ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2 НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налогово-бюджетная политика (также известная как фискальная политика) – это инструмент государственного регулирования макроэкономических процессов. Иными словами, воздействие оказывается не на конкретную организацию или человека, а на экономику как систему.
Методологические основы национальной бюджетной политики лежат в теории Дж. М. Кэрнса. Он сформулировал принципы позитивной экономической политики страны, влияющей на совокупный спрос. В отличие от тех, кто считает, что предложение порождает спрос, кейнсианцы считают, что совокупный спрос порождает совокупное предложение.
В 1930-е годы фискальная политика приобрела все большее значение. Последователь Джона Кейнса считает, что Фискальная политика является наиболее эффективным механизмом воздействия на экономический рост. Налогово-бюджетная политика осуществляется национальным законодательным органом, который контролирует налогообложение и расходование полученных средств.
В настоящее время экономисты различных научных школ безоговорочно признают, что Фискальная политика оказывает наибольшее влияние на любую экономическую систему.
Тема фискальной политики очень актуальна, так как мировой экономический кризис в крупнейших промышленно развитых странах находится в тяжелейшей рецессии, инфляция достигает высоких уровней из-за быстрого роста цен на сырьевые товары, а в развивающихся странах наблюдается резкое замедление темпов роста.
Как известно, на всех уровнях бюджет направлен на развитие и процветание страны, содействие научно-техническому прогрессу (бюджетные средства на исследования и разработки), развитие экономики (особенно не рентабельных, но социально значимых отраслей экономики) за счет инвестиций, грантов и т.д.
Цель каждой страны – замедление и выход из рецессии, контроль инфляции и стабилизация национальной экономики. Налогово-бюджетная политика является одним из важнейших инструментов для достижения этих целей в стране.
Национальная экономика, бюджетная и налоговая сферы нашей страны, особенно в постоянной динамике, судьба каждого живущего в нашей стране и судьба страны в целом зависят от того, как правительство реализует свою бюджетную и налоговую политику.
У каждого правительства всегда есть какая-то Фискальная политика, осознает оно это или нет.
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ТИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Государство влияет на все аспекты своей деятельности через внутреннюю и внешнюю политику-социальную и культурную, оборонную и экологическую, финансовую и технологическую. Финансовая политика занимает центральное место в этом списке. Благодаря финансовым ресурсам обеспечивается развитие всех стран.
Фискальная или налогово-бюджетная политика является неотъемлемой частью финансовой политики. Его основное назначение вытекает из природы и функции налогообложения. Налоги – это обязательные сборы, осуществляемые в соответствии с национальным законодательством. Иными словами, это обязательные платежи в бюджеты юридических и физических лиц, установленные и принудительно изъятые государством в форме перераспределения части общественных благ, используемых для удовлетворения потребностей государства. Как известно, налогообложение является одним из источников финансирования всех сфер государственной деятельности и экономическим инструментом реализации национальных приоритетов.
Налогообложение является одним из проявлений национального суверенитета. Вот чем отличаются их доходы от государственной собственности и займов. Право на налог всегда было одним из суверенных прав государства, так же как чеканка монет и отправление правосудия, поэтому налог определяется в одностороннем порядке, но противоречие между согласием на установление налога и обязательным наложением налогов носит лишь внешний характер. Налог и его функция отражают реальную основу, а именно объективный закон движения налоговых отношений, используемый государством в налоговой политике [12, с.264].
Таким образом, налоговую политику можно определить, как часть национальной политики, характеризующуюся согласованными действиями государства по разработке концепции налоговой системы, использованию налоговых механизмов, а также внедрению налоговой системы на практике и мониторингу ее эффективности. Это ключевой элемент экономической политики и инструмент корректировки макроэкономических показателей. Налоговая политика, как специфическая сфера человеческой деятельности, относится к категории надстройки. Она тесно связана с экономической основой общества. С одной стороны, Фискальная политика порождается экономическими отношениями, и общество не свободно формулировать и проводить политику, которая обусловлена экономикой.
2 НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Налогово-бюджетная политика в Российской Федерации.
В рыночных условиях государство должно контролировать и поддерживать только те отрасли экономики, где частные компании не заинтересованы в развитии или вынуждены вкладывать большие суммы денег и имеют долгосрочные перспективы возврата. Как правило, это отрасли общегосударственного значения – военная промышленность, научные исследования и др. Развитие финансово-интенсивных секторов экономики также требует налогообложения и финансового регулирования. Совокупность регулирующих принципов и четкое разделение полномочий между фискальными органами обеспечивают успешное функционирование фискальной политики. Основными принципами налогообложения в России являются:
- всеобщность – охват налоговой системой всех экономических субъектов независимо от организационно-правовой формы, получающих доходы;
- обязательность – неизбежность осуществления обязательных платежей в пользу государства для всех участников хозяйственной деятельности, получающих доход;
- легальность – законодательное закрепление размера налогов и процедуры их взимания;
- стабильность, определенность и точность – устойчивость видов налогов в течен6ие продолжительного времени; размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть четко определены, известны и понятны налогоплательщикам;
- экономичность и эффективность – разрыв между расходами на организацию и осуществление сбора налогов и самими налогами не должен быть большим; тяжесть налогов не должна препятствовать развитию производства, тем самым лишая государство в будущем налоговых поступлений.
- удобство взимания налогов для налогоплательщиков – каждый налог должен взиматься в известное и удобное для налогоплательщика время.
Бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов различных уровней (федеральных, субъектов Федерации, муниципальных образований) и внебюджетных фондов государства, определяемых конкретными обстоятельствами экономических отношений и государственного устройства Российской Федерации и регулируемых нормами действующих законов.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Беларусь традиционно проводит умеренную бюджетно-налоговую политику (фискальную).
Правовую основу фискальной политики формируют Бюджетный Кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год; постановления Совета Министров Республики Беларусь о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете; Налоговый Кодекс Республики Беларусь; иные законы, приказы, постановления Президента и органов государственной власти Республики Беларусь.
Разработка основных направлений фискальной политики в Республике Беларусь возложена на высшие органы государственной власти – Парламент, аппарат Президента, Правительство [7, с.714].
Особенностями фискальной политики в Республике Беларусь являются:
- высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами;
- преимущественное проведение дискреционной стимулирующей фискальной политики, направленной на поддержание стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы;
- снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы;
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов.
Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь полностью продиктованы экономическим положением в стране и точкой зрения государственной власти на сложившуюся ситуацию. В отличие от времен СССР, бюджетно-налоговая политика не базируется на умозрительных, идеологических построениях. Государство пытается только достичь стабильности и некоторого роста экономики. Добиваются этой цели двумя способами:
- поддержкой производственной базы страны;
- стимулированием экспорта производимой в стране продукции.
Налоговая система Республики Беларусь строится под влиянием таких внутренних факторов, как инфляция и диспропорции в экономике. Особое влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Формирование налоговой политики в Беларуси происходит в весьма противоречивых условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. С финансовой точки зрения существуют экономические отношения, которые государство может использовать для текущих фискальных мер. Налогово-бюджетная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.
2. Налогово-бюджетная политика подразделяется на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политика встроенных стабилизаторов), в зависимости от механизмов ее регулирования на изменения экономической ситуации.
3. Основными инструментами являются налоги и государственные закупки. Во времена сокращения производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать то и другое. т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. Чтобы снизить инфляцию, проводят политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Это сокращение государственных расходов, увеличение налогов или объединение обоих мер.
4. Налоговая система страны эффективна, когда она основана на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые преимущества для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальное налоговое бремя и т.д.
5. Государственный бюджет представляет собой смету государственных доходов и расходов за период времени, обычно один год, с указанием источников государственных доходов и областей расходов. В бюджете есть доходы и расходы, которые должны быть сбалансированы в запланированном будущем.
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.
6. Экономическая роль бюджета важна. Это часть финансов контролируемой государством страны, поэтому государство может вмешиваться в рыночные механизмы через бюджет. Во-вторых, бюджет является одним из способов сбора средств для решения крупных глобальных экономических проблем.
1. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 191 c.
2. Винокуров Е.Ю., Коршунов Д.А., Перебоев В.С., Цукарев Т.В. Евразийский экономический союз / Под ред. Е.Ю. Винокурова. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. – 296 с.
3. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 294 с.
4. Евразийский экономический союз: новая реальность – новые возможности / Под общ. ред. Валовой Т.Д. М.: Платиина, 2017. – 167 с.
5. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: учебник / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 370 c.
6. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б. В. Корнейчук. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 385 с
7. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Крохина. – 8-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 428 с.
8. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 294 с.
9. Кураков, Л.П. Макроэкономика: учебник / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова [и др.]; под ред. Л.П. Куракова. – М.: ИАЭП, 2017. – 336 с.
10. Майстер Ш. Экономика Евразии: Европейский взгляд // Геоэкономика Евразии. Astanaclub. Доклад. Астана, 2015. С. 32–39.
11. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий, Э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова [и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Алмафея: Мисанта, 2015. – 315 с.
12. Носова, С.С. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / С.С. Носова. – М.: КноРус, 2018. – 350 c.
13. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
14. Слабодчикова, Д.В. Преимущества и недостатки фискальной политики / Д.В. Слабодчикова, М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – Том 7. – № 2. – С. 176 – 179.