Введение
1 Теоретические аспекты формирования сети торговых объектов
1.1 Сущность и виды сети торговых объектов
1.2 Оценка структуры розничной сети торговых объектов
2 Исследование розничной сети Чериковского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Чериковского райпо
2.2 Оценка структуры торговой сети Чериковского райпо
3 Направления совершенствования торговой сети Чериковского райпо
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Итак, когда товар превращается в деньги, создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Отсюда следует, что розничную торговлю следует рассматривать в процессе кругооборота всего общественного продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой.
Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети со-стоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественно-го продукта и национального дохода общества.
Экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.
Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности производства.
Потребительская кооперация располагает широкой сетью розничных торговых организаций. Розничная торговая сеть создает необходимые условия для сохранности товарно-материальных ценностей; создает определенные условия для труда работников торговли; способствует росту основных экономических и финансовых показателей торговли (производительности труда, розничного товарооборота, прибыли и рентабельности), снижению расходов на реализацию товаров; обеспечивает экономию времени покупателей на приобретение товаров; улучшает качество обслуживания покупателей; способствует улучшению материальных, культурных и бытовых условий жизни населения; предоставляет различного рода услуги.
Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости
1 Теоретические аспекты формирования сети торговых объектов
1.1 Сущность и виды сети торговых объектов
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, посредством которого товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально–технической базы розничной торговли [24, с. 44].
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением [24, с. 44].
В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины.
Основными функциями розничной торговой сети являются:
- закупка товаров у поставщиков;
- организация завоза товаров в магазины;
- приемка и хранение товаров;
- подсортировка и подготовка к продаже;
- продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
- наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах [24, с. 44].
Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:
– реализация товаров народного потребления с наименьшими затрата-ми;
– обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
– сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
– взаимосвязь с развитием сети организаций культурно–бытового и коммунального обслуживания населения;
– тесная связь с принципами современного градостроительства [24, с. 44].
Об экономической эффективности торговой сети можно судить по таким показателям, как:
– общая численность торговых объектов;
– количество торговых объектов и торговой площади, приходящихся на 1000 человек;
– численность населения на одну торговую организацию и на 1 м2 торговой площади;
– удельный вес специализированной торговой сети;
– средний размер торговой площади одного магазина.
2 Исследование розничной сети Чериковского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Чериковского райпо
Чериковское районное потребительское общество создано в соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Общество вправе использовать изображение товарного знака Белорусского республиканского союза потребительских обществ на печатях, штампах, бланках документов и других носителях информации.
Основной целью создания Чериковского райпо являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов райпо, обслуживаемого населения.
Предметом деятельности Чериковского райпо являются:
– организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
– закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
– производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения
– оказание платных услуг населению;
– организация рынков для торговли товарами;
– осуществление внешнеэкономической деятельности;
– осуществление контроля за выполнением требований органов государственной власти и управления по вопросам торгового обслуживания населения, обеспечения надзора на объектах промышленности, строительства, заготовительной и других отраслей деятельности, безопасного ведения работ, технического состояния оборудования, соблюдения стандартов и технических условий в организациях потребительской кооперации района;
– осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Организационная структура Чериковского райпо является линейно-функциональной (рисунок 2.1). Всю полноту власти берет на себя председатель райпо, который избирается на 5 лет.
3 Направления совершенствования торговой сети Чериковского райпо
Изучив фактическую ситуацию по специализации и типизации торговой сети Чериковского райпо, можно предложить ряд следующих мероприятий по совершенствованию торговой сети:
– расширения сети плодоовощных магазинов;
– развития сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (магазины у дома);
– расширения сети магазинов сезонного ассортимента (для садоводов и дачников.);
– расширения магазинов торгующих востребованными хозяйственно-строительными товарами;
– увеличения сети действующих организаций с учетом сданной в аренду и временно закрытой сети;
– приближения организаций торговли к месту проживания населения;
– повышение степени оснащенности организаций современной торговой мебелью и технологическим оборудованием;
– отбор торговых организаций, в которых целесообразно в предстоящем периоде организовать торговый процесс по методу самообслуживания;
– в перспективе осуществить перевод магазинов на более рациональные режимы работы на основе изучения потоков покупателей.
Учитывая тяжелое финансово-экономическое положение Чериковского райпо можно рекомендовать пересмотреть имеющуюся специализацию магазинов, с расширением торговых площадей, установкой специальных компьютерных систем, современного немеханического и энергоэффективного холодильного оборудования. Также целесообразно развивать представлен-ность Чериковского райпо в райцентре, особенно в части типизации торговой сети, внедрение магазинов в формате дисконтной торговли по продаже населению товаров по сниженным ценам, магазинов фиксированных цен либо гипермаркета. Восстановление работы ранее закрытых магазинов, с целью повышения уровня торгового обслуживания и вовлечения в товарооборот неэксплуатируемых объектов. Оснащать торговые объекты банковскими платежными терминалами, увеличивать удельный вес безналичных расчетов с использованием банковских платежных терминалов.
В Чериковском райпо насчитывается 16 неэксплуатируемых объектов.
Рассмотрим неиспользуемые объекты, находящиеся в собственности Чериковского райпо (таблица 3.1).
В результате оценки неиспользуемых объектов основных средств Чериковского райпо нами были вынесены различные предложения по их использованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В потребительской кооперации для каждого административного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами АПК. Разработка таких схем основана на определении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу.
В состав розничной торговой сети включаются магазины, палатки, ларьки и киоски, магазины на дому, автомагазины. В потребительской ко-операции из общего количества выделяются магазины – заготовительные пункты, которые наряду с продажей товаров осуществляют закупку сельскохозяйственной продукции и сырья у населения.
Чериковское районное потребительское общество создано в соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается увеличение доли, занимаемой Чериковским райпо в товарообороте Чериковского района на 0,42% вследствие более высокого темпа роста розничного товарооборота Чериковского райпо в сравнении с темпом роста товарооборота района. Увеличение доли характеризует повышение конкурентоспособности Чериковского райпо.
В результате анализа было выявлено увеличение розничного товарооборота в действующих ценах на 7,72% за 2016-2017 гг. В сопоставимых ценах наблюдается рост розничного товарооборота на 2,21%, что говорит о развитии розничной торговли. Валовая прибыль от реализации товаров увеличилась на 8,14% и в качестве положительного момента отметим увеличение ее уровня на 0,07 %. Расходы на реализацию в розничной торговле выросли на 3,32% в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Уровень расходов при этом снизился по торговле на 0,67%, что в свою очередь является положительной тенденцией. В 2017 году отмечено увеличение прибыли от реализации на 90,27% и соответственно рентабельности торговой деятельности на 0,73%, что в свою очередь является показателем повышения эффективности торговой деятельности райпо. Также в качестве положительного момента отметим увеличение производительности труда как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
В Чериковском райпо используются разнообразные формы торговли, наибольшую часть из которых занимает стационарная (77,27%). Нестационарная форма организации розничной торговли представлена передвижной торговлей (автомагазинами) и павильонами. Отметим, что за 2016-2017 гг. структура торговой сети Чериковского райпо изменилась не значительно. В частности выросло количество стационарных торговых объектов на 1 единицу.
За 2016-2017 гг. структура торговой сети Чериковского райпо незначительно изменилась и составила на конец анализируемого периода 34 единицы. Количество специализированных магазинов очень мало (5 единиц). Торговая
1 Аванесов, Ю.А. Основы коммерции на рынке товаров и услуг : Учебник для вузов / Ю.А.Аванесов, А.Н.Клочко, Е.В. Васькин. – М.: ТОО «Люкс-арт», 2009. – 345 с.
2 Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. – 350 с.
3 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С. Н. Виноградова. – Минск.: Высшая школа, 2012. – 297 с.
4 Дашкова, Л.П. Организация и проектирование торговых предприятий / Л.П.Дашкова, О.В.Памбухчиянц. – М. : Маркетинг, 2011. – 410 с.
5 Каплина, С. А. Организация коммерческой деятельности / С. А. Каплина. – Ростов-на Дону: Феникс, 2009. – 448 с.
6 Козлов, В. К. Коммерческая деятельность предприятия / В. К. Коз-лов, С. А. Уваров. – СПб.: Политехника, 2009. – 457c
7 Кольцова, Р.Н. Торговые услуги: текст лекции / Р.Н. Кольцова. – Гомель: БТЭУ, 2013. – 352 с.
8 Коммерческая деятельность: учебник / В. В. Березенков [и др.]. – М.: Атри, 2011. – 405 с.
9 Коммерческая деятельность и предпринимательство / Попков В.П. [и др.]; под ред. В.П. Попкова. – СПб. : СПбГИЭА, 2009. – 512 с.
10 Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия / С.Н.Лебедева. – Минск: Новое знание, 2010. – 240 с.
11 Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания: Постановление Совета Министров Рес-публики Беларусь № 703 от 22 июля 2014г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
12 Об утверждении инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам: постановление Министерства торговли Республики Беларусь № 25 от 26.06.2014г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
13 Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384: Постановление Сове-та Министров Республики Беларусь № 744 от 01.06.2007г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр». – Минск, 2018.
14 О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта: закон Республики Беларусь № 36-З от 18 июня 2013 г. (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.06.2013, 2/2034). // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
15 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь № 128-З от 8 января 2014 года// Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
16 О классификации форм розничной торговли: постановление Министерства торговли Республики Беларусь № 24 от 26.06.2014г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр». – Минск, 2018.
17 О технологических требованиях к организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах: постановление Министерства торговли Республики Беларусь № 20 от 30 мая 2016г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
18 Организация и технология торговых процессов / Под ред Ф.К. Панкратова. – М.: Экономика, 2010. – 356 с.
19 Организация коммерческой деятельности / С.Н.Виноградова [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Минск : Высшая школа, 2010. – 422 с.
20 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 23.10.2018.
21 Памбухчиянц, О.В. Коммерция и технология торговли / О.В.Памбухчиянц, Л.П.Дашков. – М.: Маркетинг, 2009. – 612 с.
22 Панкратов, Ф.Г. Коммерция и технология торговли / Ф.Г.Панкратов. – М.: Маркетинг, 2009. – 610 с.
23 Петров, П.В. Экономика товарного обращения / П.В.Петров, А.Н.Соломатин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 378 с.
24 Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2009. – 317 с.
25 Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность / Ф.П.Половцева. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 390 с.
26 Розничная торговля и общественное питание в Республике Беларусь за 2015 год: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республи-ки Беларусь. – Минск: Информстат, 2016. – 69 с.
27 Романов, А.Н. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства / А.Н. Романов, И.Я.Лукасевич. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 278 с.
28 Ромина, А. Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / А. Г. Ромина. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009. – 316 с.
29 Требования государственного санитарного надзора в части размещения и эксплуатации торговых объектов по реализации товаров «Second Hand» // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
30 Экономика и организация деятельности торгового предприятия / А.Н.Соломатин [и др.]; под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА, 2009. – 294 с.
31 Экономика предприятия торговли: учеб. пособие / под ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – Мн.: Выш. шк., 2013. – 542 с.