ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность и роль налоговой системы
1.2 Основные инструменты налогового регулирования
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Налоговые системы зарубежных стран
2.2 Выбор налоговых инструментов реформирования налоговой системы зарубежных стран
ГЛАВА 3 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Налоговая система Республики Беларусь
3.2 Реформирование налоговой системы Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории человечества на налоги неизменно уделяют повышенное внимание все слои населения. Каждое изменение в национальной налоговой системе становится объектом критики в средствах массовой информации, объектом политической борьбы. Например, в нашей республике весной 2017 года прошли массовые протесты против активного взимания так называемого «налога на тунеядство» в соответствии с декретом №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Итогом неприятия частью белорусского общества данной реформы стало поручения президента не взыскивать сбор в течение 2017 года и отправить закон на доработку. Сегодня декрет №3 претерпевает коренную реконструкцию, и готовиться в новой редакции. Такое повышенное внимание к любым изменениям можно считать оправданным, поскольку налоги и сборы – это не только вычеты из доходов налогоплательщика, но и основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования в современной рыночной экономике.
Эффективная налоговая система сегодня является одним из главных факторов экономического роста. В структуре доходов республиканского бюджета налоги составляют 80-85%. Актуальным вопросом для правительства сегодня является также построение такой системы налогообложения, которая бы соблюдала определённый баланс интересов государства и предпринимательства. Данный баланс интересов государства и бизнеса актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов на всех уровнях предпринимательства. Правительству сегодня необходимо продолжать совершенствовать и разрабатывать новые мероприятия, которые будут способствовать дальнейшему укреплению налоговой ответственности и дисциплины, вводить новые и регулировать существующие ставки налогов и сборов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность и роль налоговой системы
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией экономической категории «налог». Налоговые системы на практике предстают в виде многообразных форм, имеющих национальные особенности, и отличаются друг от друга набором налогов, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями разных уровней власти, налоговой базой, сферой действия, льгота¬ми, процедурами исполнения налоговых обязательств и др. [2, c.72].
Налоговые системы современных государств – результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, каждая национальная налоговая система индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. В противном случае было бы невозможно сравнивать налоговые системы разных стран, а главное, международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий [7, c.4].
Термин «налоговая система» не получил однозначного толкования, несмотря на его широкое использование в экономической литературе. Некоторые ученые определяют налоговую систему только как набор действующих налоговых платежей [8 с, 98]. Другие посвящены процедурам и механизмам исчисления и сбора налогов, и их можно рассматривать в более широком плане: налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин, а также принципы, методы, формы и способы их взимания, установленные государством и собираемые для создания центрального национального фонда финансовых ресурсов. В-третьих, в рамках этой концепции есть агентство, которое управляет налогообложением. Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [23, с.235].
Таким образом, налоговая система современного государства, действующая на основе государственного суверенитета, может быть представлена как ряд налогов, тарифов, сборов и специальных систем налогообложения, основанных на правовых основах ее формирования (отзыва), выполнения налоговых обяза¬тельств и административной организации процесса налогообложения.
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Налоговые системы зарубежных стран
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Рассмотрим налоговые системы зарубежных стран.
Налоговая система в Австралии осложняется федеральной структурой. Налоги могут взиматься федеральным правительством, правительством штата и местными органами власти. В течение трех финансовых лет (с 1 июля 2014 года по 30 июня 2017 года) правительство ввело Временный сбор за ремонт бюджета в размере 2% к предельной ставке налога, увеличив максимальную ставку индивидуального предельного налога до 47%. [6].
Только федеральное правительство взимает подоходный налог. Пособие по персональному налогу составляет 18 200 австралийских долларов, после чего ставки налога варьируются от 19% до 45%. Прибыль от прироста капитала рассматривается как часть дохода для целей налогообложения [8].
В Канаде как федеральное, так и провинциальное правительство облагают подоходным налогом валовой налогооблагаемый доход человека. На федеральном уровне действует личное пособие в размере 11 038 канадских долларов с последующим налогообложением по ставкам от 15% до 29%. Провинциальные налоговые ставки варьируются в диапазоне от 4% до 25,75%, причем каждая провинция имеет свою прогрессивную шкалу (за исключением Альберты, которая имеет фиксированную налоговую ставку). [21]. Доходом считается только половина прироста капитала; другая половина освобождается от уплаты налога.
У Франции своя налоговая система. Жесткая французская экономия ввела высокую прибавку к доходу для 16 человек в 2012, 2013 и 2014 годах. Это 3% для одинокого человека, чей доход составляет от 250 000 до 500 000 евро каждый (без ничего от семьи), 4%, если доход превышает 500 000 евро, 4% на каждую деталь для отдельного человека и дополнительные 3% для семьи; если доход на каждую деталь превышает 1 000 000 евро, 4%, независимо от обстоятельств в семье.
ГЛАВА 3 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Налоговая система Республики Беларусь
Налоговая система Республики Беларусь была создана одновременно с образование суверенного государства. С 1 января 1992 г. вступил в силу закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в республике («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «Об акцизах» и др.).
Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов [16].
Налоговый кодекс Республики Беларусь является основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения. Он состоит из двух частей. Общая часть Налогового кодекса устанавливает принципы налогообложения и основы функционирования налоговой системы, определяет основные понятия и категории [15]. Специальная часть Налогового кодекса определяет элементы налогообложения, способ расчета и порядок уплаты налогов [15]. До вступления в силу Специальной части элементы расчета и уплаты некоторых налогов были подробно изложены в одноименном законе. В настоящее время нет закона о Налоговом кодексе только о Налоговом кодексе.
В соответствии со статьей 7 Налогового кодекса Республики Беларусь все виды налоговых льгот на уровне государственного управления подразделяются на республиканские налоги, таможенные (сборы), местные налоги и сборы. Специальные системы налогообложения делятся на различные группы.
Подробная информация о налоговых поступлениях в бюджет Республики Беларусь, находящихся в ведении налоговых органов, в разбивке по видам источников доходов приведена в Приложении Б [17, 18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Основную долю в налоговых доходах Республики Беларусь занимает НДС и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, то есть косвенные налоги.
Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь за изучаемые 25 лет снижалась, как номинальная, так и реальная. В 2018 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 25,9 % в ВВП и по сравнению с 2017 годом выросла на 1 п. п., что обусловлено опережающей динамикой налоговых доходов (107,1 %) по отношению к росту ВВП (103 %). В 2019 году ситуация изменилась, и величина налоговой нагрузки составила 25 %, сократившись на 0,9 п. п.
Изучение налоговой нагрузки зарубежных стран показало, что слишком высокое налоговое бремя негативно сказывается на деловой активности и вынуждает налогоплательщиков искать способы уклонения от уплаты налогов. Крупные компании «оптимизируют» налоговую нагрузку с помощью офшоров.
В качестве методов реформирования налоговой системы Республики Беларусь и для роста доходов бюджета без значительного увеличения налоговой нагрузки рассмотрим возможность реализации мероприятия основанного на оптимизации соотношения прямого и косвенного налогообложения, предлагаемого Министерством финансов Республики Беларусь. Начиная с 2015 года рассматривается возможность увеличения ставки НДС с 20 % до 22 % и одновременное уменьшение налога на прибыль с 18 % до 15 %. Также в качестве мероприятий по реформированию налоговой системы можно отметить установление оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами, а также корректировку налоговых вычетов и коэффициентов.
1. Абрамчик, Л.Я. Финансовое Право Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //ebooks.grsu.by/fin_pravo/index.htmhttp.
2. Барулин, С.В. Налоговый менеджмент: учеб. для вузов / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, Е.В. Степаненко. – М.: Дашков и К, 2012. – 332 с.
3. Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // belta.by /.
4. Васевич, А. Ответы на современные вызовы / А. Васевич // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 8. – С. 9 10.
5. Вопросы совершенствования налогового администрирования в РК [Электронный ресурс]: доклад Председателя Налогового комитета МФ РК для заседания Сената Парламента РК. URL: http://www.uchet.kz/news/detail.php?EID=42404 &icon=Y.
6. Все налоги мира-3 // [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2945195/.
7. Дешко, Е. Налоговая система: экономический регулятор социального государства / Е. Дешко // Налоги Беларуси. – 2015. – № 18. – С. 4-9.
8. Зыкова Т. Налоговики из 43 стран мира обсудят проблемы налогообложения [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2018/05/13/nalogi-siteanons.htm
9. Как снизить налоговую нагрузку в Беларуси: важные меры / экономический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://csl.bas-net.by/press-nan/2018/07/31_kak_snizit.pdf.
10. Кулага Е.И. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь на основе оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения / Е.И. Кулага [и др.]; под ред. А.П. Бобовича. - Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2018. – С 152-155.
11. Кучеров, И. И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления / И.И. Кучеров / Финансовое право. – 2012. – № 4. – С. 4-11.
12. Лазурина, О. М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. М. Лазурина. – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.
13. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/.
14. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://economy.gov.by/.
15. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
16. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2019 году / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http:// www.nalog.gov.by/.
17. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2016 год. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yanjun2016.pdf.
18. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/.
19. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Углубленный курс: учеб. для бакалавров / В.Г. Пансков. – М.: Юрайт, 2013. – 747 с.
20. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / Е.М. Попов. Минск: Выш. шк., 2013. – 319 с.
21. Сайт белорусских исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://thinktanks.by.
22. Совершенствование налоговой системы: стоит ли Беларуси использовать грузинский опыт [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/publication_ru/view/sovershenstvovanie-nalogovoj-sistemy-stoit-li-belarusi-ispolzovat-gruzinskij-opyt-13060/.
23. Финансы и финансовый рынок: учебник / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. – 415 с.
24. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 364 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
25. Шешукова Т.Г., Баленко Д.В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2013. № 3 (18).
26. Экономические новости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: https://neg.by/novosti/kategorija/nalogi/.