ВВЕДЕНИЕ
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого принципа работы денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку, контролировать деятельность коммерческих банков, а также регулировать денежное обращение в стране.
Поскольку экономика Беларуси характеризуется переходным периодом от административно-командной системы к новой экономической системе рыночного типа, то исследование денежно-кредитной политики является очень важным аспектом при изучении путей и методов формирования экономики.
Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных целей, которые заключаются в обеспечении устойчивого роста объема производства страны, сдерживании инфляции, стабильности цен, высокой занятости населения и равновесия платежного баланса, то есть достижения равенства между импортом и экспортом и обеспечение стабильного курса национальной валюты. В республике Беларусь монетарную политику осуществляет Национальный банк.
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из важнейших условий эффективного развития экономики является денежно-кредитное регулирование, от которого зависит стабильность экономического роста, снижение безработицы, устойчивый платежный баланс страны. Монетарная политика позволяет Центральному банку обеспечивать стабильность банковской системы в целом, поддерживать ценовую стабильность, регулировать денежное обращение и денежную массу.
Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь и определение основных направлений её дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
- определить направления развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Объектом исследования является денежно-кредитная политика. Предметом исследования является реализация денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
В работе были использованы следующие методы исследования: классификация, анализ, изучение и анализ литературы.
Наибольшую роль при выполнении работы сыграли такие источники как статья Мирончик Н. «Как режим таргетирования инфляции согласуется с вопросами роста?», где рассмотрена связь между экономическим ростом и монетарной политикой, в частности режимом таргетирования инфляции, к которому Национальный банк Республики Беларусь планирует перейти в среднесрочной перспективе. Также следует отметить статью Крука Д. «Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие?», где рассмотрено состояние монетарной политики Беларуси, причины и последствия такого состояния, а также допустимость усиления ориентированности монетарной политики на сглаживание колебаний выпуска.
При выполнении курсового исследования использовались общенаучные методы исследования (диалектический, метод анализа и синтеза), описание, группировка и обобщение изученного материала.
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика – это политика государства, направленная на регулирование денежного обращения, изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и обеспечение стабильности экономики в целом [2, c. 115]. Данная политика является важным мероприятием для регулирования финансового рынка.
Свою монетарную политику государство проводит через двухуровневую кредитную систему. Первый уровень представлен центральным банком, второй уровень многочисленными коммерческими банками.
Центральный банк – орган государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений, осуществления функций «банка банков», хранения официальных золотовалютных резервов [5, c. 134]. Для осуществления своих функций центральные банки используют широкий спектр экономических инструментов, с помощью которых и осуществляется денежно-кредитная политика.
Денежно-кредитная политика бывает двух типов:
- кредитная экспансия, другими словами, политика «дешевых» денег. Она направлена на стимулирование денежной эмиссии, на снижение уровня процентных ставок по кредитам и соответственно на привлечение кредитов. Данная политика обычно используется в период экономического спада и увеличения безработицы для повышения деловой активности населения. Но также это может привести к увеличению денежной массы и в итоге к инфляции.
- кредитная рестрикция, так называемая политика «дорогих» денег. Данная политика направлена на сдерживание денежной массы и эмиссии денег. При данной политике банк наоборот повышает процентную ставку и тем самым создает меньший спрос для капиталовложений (на получение кредитов), то есть уменьшает объем активных операций. Целью данной политики является сдерживание инфляции [12, c. 44].
При осуществлении денежно-кредитной политики целесообразно выделить два направления:
- поддержание и регулирование устойчивости самой денежно- кредитной сферы;
- использование денежно-кредитной сферы в качестве инструмента воздействия на экономику и ее отдельные отрасли [29, c. 106].
Успешная реализация денежно-кредитной политики возможна при условии ее согласования с другими направлениями социально- экономического развития страны, обеспечением экономической безопасности и интересов страны в системе международных связей, что позволит обеспечить ее долгосрочную финансовую стабильность. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Национальным Банком, экономика не может эффективно функционировать.
2 Анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно–кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно–кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно–кредитного регулирования. Структура Указов Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год» состоит из глав, которые имеют следующее содержание: цель денежно-кредитной политики, реализация денежно-кредитной политики, развитие банковской, платёжной систем, развитие финансового рынка, международное сотрудничество и заключительные положения.
Денежно-кредитная политика страны проводится в соответствии с режимом монетарного таргетирования. В качестве промежуточной цели был выбран денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), а если быть более точными, то темпы прироста М3. В свою очередь рублевая денежная база, предполагаемо контролируемая НББ, была взята в качестве операционной цели (точнее, месячные и квартальные темпы прироста денежной базы). Таким образом, рублевая денежная база выступает как операционная цель, денежный агрегат М3 играет роль промежуточной цели, а инфляция, оцениваемая на основе индекса потребительских цен, является конечной целью монетарной политики [9].
Целевые показатели денежно-кредитной политики утверждаются Указом Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год». Рассмотрим степень их выполнения в таблице 2.1.
Как видно из таблицы 2.1 в 2017 и 2018 гг. в основные направления денежно-кредитной политики не был включён показатель достаточности нормативного капитала банков. Также в 2018 году регулятор стал ориентироваться не на изменение золотовалютных резервов, а на их конечный объём. В 2019 году в целях дедоларизации экономики в целевые показатели был включён такой показатель, как удельный вес кредитов в национальной валюте в совокупной структуре кредитов.
Можно сделать вывод, что почти все целевые показатели денежно-кредитной политики страны выполнялись. Однако в 2018 году фактическое значение составило 8,1 % против планового 9-12 %. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %.
По итогам 2019 г. цель по инфляции достигнута. За прошлый год потребительские цены приросли на 4,7% при прогнозном параметре не более 5%. С одной стороны, этому способствовали принимаемые Национальным банком меры, обеспечившие контроль за денежным предложением и гибкость обменного курса белорусского рубля, с другой – действия Правительства на потребительском рынке, прежде всего в области ценового регулирования.
3 Направления развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
В соответствии с указом президента Республики Беларусь № 402 от 31 октября 2019 г. «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» были определены несколько направлений развития денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика сохранит преемственность в 2020 году и будет способствовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Республики Беларусь, обеспечивая ценовую и финансовую стабильность.
Основной целью денежно-кредитной политики является замедление инфляционных процессов. Реализация денежно-кредитной политики будет продолжаться в режиме монетарного таргетирования. В целях поддержания финансовой стабильности будет продолжена работа по ограничению системных рисков, поддержанию уровня золотовалютных резервов, обеспечению безопасного и эффективного функционирования банков, небанковских кредитно-финансовых и не кредитных финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также платежной системы.
Диверсификация и укрепление структуры финансового рынка, в том числе развитие его небанковского сегмента, девалютизация экономики будут способствовать решению проблем ценовой безопасности и финансовой стабильности [26].
В целях укрепления доверия к Национальному банку его коммуникационная политика будет направлена на повышение открытости и прозрачности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Денежно-кредитная политика в 2020 году будет направлена на стабилизацию инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, на уровне не более 5 процентов.
Промежуточным ориентиром останется рост средней широкой денежной массы. Учитывая необходимость обеспечения стабильности цен, рост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 8–11 процентов.
Сбалансированному росту денежной массы будет способствовать поддержание реальных процентных ставок в экономике на положительном уровне. В качестве операционного ориентира для денежно-кредитной политики процентная ставка по однодневным межбанковским кредитам в национальной валюте сохранится.
Будет продолжена работа по усилению значения процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики с целью повышения эффективности решений Национального банка об экономической активности и инфляции, включая меры по девалютизации экономики и меры по стимулированию экономических связей с финансовыми инструментами в белорусских рублях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Денежно-кредитная политика – это политика государства, направленная на регулирование денежного обращения, изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и обеспечение стабильности экономики в целом. Денежно-кредитная политика бывает двух типов: кредитная экспансия, другими словами, политика «дешевых» денег или кредитная рестрикция, так называемая политика «дорогих» денег. Выделяют следующие инструменты денежно-кредитной политики: инструменты прямого и косвенного регулирования.
2. В Республике Беларусь регулирование денежного рынка осуществляется посредством реализации денежно-кредитной политики. Анализируя реализацию установленных показателей денежно-кредитной политики, можно отметить, что практически все целевые показатели денежно-кредитной политики страны были выполнены. Однако в 2018 году фактическое значение составило 8,1% по сравнению с запланированным 9-12%. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %. Проведенная в 2017-2019 годах денежно-кредитная политика в Республике Беларусь существенно способствовала росту широкой денежной массы. Доля наличных денег в обращении, доля переводных депозитов физических лиц, доля переводных депозитов юридических лиц, доля срочных депозитов юридических лиц, доля ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского обращения) в национальной валюте, увеличилась. Ставки денежного рынка в 2017-2019 гг. имеют тенденцию к снижению. Проведение государством экспансионистской денежно-кредитной политики реализуется через сокращение ставки рефинансирования, что делает заимствования более дешевыми и предполагает последующее снижение ставок на депозитном рынке. Тенденция сокращения процентных ставок привела к росту требований банков к экономике Республики Беларусь.
3. Анализ денежного рынка выявил проблему долларизации экономики, которая заключается в низком уровне доверия населения национальной валюте и предпочтению хранить сбережения в устойчивых валютах. В целях дедолларизации экономикик целесообразно рассмотреть: меры по развитию внутренних рынков капитала, меры пруденциальной политики и надзорные мероприятия. В анализируемом периоде в экономике страны наблюдалось сокращение инфляции и удержание её на относительно одинаковом уровне, что послужило предпосылкой для рассмотрения стратегии таргетирования инфляции как режима монетарной политики. Однако опыт иностранных стран показывает, что для эффективной реализации стратегии таргетирования инфляции необходима высокая доля иностранного банковского каптала, развитые финансовые рынки, высокие притоки иностранного капитала. Республика Беларусь не отвечает таким требованиям, что послужило причиной рассмотрения мер либерализации банковской и финансовой системы, состоящий в развитии лизинговых страховых, микрофинансовых организаций, внебиржевого рынка Forex, проведение политики дедолларизации экономики.
1. Андрюшин, С. А. Денежно-кредитная политика в 2020 году: экспертные оценки / С. А. Андрюшин // Банковское дело. – 2020. – №. 1. – С. 10-19.
2. Галанов, В. А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Галанов В.А., - 2-е изд. - Москва :Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 416 с.
3. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
4. Зотович, И. Г. Методы и инструменты денежно-кредитной политики / И. Г. Зотович // E-Scio. – 2020. - № 2 (41). – С. 32-40.
5. Иохин, В. Я., Ващекина, И. В. Денежно-кредитная политика: тормоз и акселератор развития / В. Я. Иохин, И. В. Вашекина // Философия хозяйства. – 2020. – №. 2. – С. 134-151.
6. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
7. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
8. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
9. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
10. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
11. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
12. Лаптев, С. В. Денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития / С. В. Лаптев // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 1. – С. 43-49.
13. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
14. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
15. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
16. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
17. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
18. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2019_12_ot.pdf.
19. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
20. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
21. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
22. Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
23. Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
24. Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf.
25. Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
26. Указ Президента Республики Беларусь 31.10.2019 № 402 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2020.pdf.
27. Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.
28. Фролова, А. А. Роль денежно кредитной политики в регулировании национальной экономики / А. А. Фролова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 4 (32). – С. 323-327.
29. Чернецов, С. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / С. А. Чернецов. — Москва : Магистр, 2020. — 528 с.
30. Янов, В.В. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / В.В. Янов, И.Ю. Бубнова. – М.: КноРус, 2018. – 512 c.