3. Основные направления государственного регулирования рынка труда в Беларуси
3.1 Стратегии регулирования национального рынка труда в зарубежных странах
3.2 Результаты реализации государственной программы регулирования рынка труда
3.3 Перспективы совершенствования регулирования рынка труда Республики Беларусь
Список использованных источников
3. Основные направления государственного регулирования рынка труда в Беларуси
3.1 Стратегии регулирования национального рынка труда в зарубежных странах
Мировая экономика переживает бурное развитие «Четвертой промышленной революции», а появление цифровой и зеленой экономик привело к стремительным изменениям на мировых и национальных рынках труда. Новая экономика также требует новых навыков, и на разных уровнях спрос на новые навыки формируется с разной скоростью [1, с.87-91].
Зарубежный опыт прогнозирования и планирования экономических потребностей в трудовых ресурсах был и будет оставаться предметом пристального изучения.
Зарубежные организации (прежде всего, Европейский центр по развитию профессионального образования (Cedefop), Институт исследований в области занятости (Warwick Institute for Employment Research)) постоянно актуализируют и совершенствуют созданные модели прогнозирования. Основными направлениями развития являются:
- Совершенствование и корректировка международной системы статистических показателей
- Разработка национальной системы отбора кандидатов и создание системы передачи текущих потребностей работодателей в систему образования.
Существенное влияние оказывают такие факторы, как изменение геополитической ситуации и увеличение продолжительности жизни населения.
По мнению ряда авторов, на рынок труда также оказывают влияние структурные глобальные изменения, в основе которых лежит распространение инноваций [2]. Совокупное воздействие этих факторов влияет как на изменение навыков, необходимых в будущем, так и на изменение требований к кандидатам.
Формирование рынка труда является одним из направлений национальной социальной политики любой страны. Социальная политика государства способствует развитию общественных отношений, определяя цели, задачи и принципы социального развития государства в зависимости от экономической и социальной модели.
В таких странах, как Швеция, США, Германия, Франция и Китай, рынки труда сильно пострадали от экономических и финансовых кризисов. Североамериканская экономика быстрее всех оправилась от последствий кризиса. В основном это связано с обилием природных ресурсов, благоприятными демографическими условиями и прочными экономическими связями между всеми североамериканскими странами (США, Мексикой и Канадой).
3.2 Результаты реализации государственной программы регулирования рынка труда
Регулирование рынка труда в 2019 году осуществлялось в рамках Государственной программы «О социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 гг.». Целью государственной программы в направлении регулирования рынка труда являлось повышение эффективности политики занятости населения, улучшения условий охраны труда.
В рамках регулирования рынка труда программа направлена на обеспечение эффективной занятости, реализация мер активной политики занятости.
Реализация программы по указанным направлениям предусматривается путем решения следующих задач:
- обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- содействие повышению качества трудовых ресурсов и росту конкурентоспособности рабочей силы;
- стимулирование экономической активности населения, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения (инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, лица пенсионного возраста и другие), совершенствование институциональных, организационных и финансовых механизмов содействия занятости населения [7].
Рассмотрим результаты реализации данной программы в 2019 году.
В 2019 году состояние рынка труда характеризовалось В 2019 году Минтруда и соцзащиты, облисполкомами и Минским горисполкомом осуществлялись меры, направленные на решение вопросов обеспечения занятости населения и снижения уровня безработицы.
В 2019 году рынок труда по сравнению с 2018 годом характеризовался ростом спроса на рабочую силу.
В январе-декабре 2019 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 178,5 тыс. человек (88,4 процента к январю-декабрю 2018 г.), из них 92,2 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (79,3 процента к январю-декабрю 2018 г.). С учетом граждан, состоящих на учете на 1 января 2019 г., всего нуждалось в трудоустройстве 195,4 тыс. человек, из них 104,7 тыс. безработных.
На конец 2019 года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 83,6 тыс. вакансий, что составило 110,7 процента к 2018 году. Потребность в работниках рабочих профессий составила 61,6 процента от общего числа вакансий против 62,9 процента в январе-декабре 2018 г.
Коэффициент напряженности (отношение числа безработных к количеству вакансий) на рынке труда снизился с 0,2 на 1 января 2019 г. до 0,1 на 1 января 2020 г.
3.3 Перспективы совершенствования регулирования рынка труда Республики Беларусь
Большое значение в исследованиях проблем рынка труда имеют те, которые напрямую связаны с поиском любых возможных путей, форм и методов государственного воздействия на рынок труда, а также способных смягчить нежелательные последствия данного перехода. Однако разработках кардинальных мер по быстрому и глубокому устранению текущей ситуации на рынке труда и обеспечению решения сразу всех существующих проблем занятости, на сегодня невозможна. В настоящее время, при данных условиях можно предложить лишь частичные меры, которые будут направлены на устранение массовой безработицы, снижение напряженной ситуации на рынке труда в стране и достижение максимального баланса между спросом и предложением рабочей силы, как по структуре, так и по объемам.
Главное место в создании необходимого спроса на рабочую силу играет создание новых рабочих мест. Опыт развитых стран в этом плане свидетельствует о целесообразности регулирования государством процесса создания рабочих мест, не столько при помощь прямых инвестиций в экономику страны, сколько при помощи предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, которые будут создавать данные рабочие места. Дальнейшая оптимизация и совершенствование налоговой системы в Республике Беларусь, а точнее, снижение налогообложение, будет способствовать росту накоплений у предприятий. Данные накопления могут впоследствии быть использованы для расширения и модернизации производства и создания новых рабочих мест. Также государство должно стимулировать создание и обновление рабочих мест в тех отраслях экономики, в которых производимая предприятиями продукция является конкурентоспособной на рынке, а также на жизненно обеспечивающих, нужных стране, производствах.
Также еще одним из главных направлений государственного регулирования рынка труда в Беларуси является подготовка и переподготовка (переквалификация) безработных граждан. Данное направление нацелено на рост конкурентоспособности населения на рынке труда, расширении перечня возможностей эффективного трудоустройства и развития самостоятельной занятости. Для этого государственные органы управления и службы занятости обязаны обеспечить наилучшее соответствие между количеством и потребностями экономики страны в квалифицированных кадрах.
Одним из направлений для дальнейшего развития института подготовки кадров должно стать постепенное улучшение качества обучения, плавный переход от отраслевого к территориальному принципу подготовки и определения квалифицированных специалистов, прежде всего, обучающихся в ПТУ либо колледжах.
1. Рязанцева М.В. Стратегии развития человеческого капитала в условиях «четвертой промышленной революции. В кн.: Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика / Сборник научных статей. Вып. 4. М.: ООО «СВИВТ», 2016. 184 с
2. Зинурова Р.И., Мисбахова Ч.А., Стародубова А.А. Моделирование диффузий инноваций в рамках национальной инновационной системы // Экономика в промышленности. 2016. № 2. С. 91–98.
3. Better Skills, Better Jobs, Better Lives. A Strategic Approach to Skills Policies. OECD. 2012. URL: http://innclub.info/wp-content/uploads/2012/05/1_ Skills_strategy.pdf.
4. 2016–2017 Talent Shortage Survey. URL: http:// www.manpowergroup.com/talent-shortage-2016.
5. Matching Skills and Labour Market Needs. Building Social Partnerships for Better Skills and Better Jobs. Global Agenda Council on Employment. 2014. URL: https://www.weforum.org/reports/matchingskills-and-labour-market-needs-building-socialpartnerships-better-skills-and-better-jobs.
6. The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. World Economic Forum. 2016. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs/
7. Государственная программа «О социальной защите и занятости населения Республики Беларусь на 2016-2020 гг.» / Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2016 №73 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Gosudarstvennaja-programma-na-2016-2020.pdf.
8. Отчет о реализации в 2019 году Государственной Программы «О социальной защите и занятости населения Республики Беларусь на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/otchet-2019-1.pdf.
9. Концепция государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mpt.gov.by/sites/default/files/proekt_koncepcii_gosudarstvennoy_programmy.pdf