1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ МОДЕЛИ IS-LM
2 МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
3 МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрена сущность и инструменты монетарной политики и ее модели IS-LM, основные ее концепции, монетарная политика регулирования экономики с зарубежных стран и в Республике Беларусь.
Вопрос регулирования монетарной политики занимает важное место в экономике, поскольку ее показатели и социально-экономическое воздействие играют важную роль в оценке экономической безопасности страны и глобальной экономики. Монетарная политика приводит к изменению значений ключевых макроэкономических параметров – ВНП, инфляции и уровня безработицы. Это связано с тем, что денежное законодательство позволяет изменять предложение денег в экономической системе. Механизм влияния монетарной политики на основные переменные национального экономического комплекса и результаты корреляции между увеличением денежного предложения и состоянием экономики по-разному рассматриваются в кейнсианской и монетарной теории, которые используются монетарными властями для принятия практических решений.
Актуальность темы обусловлена распространённостью денежно-кредитных отношений в современном обществе, связанной с развитием товарно-денежных отношений и переходом их на качественно новый уровень функционирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ МОДЕЛИ IS-LM
Монетарная политика, являющаяся одним из важнейших блоков государственной экономической политики, играет значимую роль в динамике социально-экономического развития страны. Успешному достижению поставленных перед монетарными властями целей во многом может способствовать адекватность и эффективность используемых при реализации денежно-кредитной политики подходов и инструментов, а также их соответствие текущим и прогнозируемым экономическим условиям.
Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства [4, c.48].
В зарубежной литературе денежно-кредитная политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенции, изменения уровня учетной ставки. А также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены [4, c.50].
2 МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Организационная структура органов кредитно-денежного регулирования США, их полномочия и методы деятельности опираются на обширное и разветвленное законодательство, в котором нашли отражение исторические особенности формирования, развития экономики и кредитно-денежной сферы страны. Контрольная и регулирующая деятельность этих органов во многом пересекаются и дублируются, и это составляет одну из важных особенностей организации кредитно-денежного регулирования в США [5].
В США банки делятся на национальные, действующие на основе лицензии федерального правительства, и банки штатов, действующие на основе лицензии правительства штата. Эта особенность ведет к двоякому толкованию принципа двухуровневого построения банковских систем, принятого в большинстве стран. Обычно термин «двухуровневая система» означает, что первый уровень занимает Центральный банк в качестве органа регулирования кредитно-денежной системы, а на втором уровне находятся все остальные кредитные учреждения: коммерческие, сберегательные, ипотечные банки и т. п. В США двухуровневая система включает Федеральную резервную систему (ФРС), национальные банки и банки штатов. Финансово-кредитная система США обладает еще одной особенностью. ФРС является не только центральным банком, но и одновременно профессиональным объединением банков страны. Все национальные банки обязательно являются членами ФРС, что дает им некоторые льготы и накладывает обязательства выполнять определенные требования ФРС. Банки штатов могут быть членами ФРС на добровольной основе. Но в любом случае они обязаны выполнять указания ФРС. Соответственно, национальные банки образуют один уровень банковской системы США, а банки штатов – второй [5].
3 МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Составной частью макроэкономической политики государства является денежно-кредитное регулирование – основа развития и надежного функционирования, как банковской системы, так и экономики в целом.
В макроэкономическом плане экономику страны представляют в разрезе четырех взаимосвязанных секторов: реального (предприятия и домашние хозяйства), фискального (правительство), внешнего (связь с внешним миром) и монетарного (или денежного). Реализация денежно-кредитного регулирования происходит в монетарном секторе, через который проходят потоки денежных средств для обеспечения функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего реального, производящего и потребляющего товары и услуги [1].
Операционная процедура денежно-кредитной политики центрального банка основывается на контроле за объемами чистых международных резервов и чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, это предоставление расширенных кредитов государству и коммерческим банкам. Центральные банки для достижения этой цели используют весь спектр инструментов, имеющихся у него в распоряжении.
Центральный банк оказывает воздействие на резервы банков через рыночные инструменты. В своей краткосрочной политике он учитывает как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы (ликвидные средства), способствуя сглаживанию чрезмерных колебаний процентных ставок на денежном рынке [11].
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать вывод, что монетарная политика представляет собой деятельность государства по изменению макроэкономических показателей через воздействие на денежную массу. Данная политика направлена на сдерживание инфляционного баланса, контроль процентной ставки и объемов кредитования. Объектами монетарной политики являются спрос и предложение на рынке. Субъектами – Национальный банк и коммерческие банки. Часть задач в данной сфере решают иные инфраструктуры. Монетарная политика делится на долгосрочную и текущую.
Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.
Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос.
Центральные банки стран с развитой смешанной экономикой руководствуются в практической деятельности рекомендациями, предлагаемыми и кейнсианской, и монетаристской экономическими теориями. В реальной действительности приходится искать компромисс между полярными суждениями, находить оптимальное решение, учитывая различные аргументы, рассматривая несколько стратегических сценариев.
1. Банковский Вестник [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/bv/arch/666.pdf.
2. Банковский кодекс РБ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Кодексы Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://kodeks.by/bankovskij–kodeks–rb/.
3. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. – М.: КД Либроком, 2019. – 240 c.
4. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 294 с.
5. Горчакова М.Е., Денежно-кредитная политика банка Японии в условиях глобального кризиса, 2020. – С.30-38.
6. Демиденко М., О монетарной политике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belrynok.by/2020/05/25/o-monetarnoj-politike-belarusi/.
7. Динамика широкой денежной массы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/bulletin/stat_bulletin_2020_01.pdf.
8. Зарубежный опыт реализации денежно-кредитной политики [Электронный ресурс] / Научные статьи. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-realizatsii-denezhno-kreditnoy-politiki.
9. Затолгутская Н.Н., Савицкая А.В., Развитие денежно-кредитной политики Республики Беларусь, 2020 – С. 29-34
10. Зеленевич М. Л., Бондаренко Н.Н., Оценка влияния монетарных факторов на экономику Республики Беларусь, 2020 – С. 120-122.
11. Максимова В. Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 171 с.
12. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.by.
13. Мировая экономика [Электронный ресурс] / Официальный сайт Статистика Мировой экономики. – Минск, 2019. – Режим доступа: http:// www.ereport.ru.
14. Нацбанк повысил норматив обязательных резервов для банков резервов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Май фин. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://myfin.by/stati/view/5156–nacbank–povysil–normativ–obyazatelnyh–rezervov–dlya–bankov.
15. Норматив обязательных валютных резервов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://belarusbank.by/ru/press/business_news/ 30923.
16. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/reserverequirements.
17. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2019_01_ot.pdf.
18. Понятие, сущность и структура современной кредитной системы [Электронный ресурс] / Студопедия. – Режим доступа: http://studopedia.ru/13_44481_ponyatie–sushchnost–i–struktura–sovremennoy–kreditnoy–sistemi.html.
19. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 2: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 382 с.
20. Ставка рефинансирования Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/monetarypolicyinstruments/refinancingrate.
21. Структура широкой денежной массы на 01.10.2019 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/bulletin/stat_bulletin_2019_09.pdf.
22. Тарасов В., Идеологическая ошибка белорусского Национального банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belrynok.by/2020/04/15/ideologicheskaya-oshibka-belorusskogo-natsionalnogo-banka/.
23. Указ Президента Республики Беларусь. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp–2019.pdf.