Введение
Раздел 1. Теоретические основы информационного обеспечения в финансовом менеджменте
1.1 Виды информации при принятии финансовых решений
1.2 Внутренняя информация финансового менеджмента
1.3 Внешняя информация, влияющая на результат
Раздел 2. Характеристика информационного обеспечения управления организацией (на примере ОАО «МАЗ»)
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ системы документооборота
2.3 Анализ технического обеспечения информационной деятельности в организации
Раздел 3. Пути совершенствования информационного обеспечения управления организацией
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность каждой системы управления во многом зависит от ее информационного обеспечения. При переходе к рыночной экономике известная формула «время - деньги» была дополнена аналогичной формулой: «информация - деньги». С точки зрения финансового менеджмента это имеет прямое значение, поскольку объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативные варианты выбора инвестиционных проектов и инструментов финансового инвестирования и другие показатели, формирующие уровень благосостояния, в значительной степени зависят от качества используемой информации. Чем больше средств использует компания, тем более важна роль качественной информации для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности этой деятельности. Информационная система финансового менеджмента (или система информационной поддержки) – это непрерывный процесс выбора соответствующих информационных показателей, которые необходимы для анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений во всех аспектах корпоративной финансовой деятельности. Информационная система финансового менеджмента предназначена не только для предоставления необходимой информации руководителям и собственникам предприятия, но и для удовлетворения интересов широкого круга внешних пользователей предприятия.
Процесс информационного обеспечения организации требует постоянного управления и контроля. Необходимо управлять процессом и способом его приобретения, распространения и использования. При этом необходимо своевременно определять информационные потребности различных уровней и подразделений, продолжать изучать документы и создавать организованную систему управления полученными данными. В этом случае управление предприятием будет эффективным и своевременным, что обеспечит стабильное развитие организации в текущих рыночных условиях.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Виды информации при принятии финансовых решений
Информационное обеспечение функционирования финансового менеджмента представлено информацией различного вида: экономической, коммерческой, финансовой и др.
Финансовая информация включает знание финансового состояния не только своей компании, но и ее партнеров, конкурентов, сведения о ценах и курсах на товарном и валютном рынках, о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, о дивидендах, процентных ставках и т. п. Владение надежной информацией обеспечивает успешную работу финансового менеджера [15, с. 272]. Условно всю информацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация представлена отчетами компании, содержащими информацию о финансовых операциях. Такие документы должны отвечать требованиям бухгалтерской отчетности, принятыми соответствующими правительственными органами.
Предприятия должны вести конкурентную борьбу не только за рынок товаров и услуг, но и за кредитные ресурсы банков, средства потенциальных инвесторов. В результате данных изменений бухгалтерский учет превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта для всех заинтересованных сторон: руководства компании, инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей и государства, которое должно контролировать правильность налоговых отчислений [6, с. 9]. Пользователей, заинтересованных в информации о деятельности компании, можно условно разделить на три группы:
˗ внутренние пользователи;
˗ внешние пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании;
˗ внешние пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности компании.
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МАЗ»)
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (белор. Мінскі аўтамабільны завод) — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х годов, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Как управляющая компания входит в холдинг «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также ОАО «БААЗ», Барановичи, ОАО «ОЗАА», Осиповичи; ОАО «КЗТШ», Жодино; ОАО «ДЭМЗ», Дзержинск; ОАО «Гродненский механический завод»; ОАО «ТАиМ», Бобруйск, и другие. Номенклатура выпускаемой Минским автозаводом продукции превышает 400 моделей, модификаций и комплектаций. В то же время «МАЗ» является кузовосварочным заводом, не производящим какие-либо автозапчасти.
Целью ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» является повышение конкурентоспособности автомобильной продукции, закрепление позиций на существующих рынках, освоение и завоевание позиций на новых рынках сбыта.
В ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» завод «Могилевтрансмаш» функционирует система менеджмента качества при проектировании, разработке, производстве и техническом сервисе прицепов, полуприцепов, специальных и специализированных транспортных средств в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2015 (сертификат соответствия № BY/112 05.01 008 07303, действителен до 07.09.2021, орган по сертификации систем менеджмента – Могилевский центр стандартизации, метрологии и сертификации, дата сертификации – 10.06.2015).
Раздел 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Тема совершенствования информационного обеспечения управленческой деятельности на предприятиях в современной экономике актуальна для каждого хозяйствующего субъекта, так или иначе работающего в условиях рыночной среды. Начало ХХI века характеризуется не только кардинальным изменением социально-экономической среды, в которой функционируют белорусские предприятия и организации всех форм собственности, но и ориентацией на информатизацию процессов управленческой деятельности.
Необходимость в действиях в условиях нынешней экономики, регулярно усиливающейся конкуренции производителей товаров объясняет повышенные требования к профессиональным качествам сотрудников, ответственности управленцев за результаты и итоги принятых решений. Наиболее острыми становятся задачи расчета временного фактора и постановки анализа товарных, материальных, финансовых потоков, поиска обоснованных решений в регулировании хозяйственно-производственных и экономических ситуаций. Информационное обеспечение получает все более обоснованные и крайне эффективные решения.
Введение в управленческую деятельность исследовательских решений основывается на применении современных достижений в области информационных технологий, что помогает обеспечить полноту, актуальность информационного отображения процессов управления, возможность их анализа, прогнозирования и моделирования. Подход, заложенный в основу менеджмента, равно присущ как местным органам управления, так и региональным органам управления, а также корпорациям и предприятиям, на которых проходят инжиниринговые исследования и реинжиниринг управленческих структур, что связывает их с будущими бизнес-моделями и позволяет достичь весомого преимущества по времени и значительного экономического эффекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационное обеспечение функционирования финансового менеджмента представлено информацией различного вида: экономической, коммерческой, финансовой и др.
В нынешних условиях предприятия должны вести конкурентную борьбу не только за рынок товаров и услуг, но и за кредитные ресурсы банков, средства потенциальных инвесторов. Поэтому в настоящее время приобретает особое значение совершенствование финансового менеджмента. Эффективное решение задач финансового менеджмента требует использования адекватных информационных ресурсов.
Содержащаяся в финансовой отчетности предприятия информация представляет значительный интерес для внешних пользователей: налоговых и контролирующих органов, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, акционеров и т.п.
Ключевые факторы успеха – главные определители финансового и конкурентного успеха на рынке. Это то, чего рынок ждет от банка: его надежность, совершенные продукты и услуги и их динамическое продвижение, великолепные отношения с клиентами, корректные отношения с конкурентами, открытые взаимоотношения с контрольными органами и органами местной власти и пр. Предприятие, используя ключевые факторы успеха, выстраивает эффективную стратегию бизнеса.
ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (белор. Мінскі аўтамабільны завод) — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х годов, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
1. Абрютина М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании. // Финансовый менеджмент. -2016. - №6. - С. 14-17.
2. Адаменкова, С.И. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия: учеб.-метод. пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск: Регистр. 2015. – 381 с.
3. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. – Москва:Кнорус, 2016. – 720 с.
4. Барсуков Д. П., Екатерининская А. А. Экономический анализ как инструмент оценки экономической деятельности организаций культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2636–2640.
5. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие – М.: НИЦ ИНФРА-М. – 2015. – 336 с.
6. Батуев М.В. Анализ финансового состояния //Аудит и финансовый анализ – 2015. - № 2.
7. Воронина, М.В. Финансовый менеджмент: учебник для бакалавров / М.В. Воронина. - М.: Дашков и К, 2015. - 400 c.
8. Герчикова И. Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Издательство АО «Консалтбанкир». 2015.- 312 с.
9. Дмитриева Е.Н. Как провести экспресс-оценку финансовой отчетности. // Финансовый директор. – 2015. - №11. – С.17-18
10. Дыбаль, А.Г. Финансовый анализ: (теория и практика) учебное пособие 4-е изд./ А.Г. Дыбаль – М.: Бизнес-Пресса, 2015. – 336 с.
11. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Соврем. шк., 2016. – 736 с.
12. Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнёва, А.В. Харсеева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 340 c.
13. Иванов А.П. Стоимость чистых активов как критерий финансовой устойчивости компаний. // Финансы. - 2016. - №1.
14. Игнатьева, Е.В. Методика анализа финансового состояния предприятия / Е. В. Игнатьева // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 272-275.
15. Ионова, Ю.Г. Финансовый менеджмент / Ю.Г. Ионова. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 288 c.
16. Исаева Н.С. Ключевые показатели финансового состояния предприятия. // Управленческий учет и финансы. - 2016. - № 4. – С.15-16.
17. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2016. - 248 c.
18. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: Дис, 2016. – 267 с.
19. Ларионов А.Д., Карзаева Н.Н. Бухгалтерская финансовая отчётность: учеб. пособие – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. – 208с.
20. Леткина Т. М. Оценка финансового состояния в системе банкротства предприятий регионов Приволжского федерального округа. // Регионология. -2015. - №1. – С 10-14
21. Минакова, Е.С. Финансовая устойчивость — фактор эффективности производства// Е.С. Минакова. – Молодой ученый. – 2017. – №14. – 386-388 с.
22. Моротная, Е.М. Анализ хозяйственной деятельности: учебно-методический комплекс / Е.М. Моротная. – Минск: ИПД, 2015. – 128 с.
23. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров / Л.В. Прыкина. - М.: Дашков и К, 2016. - 256 c.
24. Шадрина, Г.В. Экономический анализ: Учебник для бакалавров / Г.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 515 c.
25. Шанин, И.И. Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия / И.И. Шанин, А.В. Лазарева // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 460-462.
26. Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 c.