Введение
В современных условиях рыночной экономики в Беларуси многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально из-меняется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработан-ной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.
В число важнейших факторов эффективного хозяйствования входит уровень и качество организации коммерческой работы в розничной торговле, так как это направлено на создание и реализацию ассортимента, отвечающего требованиям потребителей на розничном рынке. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассорти-мента, его управлением и совершенствованием.
Торговые организации должны быть всесторонне осведомлены обо всех необходимых параметрах и потребительских свойствах производимых товаров. Они должны обладать, исчерпывающими знаниями о запросах и предпочтениях своих потребителей, и о возможностях применения на целевых сегментах тех или иных производимых товаров. При этом, наиболее важным является умение оптимальным образом сопоставить первые два условия между собой, с тем, чтобы при ограниченных ресурсах принять та-кой ассортиментный перечень, который позволит получить наибольший эффект от осуществляемой деятельности и максимально удовлетворить потребности своих клиентов.
Ассортимент товаров - совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку.
Формирование ассортимента - это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах. Кроме того, правильно сформированный ассортимент позволяет обеспечить прибыльную работу торговой организации.
Таким образом, на основании вышеизложенного, тема курсовой работы является достаточно актуальной.
Целью написания курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию формирования ассортимента и путей его оптимизации в организации розничной торговли ЗАО «Юнифуд».
Объект исследования: анализ и совершенствование формирования ас-сортимента в ЗАО «Юнифуд».
Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:
1 Коммерческая деятельность и теоретические основы анализа и планирования ассортиментной политики предприятий торговли
1.1. Научные основы формирования и показатели ассортимента товаров
С экономической точки зрения, ассортимент - это, прежде всего, отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансирования спроса и предложения на конкретном товарном рынке [1, с.211].
Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на от-дельные категории или звенья разного уровня. С экономической точки зрения, ассортимент – это прежде всего отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретном товарном рынке [2, с.21].
Одновременно с понятием ассортимента в экономике, коммерции и товароведении применяется понятие «номенклатура». Эти понятия по смыслу близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров.
Понятие номенклатуры (продукции) применяется главным образом в сфере производства, для обозначения количества наименований производи-мой продукции, а понятие ассортимента (товаров) - главным образом в торговле и товароведении. Многообразие ассортимента потребительских товаров упорядочивается с помощью его классификации, включающей деление на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей [3, с.27-28].
Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.
2 Анализ формирования ассортимента в торговых объектах ЗАО «Юнифуд» г. Минск
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Юни-фуд»
Закрытое акционерное общество «Юнифуд» входит в группу компаний «АЛМИ», являющейся транснациональной розничной сетью, ориентирован-ной на широкие потребности современного покупателя. Данная компания представляет собой многоформатную розничную сеть.
Организация была образована в 2006 году. Минимальный размер уставного фонда ЗАО составляет 100 базовых величин Уставной фонд ЗАО «Юнифуд» в настоящее время составляет 145075,5 рублей. В ноябре 2006 года состоялось открытие первого магазина сети в России (г.Москва,ул.Вельяминовская,д.6).
В 2007 году открылся первый магазин сети «АЛМИ» в Республике Беларусь (г. Пинск, ул. Центральная, д.23). Впоследствии было открыто еще 43 магазина сети «АЛМИ» в таких белорусских городах как Минск, Гродно, Гомель, Бобруйск, Пинск, Борисов, Орша, Молодечно, Светлогорск.
В настоящее время вся торговая сеть насчитывает 95 магазинов, из которых 44 расположены в Республике Беларусь, в стадии проектирования и строительства находятся еще 8 магазинов в городах Минске, Бресте, Гомеле, Гродно, Пинске, Жлобине, Барановичах, Лиде.
Постоянно наращивая темпы развития, компания развивается в рамках концепции многоформатности магазинов. На сегодняшний день успешно работают магазины нескольких форматов: Алми-Экспресс, Алми-Гастроном, Алми-Универсам, Алми-Супермаркет, Алми-Гипермаркет. Наиболее распространённым форматом магазина сети «АЛМИ» в Беларуси являются гастрономы и универсамы, составляющие большую часть всех магазинов.
Благодаря существующим стандартам компании, все магазины сети работают в рамках единой концепции оформления, маркетинговой, ценовой и кадровой политики. Все усилия профессионалов, работающих в компании, направлены на максимальное удовлетворение нужд покупателей.
Главная цель сети магазинов «АЛМИ» - предложение потребителям качественных товаров самого широкого ассортимента по доступным ценам, а также получение максимальной прибыли от продажи, предоставленной магазином продукции.
ЗАО «Юнифуд» стремится не только удовлетворять все потребности своего покупателя, но и удивить его, превзойти его ожидания. Для этого во всех магазинах сети:
- используется высокотехнологичное оборудование ведущих европейский и отечественных производителей, удовлетворяющие современным требованиям к организации торговли:
3 Подходы по оптимизации ассортимента товаров в торговых объектах ЗАО «Юнифуд»
3.1 Применение современных подходов к формированию и управлению ассортиментом в торговых объектах ЗАО «Юнифуд»
Решения, принимаемые организацией в рамках ассортиментной политики, могут включать:
1 сокращение (сужение) ассортимента - это изменения в ассортименте, связанные с уменьшением его широты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений со стороны поставщиков, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных групп товаров;
2 расширение ассортимента - это изменение в ассортименте, связанные с увеличением его широты. Причинами расширения ассортимента являются изменения в стратегии предприятия, расширение его материально-технической базы, изменения в спросе, появление на рынке новых видов товаров и др.;
3 увеличение или уменьшение длины товарных групп - это изменение глубины ассортимента. Чем больше товаров разных наименований в товар-ной группе, тем ассортимент глубже. Решения, касающиеся увеличения или уменьшения глубины ассортимента, принимаются в зависимости от профиля и специализации магазина, от состояния спроса на отдельные товары, уровня их рентабельности, в связи с устареванием или появлением товаров-новинок;
4 обновление ассортимента - изменения в ассортименте, которые характеризуются увеличением показателя обновляемости. При этом формируется ассортимент, который способен удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Причины, побуждающие ассортимент изменяться, как правило, связаны с заменой морально устаревших или не пользующихся спросом товаров, появлением товаров лучшего качества;
5 достижение большей или меньшей гармоничности ассортимента - изменения в ассортименте, связанные со степенью близости между собой от-дельных групп товаров с точки зрения их назначения или по другим признакам;
6 стабилизация ассортимента подразумевает высокую устойчивость и низкую степень обновления ассортимента. В основном такая политика может реализовываться в течение какого-либо периода в отношении продовольственных товаров и других товаров повседневного спроса;
7 совершенствование структуры ассортимента - изменения в соотношении отдельных групп товаров (например, отечественных и импортных товаров, товаров различных видов, марок и т.п.). В рамках оптимизации ассортимента принимаются меры, в результате которых структура ассортимента в большей степени будет удовлетворять структуре и содержанию спроса и за-дачам максимизации прибыли предприятия.
Заключение
Ассортиментная политика торговой организации - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и по-лучение необходимой прибыли.
Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
В условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно, на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны не только уметь проводить экспертизу товаров при приёмке их на реализацию и создавать условия для сохранения качества при хранении, но и знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне.
Объектом исследования данной курсовой работы является анализ формирования ассортимента в торговых объектах ЗАО «Юнифуд» и разработка путей его оптимизации.
Закрытое акционерное общество «Юнифуд» входит в Группу Компаний «АЛМИ», организация была образована в 2006 году.
В настоящее время вся торговая сеть насчитывает 95 магазинов, из которых 44 расположены в Республике Беларусь.
В 2016 г. численность работников ЗАО «Юнифуд» составила 4093 человека и по сравнению с данными за 2015 г. уменьшилась на 44 человека. Основное количество работников имеют высшее и среднее профессиональное образование.
Товарооборот организации за 2016г. составил 479 475,9 тыс.руб., что на 57 549,4 тыс.руб., или 13,6% больше, чем за 2015 г. В сопоставимых ценах товарооборот за 2016 год составил 428 869,3 тыс.р., что на 6 942,8 тыс.р. больше, чем за аналогичный период прошлого года.Себестоимость реализуемых товаров за 2016 г. составила 688,6 тыс. руб. Рост товарооборота оказал влияние на увеличение себестоимости проданных товаров за 2016 г. на 13,8 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Доходы от реализации увеличились с 64 740,5 до 76 646,9 тыс. руб., темп роста составила 18,4%.
Выросли расходы на реализацию (с 55 736,9 тыс.р. до 63 307,1 тыс. руб. за 2015 г. и 2016 г. соответственно). Однако, уровень расходов на реализацию снизился на 0,01% с 13,21% за 2015 г. до 13,20 % за 2016 г.
Отмечается также рост прибыли от реализации 179,74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Величина чистой прибыли увеличилась с 13078,8 тыс.руб. до 18913,4 тыс.руб. Темп роста составил 44,6%. Уровень рентабельности товарооборота повысился на 0,84 п.п.