ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА: ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
2. РЫНОК ТРУДА ЕС И ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАНЯТОСТИ
3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ЕС ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА И ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь рынок труда сформировался в сложных социально-экономических условиях, которые характеризуются относительным спадом производства, сокращением покупательского спроса и снижением уровня жизни населения. Проводимые в Беларуси реформы были направлены на переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Рынок труда предъявляет и требует совершенно других условий, а не те, которые сложились в белорусской практике, уровня трудовых взаимоотношений в каждой организации. Вместе с тем в данный момент не сформирован более совершенный механизм использования трудовых ресурсов, поэтому появляются новые и обостряются старые проблемы занятости [3, c.93].
Одним из важнейших социально-экономических вопросов в современности является вопрос регулирования рынка труда, занятости и безработицы. В прошедшие годы считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многое время вопросы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом аспекте не исследовались. В определенный момент получилось так, что большее число развитых стран уже выстроили свой рынок труда, приобрели опыт решения вопросов занятости и научились стирать, возникшие при этом, неблагоприятные последствия.
По этой причине ряд вопросов – особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, вопросы регулирования в условиях перехода к рынку труда, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, малоизученными.
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА: ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
По своей сути рынок труда представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда – это такая «экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда» [3, c.46].
В функционировании рынка труда возможно выделить ряд принципиальных положений. Первым является, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Вторым выступает, место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций. Третье положение, с позиций предприятий - поле взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на иное место работы в пределах фирмы.
Рынку труда присущи важные особенности, накладывающие отпечаток на его функционирование:
- невозможность отделения прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляется процессом расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
- значительная временная продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предусматривает длительные отношения между продавцом и покупателем.
2. РЫНОК ТРУДА ЕС И ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАНЯТОСТИ
ЕС, наряду с США и Японией, является одной из трех крупнейших и наиболее развитых стран современного мира. В рамках Европейского Союза разрабатывается общая политика в области сельского хозяйства, телекоммуникаций, транспорта, энергетики и охраны окружающей среды. Рынок труда в странах ЕС - это качественно новое явление, которое появляется в процессе растущей интеграции.
В настоящее время существует несколько областей, которые регулируют рынок труда в странах ЕС и представляют собой основные аспекты современной политики в области занятости.
Привлечение на рынок труда молодежи, женщин и граждан пенсионного возраста увеличивает численность экономически активного населения.
Увеличение продолжительности трудовой жизни путем поощрения молодых людей к более раннему выходу на рынок труда и поощрения более пожилых людей к сохранению занятости.
Повышение мобильности рабочей силы внутри ЕС путем изменения иммиграционной политики и ориентации на свободу передвижения между странами ЕС.
Поощрение безработных к выходу на рынок труда путем изменения систем социального страхования, таких как страхование по безработице [6].
В любой национальной экономике человеческий капитал является основным двигателем производства и поддерживает, и повышает конкурентоспособность. В Европейском Союзе рыночная конкурентоспособность рассматривается в сочетании с улучшением качества жизни при минимально возможном уровне безработицы. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) используется для измерения человеческого капитала в странах ЕС и Европы в целом [6].
3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ЕС ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА И ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Рынок труда Беларуси долгое время характеризовался низкой гибкостью и способностью адаптироваться к колебаниям в экономической конъюнктуре. Это связывали со слабой эффективностью инструментов количественной, качественной, ценовой и институциональной реакции рынка труда на структурные изменения [11, c.14].
Рынок труда занимает важное место в экономическом развитии Республики Беларусь. К характерным чертам рынка труда относятся являются низкая эффективность занятости и чрезмерное государственное регулирование. Цель национальной политики развития рынка труда заключается в поддержании низкого неравенства в оплате труда и максимальной занятости, что позволит избежать абсолютной нищеты и высокого неравенства. Помимо этого, регулирование государством рынка труда является важным элементом политического и делового цикла Республики Беларусь.
Вследствие этого во многих исследованиях указывается проблема медленной реаллокации трудовых ресурсов из неэффективных секторов экономики в эффективные, которая замедляет экономический рост Беларуси [11, c.15]. Низкая гибкость рынка труда Беларуси являлась результатом экономической политики государства. На протяжении многих лет в Беларуси проводилась политика поддержания полной занятости и роста реальной заработной платы с использованием директивных мер воздействия на экономику. Этому также способствовала структура экономики – преобладание государственного сектора в общем объеме занятости населения позволяло напрямую обеспечивать номинальный рост заработной платы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда в Беларуси претерпел ряд структурных изменений за последние 10 лет. В прошлом спрос на рынке был представлен в первую очередь государственными предприятиями, которые выступали гарантами занятости. При этом население тоже в первую очередь ценило стабильность и не было готово жертвовать ею ради возможности более высоких заработков. Это вело к определенной негибкости и неэффективности рынка труда, занятость медленно перетекала в более эффективные отрасли. Однако сегодня рынок стал более гибким. Спрос в большей мере представлен частными предприятиями, которые не склонны искусственно поддерживать занятость. Госпредприятия оперируют в условиях жестких бюджетных ограничений и избавились от избыточной занятости. На стороне предложения появляется все больше людей, готовых рисковать ради высокого заработка и перспектив. Повышенная гибкость приводит к большей эффективности использования трудовых ресурсов.
В 2019 году в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 178,5 тыс. человек, что на 11,6 % или на 23,5 тыс. чел. меньше, чем в 2018 году. Всего в 2019 году было зарегистрировано безработными 92,2 тыс. человек, что на 24 тыс. чел. или на 20,7 % меньше, чем в 2018 году. Сокращение количества человек, обратившихся в органы по труду привело к снижению числа трудоустроенных. Количество трудоустроенных безработных снизилось на 19,6 тыс. чел. или на 22,5 %. Уровень зарегистрированной безработицы в 2019 году составил 0,2 %, а в 2018 – 0,3 %.
1. Eurostat. News release. Euro indicators. 106/2019 – 1 July 2019. May 2019. Euro area unemployment at 7.5% EU28 at 6.3%. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/9935256/3-01072019-AP-EN.pdf/fdd80b34-6c9d43a2-b2c0-2ce9d4dc3c9c.
2. Kruk, D. Belarusian Economic Growth Decomposition / D. Kruk, K. Bornukova. – BEROC Economic Research Center, 2014. – 39 p. – (Working Paper, № 24).
3. Абызов А.Г.. Э. В. Слюсарь. Экономика и социология труда: учебнометодическое пособие. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. – 212 с.
4. Баева, А.С. Теоретические аспекты оценки уровня занятости и безработицы / А.М. Баева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. С. 93-95.
5. Винокуров, Е.Ф. Характеристики движения трудовых ресурсов и уровень безработицы / Е.Ф. Винокуров // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Образование. 2019. Т. 23. № 4. С. 148-155.
6. Говорова Н.В. Европейский рынок труда: ситуация в регионах, 2019 – С. 103-111.
7. Динамика численности рабочей силы [Электронный ресурс] / – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/zanyatost-i-bezrabotitsa/.
8. Закон Республики Беларусь О занятости населения Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/zacon.
9. Закревская, А. А. Состояние и перспективы развития рынка труда Республики Беларусь / А. А. Закревская // Социально-трудовая сфера и демографическое развитие Республики Беларусь: материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. – 28–29 нояб. 2017 г.; гл. ред. Т. Н. Миронова [и др.]. – Минск: Колорград, 2018. – С. 31–37.
10. Мазоль, О. Стратегии трудового поведения / О. Мазоль // Центр экономических исследований «БЕРОК». – 2020. – 4 с. – (Аналитическая записка BEROC PP № 76).
11. Мирончик, Н. Как ускорить рост белорусской экономики? / Н. Мирончик, А. Левихина // Банкаўскі веснік. – Тэматычны выпуск «Исследования банка № 19». – 2020. – 23 с.
12. Науменко А.И., Шаповалова А.В., Влияние коронакризиса и цифровизации экономики на рынок труда, 2020. – С. 8-22.
13. Основные социально-экономические показатели по Республике Беларусь, областям и городу Минску в январе-июне 2019 г. [Электронный ресурс] / – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/ab9/ab9ff41a079ea2ae0dcfeca9d6e37ab3.pdf.
14. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2015. – 283 с.
15. Смоленцева, Е.В. Сущность и социально-экономические последствия безработицы // Успехи соврем. науки. – 2016. – №9. – С.117-120.
16. Соколова, Г.Н. Механизмы трансформации рынка труда в условиях структурных изменений: опыт Беларуси / Г.Н. Соколова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – Т. 12. – № 3. – С. 247–259.
17. Состояние рынка труда в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/sostojanie.
18. Территории с напряженной ситуацией на рынке труда // Главный экономист. – 2020. – №2. – С. 15.
19. Токун, О. Наниматели предлагают, кадры решают: как менялся рынок труда Беларуси / О. Токун // Экономика Беларуси. – 2020. - №1. – С. 36-39.
20. Труд и занятость в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/ofitsialnye-publikatsii_7/index_18062/.
21. Урбан, Д. Оценка состояния рынка труда в условиях экономического кризиса представителями малого и среднего бизнеса / Д. Урбан // Исследовательский центр ИПМ. – 2016. – 15 с. – (Дискуссионный материал PDP/16/03).
22. Шиманович, Г. И. Рынок труда: вызовы развития / Г. И. Шиманович // Банковский вестник. – 2020. - №3. – С. 109-113.
23. Шиманович, Г. Рынок труда: вызовы развития (с точки зрения населения и бизнеса) / Г. Шиманович // Дискуссионный семинар «Эффективность рынков» / Центр экономических исследований «БЕРОК» и Национальный банк Республики Беларусь. – Минск. – 6 марта 2020 г.
24. Экономика труда: Учебник / Под. ред. П.Э. Шендлера и Ю.П. Кокина. – М.: Юрист, 2014. – 592 с.