Введение
1. Сущность и основные элементы налоговой системы
2. Функции, типы, и принципы построения налоговых систем
3. Особенности налоговой системы и направления её реформирования в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налоги – одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь на пути создания рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, основным источником доходов государства и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Законодательно налогообложение в Республике Беларусь исходит из конституционного положения о том, что каждое лицо обязано принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56 Конституции Республики Беларусь). Налоги, как и вся налоговая система, являются инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Рыночные преобразования в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения, государственного налогового менеджмента и создали позитивные условия для воздействия на параметры налогообложения самими налогоплательщиками, обусловили необходимость развития налогового менеджмент и, соответственно, анализа расчетов организации по налогам и сборам. В Республике Беларусь активно проводятся налоговые реформы, связанные с внедрением мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, расходов по налоговому администрированию, времени на расчет и уплату налогов, в частности, за счет электронного декларирования. Все эти налоговые реформы направлены на совершенствование процесса управления налогами. Все вышеизложенная информация подтверждает актуальность темы курсовой работы.
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией экономической категории «налог». Налоговые системы на практике предстают в виде многообразных форм, имеющих национальные особенности, и отличаются друг от друга набором налогов, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями разных уровней власти, налоговой базой, сферой действия, льготами, процедурами исполнения налоговых обязательств и др. [2, c.72].
Налоговые системы современных государств – результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, каждая национальная налоговая система индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. В противном случае было бы невозможно сравнивать налоговые системы разных стран, а главное, международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий [7, c.4].
Термин «налоговая система» не получил однозначного толкования, не-смотря на его широкое использование в экономической литературе. Некоторые ученые определяют налоговую систему только как набор действующих налоговых платежей [8 с, 98]. Другие посвящены процедурам и механизмам исчисления и сбора налогов, и их можно рассматривать в более широком плане: налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин, а также принципы, методы, формы и способы их взимания, установленные государством и собираемые для создания центрального национального фонда финансовых ресурсов. В-третьих, в рамках этой концепции есть агентство, которое управляет налогообложением. Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [7, с. 235].
2. ФУНКЦИИ, ТИПЫ, И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
Современное развитие налоговой системы как в зарубежных странах, так и в Республике Беларусь позволяет говорить о следующих функциях налогообложения, характерных для построения всех налоговых систем, преимущественно практических.
Существуют основные функции государственной налоговой системы и со-ответственно налоги, установленные в государстве.
Фискальная функция является всеобъемлющей и применяется ко всем корпорациям и физическим лицам, которые обязаны платить налоги в соответствии с действующим налоговым законодательством. Эта функция изначально характерна для любого налога, так как его основной целью является формирование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и населения для создания материальных условий функционирования государства и выполнения задач, возложенных на него обществом [2, c. 104].
Благодаря фискальной функции создается реальная объективная предпосылка для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта. Именно налоговая функция определяет возникновение и проявление других функций налогообложения.
Наиболее тесно с фискальной функцией налогов связана распределительная (социальная) функция, выражающая экономическую сущность налогообложения как централизованного налогового инструмента распределительных отношений [2, c. 90]. Суть этой функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджетные и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственного сектора в непроизводственный для финансирования крупномасштабных целевых программ среди важных отраслей государства.
3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ РЕФОРМИРОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Налоговая система Республики Беларусь была создана одновременно с образование суверенного государства. С 1 января 1992 г. вступил в силу закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в республике («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «Об акцизах» и др.).
Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов.
Налоговый кодекс Республики Беларусь является основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения. Он состоит из двух частей. Общая часть Налогового кодекса устанавливает принципы налогообложения и основы функционирования налоговой системы, определяет основные понятия и категории. Особенная часть Налогового кодекса определяет элементы налогообложения, способ расчета и порядок уплаты налогов [11]. До вступления в силу Специальной части элементы расчета и уплаты некоторых налогов были подробно изложены в одноименном законе. В настоящее время нет закона о Налоговом кодексе только о Налоговом кодексе.
В соответствии со статьей 7 Налогового кодекса Республики Беларусь все виды налоговых льгот на уровне государственного управления подразделяются на республиканские налоги, таможенные (сборы), местные налоги и сборы. Специальные системы налогообложения делятся на различные группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов бюджета, необходимых государству для выполнения соответствующих функций, а именно: социальной, оборонной, правоохранительной, дипломатической, управленческой, по развитию фундаментальной науки и других. Как составная часть экономических отношений налоги через финансовые отношения относятся к экономическому базису.
Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Основную долю в налоговых доходах Республики Беларусь занимает НДС и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, то есть косвенные налоги. Республика Беларусь в отличие от европейских стран ориентирована на косвенное налогообложение, хотя более справедливым по отношению к налогоплательщикам является прямое налогообложение.
Налоговая системы Республики Беларусь к настоящему времени считается специалистами Министерства по налогам и сборам полностью сформированной и является достаточно эффективной: количество налогов и сборов и налоговая нагрузка меньше, чем у некоторых зарубежных стран.
1. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Углубленный курс: учеб. для бакалавров / В.Г. Пансков. М.: Юрайт, 2013. 747 с.
2. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / Е.М. Попов. Минск: Выш. шк., 2013. 319 с.
3. Финансы и финансовый рынок: учебник / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. 415 с.
4. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by
5. Щепотьев, А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А. В. Щепотьев, С. А. Яшин. – Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», – 2011. – 161 с.
6. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 364 с.
7. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 336 с.
8. Лазурина, О. М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. М. Лазурина. – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.
9. Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 84-98.
10. Дешко, Е. Налоговая система: экономический регулятор социального государства / Е. Дешко // Налоги Беларуси. – 2015. – № 18. – С. 4-9.
11. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by
12. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://economy.gov.by
13. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/
14. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by
15. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2019 году / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nalog.gov.by
16. Все налоги мира-3 // [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2945195/
17. Управление налогами в финансовой системе организации: состояние и развитие: монография / Г.А. Якубенко [и др.]; под ред. Г.А. Якубенко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011. – 275 с.
18. Совершенствование налоговой системы: стоит ли Беларуси использовать грузинский опыт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/publication_ru/view/sovershenstvovanie-nalogovoj-sistemy-stoit-li-belarusi-ispolzovat-gruzinskij-opyt-13060
19. Васевич, А. Ответы на современные вызовы / А. Васевич // Финансы, учет, аудит. 2014. № 8. С. 9 10.
20. Барулин, С.В. Налоговый менеджмент: учеб. для вузов / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, Е.В. Степаненко. М.: Дашков и К, 2012. 332 с.
21. Кулага Е.И. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь на основе оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения / Е.И. Кулага [и др.]; под ред. А.П. Бобовича. - Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2018. – С 152-155.
22. Как снизить налоговую нагрузку в Беларуси: важные меры / экономический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://csl.bas-net.by/press-nan/2018/07/31_kak_snizit.pdf.