларусь напрямую зависят от уровня экономического развития страны, выбранных направлений развития и их реализации. Перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стоит необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны
Объектом исследования являются национальная экономика Республики Беларусь.
Предметом исследования являются анализ деятельности и функционирования национальной экономики Республики Беларусь.
1 Структура и проблемы функционирования национальной экономики
Понятие национальная экономика рассматривается различными исследователями.
По мнению российского исследователя В.А. Шульги национальная экономика любой страны – сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др. [10].
В широком смысле национальная экономика – целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера. Каждая из сфер также имеет свои структурообразующие элементы – отрасли. [3].
Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей – добывающей и обрабатывающей.
Нематериальное производство отличается от материального своего продукта, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация, произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки);
2 Система показателей экономических и социальных результатов функционирования национальной экономики
Результатом функционирования национальной экономики является национальный продукт. Он выступает как общая сумма товаров и услуг, производимых в стране за определенный период, обычно за год. Национальный продукт выступает в различных формах. Например, совокупного общественного продукта (СОП) или валового общественного продукта (ВОП) – совокупности всей созданной продукции (товаров и услуг) в отраслях экономики. Промежуточный продукт – часть валового общественного продукта, расходуемая в течение года на текущие материальные затраты (сырье, топливо, энергию и т.д.). Этот элемент участвует в производстве других товаров в качестве промежуточного продукта. Чем больше развито разделение труда, тем большее количество раз будет учтена стоимость предметов труда в товарах ряда отраслей. В результате расчет СОП как суммы продукции всех отраслей экономики будет включать повторный счет.
Конечный общественный продукт – часть совокупного общественного продукта, остающаяся после вычета из него текущих материальных затрат на производство, т.е. промежуточного продукта. В стоимостной форме конечный продукт включает в себя вновь созданную стоимость и перенесенную стоимость основных фондов, равную по величине начисленной за год амортизации. По натуралаьно-вещественной форме конечный общественный продукт состоит из произведенных за год предметов потребления; средств труда и части предметов труда, предназначенных для использования в следующем году, пополнения страховых запасов и резервов или для экспорта. Конечный общественный продукт характеризует конечные результаты производства. Он позволяет изучить межотраслевые связи и материально-вещественные пропорции общественного воспроизводства. Конечный общественный продукт измеряется как сумма потребления национального дохода, капитальных вложений в основные фонды, изменения (прироста, убыли) запасов незавершенного производства, готовой продукции и сальдо внешнеторгового оборота. В отличие от совокупного общественного продукта конечный общественный продукт является антизатратным показателем.
3 Положительный внешнеполитический баланс и повышение конкурентоспособности как цели национальной экономики Республики Беларусь
Идеи о внешнеполитическом балансе и балансировании высказываются в Республике Беларусь, в том числе на высшем уровне, с первого дня ее суверенного развития. Что естественно, учитывая географические и геостратегические реалии, в которых находится страна. Однако дискуссии редко выходят за рамки общей констатации желательности баланса для более полной реализации национальных интересов страны. Не хватает экспертно-академической проработки содержания оптимального баланса и того, как его воплотить на практике.
Внешнеполитический баланс – это некоторое абстрактное состояние, при котором один вектор внешней политики уравновешивает другой. То есть государство имеет примерно одинаково развитые отношения в различных сферах с двумя или более иностранными государствами. Искомым следствием этого являются снижение зависимости государства от какого-то одного партнера и, соответственно, более широкое поле для внешнеполитического маневра [12].
Республика Беларусь является малым государством, и это ее ключевая характеристика в системе международных отношений. Малость в системных категориях определяется не количественными (размер территории, населения, ВВП или военных расходов), а качественными характеристиками. Малым считается такое государство, которое не способно самостоятельно формировать собственную среду безопасности. Более того, оно не способно это делать даже в союзе с подобными малыми государствами, которые воспринимают субъектность друг друга как легитимную и равную.
Малое государство крайне уязвимо к изменяющимся внешним условиям. Идеальной для малого государства является такая международная среда, которая имеет высокую предсказуемость и основана на понятных и хорошо работающих правилах. Непредсказуемость же всегда является вызовом и несет в себе повышенные риски. Потому что малое государство, в отличие от крупного, не имеет права на серьезную ошибку.
Заключение
В широком смысле национальная экономика – целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Национальную экономику как целостную систему взаимосвязей можно полно проиллюстрировать через ее цели: устойчивый и долговременный экономический рост; высокий уровень рациональной занятости населения; стабильный уровень цен; сохранение равновесия в отношениях с внешним миром, поддержание устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.
Характер и способ достижения каждой цели зависят от типа экономической системы, к которой относится национальная экономика, от ее специфики. Ключевыми показателями развития экономики любой страны, являются: валовой внутренний продукт (ВВП), чистый валовой продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), личный располагаемый доход (ЛРД).
По итогам работы национальной экономики в прошедшем периоде можно отметить, что в 2019 году реальный валовый продукт Республики Беларусь вырос на 8,59 % по сравнению с 2018 годом. Наблюдается положительная динамика роста денежных доходов населения и снижение уровня безработицы.
Также Беларусь в 2019 г. в глобальном рейтинге человеческого развития заняла 50-е место среди 189 стран. Таким образом, Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития, причем второй год подряд.
За 2015-2019 гг. наблюдается динамика роста оборота внешней торговли товарами Республики Беларусь. Высокий уровень импорта свидетельствует об устойчивом внутреннем спросе и растущей экономике. Если этот импорт представляет собой в основном производственные активы, такие как машины и оборудование, это еще более благоприятно для страны, поскольку производственные активы в долгосрочной перспективе повысят производительность экономики. Таким образом, более слабая национальная валюта, а именно валюта Беларуси, стимулирует экспорт и удорожает импорт.
1. Алесин, А. Экспорт в минусе, импорт – наоборот / Александр Алесин // Директор. - 2020. № 3. – С. 50–51. УДК 338(100) ББК 65.5
2. Беларусь в рейтинге человеческого развития поднялась на 50-е место – ПРООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/belarus-v-rejtinge-chelovecheskogo-razvitija-po dnjalas-na-50-e-mesto-proon-372207-2019/
3. Бойко, А. Рост ВВП: поиск скрытых резервов / Антон Бойко // Финансы, учет, аудит. - 2020. – № 4. – С. 24–27. УДК 338(1-773) ББК 65.9(4Беи)-962
4. Боровик, Л. С. Новая модель качественного роста экономики: концептуальные подходы и драйверы развития / Боровик Л. С. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2020. – №4. – С. 4 – 13. УДК 338(470) ББК 65.9(4Беи)
5. Внешняя торговля. Годовые данные: [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade1.php.
6. Грекова, С. Нацбанк проанализировал ключевые тенденции в экономике Беларуси / Светлана Грекова // Налоги Беларуси. - 2020. – № 29. – С. 5–8. УДК 336.74 ББК 65.262.100
7. Инфляция в Беларуси снизилась до минимума. Когда рост цен у нас будет как на Западе? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finance.tut.by/news565876.html?crnd=2392.
8. Информация о динамике изменения потребительских цен и тарифов: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.nbrb.by/mp /inflation/month.
9. Иосуб, В. «Барометр экономики» продолжает падать / Вадим Иосуб // Директор. – 2020. – № 1. – С. 34–37. УДК 338(476) ББК 65.9 (4Беи)
10. Крук, Д. Краткосрочные перспективы развития белорусской экономики / Дмитрий Крук // – Экономика. Финансы. Управление. - 2020. – № 6. – С. 8–15. УДК 228(100) ББК 65.5 (4Беи)
11. Население. Официальная статистика: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/population.php.
12. Платежный баланс Республики Беларусь: Электронный ресурс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. nbrb.by.ru.
13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/63208.
14. Производство валового внутреннего продукта. Официальная статистика: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – // http://belstat.gov.by. \
15. Свиридович, В. А. Фактор инвестиций в экономическом развитии Беларуси / Василий Свиридович // Финансы, учет, аудит. - 2020. – № 5. – С. 35–36. УДК 338(1-773) ББК 65.9 (4Беи)-56
16. Состояние рынка труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie.
17. Статистический ежегодник 2020: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – // http://belstat.gov.by.
18. Угарина, Т.А. Структурные преобразования в экономике: методологические основы и инструменты / Угарина Т. А. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2020. – № 1. – Сю 19 – 25. УДК 338(470) ББК 65.9(4Беи)
19. Уровень жизни. Годовые данные [Электронный ресурс]. – Режим доступ: – http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/uroven.php.
20. Цены и тарифы: Годовые данные [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.belstat.gov.by.