ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Социальная защита: понятие, цели, объекты, субъекты и функции
1.2 Принципы, формы и методы реализации социальной защиты населения
1.3 Система социальной защиты в странах Европейского Союза (на примере Германии и Швеции)
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организация и управление системой социальной защиты в Республике Беларусь
2.2 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь как субъект управления, его структура и функции
2.3 Деятельность фонда социальной защиты населения
3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы, способы реализации и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь
3.2 Совершенствование социальной защиты в Республике Беларусь на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для Республики Беларусь вопросы социальной политики, политики социального обеспечения и защиты, политики управления доходами являются как никогда важными. Согласно Конституции Республики Беларусь, наша страна является социальным государством, а это значит, что государство имеет высокие социальные расходы на социальные нужды.
Основной задачей экономической системы является создание качественных условий жизни и устойчивого труда населения, искоренение бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может быть реализована на различных уровнях экономической деятельности. Эффективная социальная политика создает условия для повышения качества человеческого потенциала, открывает новые перспективы экономического развития и является ключевым фактором экономического роста.
В настоящее время страны с переходной экономикой проводят прозрачную государственную социальную политику. Система социальной политики, существовавшая в советское время, предусматривала строгое централизованное распределение социальных выплат и осуществление социального обеспечения на основе бюджетных ресурсов. Однако многие гарантии доступны только ограниченной группе людей. Социально-экономические и политические изменения в XX веке сопровождались возникновением таких социальных явлений, как безработица, массовая бедность. В этой связи социальная политика нуждается в реформировании в соответствии с принципами социально ориентированной рыночной экономики. Таким образом, основной целью государственной социальной политики является создание системы мер по улучшению условий жизни и труда всех групп населения, предупреждению и ликвидации социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан.
Хотя социальная политика является одной из важнейших составляющих общества, необходимо определить, какие социальные стратегии, методы и механизмы могут быть использованы обществом для быстрого осуществления рыночных преобразований, какую роль в этих процессах играет государство и степень стабильности общества. Является ли это необходимой основой для успешного экономического развития? Как страны осуществляют социальную политику? В частности, эти вопросы определяют актуальность курсовой работы по данной теме.
Цель данной работы – отразить суть социальной защиты, основные направления реализации, особенности ее в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Социальная защита: понятие, цели, объекты, субъекты и функции
Термин «социальная защита» впервые был использован в «Законе о социальной защите США» в 1935 году, в котором законодательно определено новое учреждение для этой страны по обязательному страхованию на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре этот термин стал широко использоваться во многих странах мира, а также в Международной организации труда (МОТ). Кроме того, сфера применения этого определения расширилась в ходе разработки и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАКО) и т.д. [1].
Официальное признание, укрепление Конституции и закона, развитие социальных прав и свобод осуществлялись в очень сложных и противоречивых условиях. В то же время «западная» доктрина долгое время отвергала концепцию социальных прав как несовместимую с философией свободного рынка и невмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Как отмечается в юридической литературе, консолидация модели социальных прав и свобод в международных стандартах ООН стала результатом компромисса между естественным («западная» модель) и позитивным (СССР) правовым пониманием [1].
Социальная жизнь человека многогранна. Будучи субъектами права, граждане одновременно осуществляют множество различных прав и свобод: личных, политических, экономических, социальных и культурных. Принципы, объединяющие экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права, являются основополагающими правами и иногда толкуются как самостоятельные права: право на равное обращение, право на достоинство личности и право на жизнь, которые согласуются с требованиями справедливого распределения общественных благ. Например, очевидно, что неприкосновенное право человеческой личности, охраняемое Конституцией Республики Беларусь, связано не только с защитой от пыток и жестокого и бесчеловечного обращения, но и с обеспечением достойного качества жизни, свободы от голода, нищеты и отсутствия доступа к основным социальным благам.
В этом отношении мнение Г. Шварца выглядит очень показательно: «Когда граждане голодают, они не могут найти работу, они больны и им некому помочь, то явно недостаточно ограничивать себя в защите гражданских и политических прав» [19].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организация и управление системой социальной защиты в Республике Беларусь
Политика государства в правовом обществе основывается прежде всего на заботе о личности и реализуется через механизмы, обеспечивающие экономические, политические, социальные и иные права и свободы. В соответствии со статьей 21 Конституции обеспечение этих прав и свобод является высшей целью государства, и эффективная реализация этих и других конституционных норм, а также форм, методов, механизмов и инструментов их реализации должны основываться на позитивном национальном опыте и опыте, накопленном международным сообществом в этой области.
Белорусская государственная система социальной защиты населения постоянно совершенствуется. Принимаются новые законы и нормативные акты, внедряются новые формы и методы социальной помощи. Ведется работа по реализации Национальной программы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и республиканской комплексной программы по делам пожилых людей. В Беларуси созданы и функционируют Центры социального обслуживания населения, семьи и детей, социальные приюты для детей, социально-образовательные центры.
Действующая в Республике Беларусь система организации и управления системой социальной защиты населения включает Министерство труда и социальной защиты населения и подведомственный ему Фонд социальной защиты населения.
Демографические и социально-экономические процессы, а также динамика состояния здоровья населения страны привели к увеличению числа людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. В Республике Беларусь, как и в других европейских странах, постепенно увеличивается доля пожилых людей.
Система социальной защиты населения Республики Беларусь направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Для наиболее досконального анализа социальной политики Республики Беларусь на современном этапе необходимо проанализировать уровень доходов населения, так как напрямую влияет на уровень жизни граждан.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы, способы реализации и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь
Сущность социальной работы заключается во социальной деятельности, направленной над создание благоприятных условий жизни и защиты право граждан, оказание ими государственно-общественной поддержки приз наступлении трудной жизненной ситуации, выраженной во конкретной практической помощи различного характера (экономической, психологической, информационной, консультативной из иной) [6].
Проблема социальной защиты наиболее остров проявляется во условиях инфляции, безработицы. Для смягчения падения потребления из жизненного уровнять частично применяется индексация доходов, т.е. их увеличение по мере роста розничных цена. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, какао следствие, ка новому росту цена и возникновению инфляционной спирали.
Изо средств государственного из местного бюджетов различным категориям нуждающегося населения предоставляются различные пособия из выплаты. Оникс могут носиться постоянный, длительный и временный характерец Возможность разовое предоставление социальной помощи.
Государство создает детские дома, интернаты, принимая над себя заботу об детях, лишенных родителей. Для престарелых людей, нет имеющих детей из родных, способных оказаться помощь, уходить, услуги, создаются дома престарелых.
Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата стипендий.
Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. Во значительной степени онагр оказывается бесплатность. Во переходный периодика неизбежно частичное использование денежных средств населения из предприятий над нужды здравоохранения во форме платежей из страховой медицины.
В Республике Беларусь сформировался экономически не обоснованный, неоправданно высокий разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Велика дифференциация в оплате труда, как между сферами деятельности, так и между различными категориями работников. Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется связь заработной платы с уровнем квалификации и образования работников, а также со сложностью выполняемой работы. Отсутствует должная увязка зарплаты с результатами хозяйственной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальную защиту можно определить как систему мероприятий, которые выполняются обществом и его многочисленными структурами, по обеспечению минимальных гарантий, которые обеспечивают достаточные условия для жизни, поддержанию жизнеобеспечения и активной деятельности человека.
Основным субъектом социальной защиты населения является государство. Человек, который нуждается в социальной защите является одновременно и субъектом, и объектом социальной защиты населения. Объектами социальной защиты населения выступают также общественные институты в виде конкретных социальных организаций, учреждений или систем.
Система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Формы социальной защиты подразделяются на государственные и негосударственные.
Существует 4 уровня качества жизни: нормальное качество жизни, ограниченное качество жизни, минимальное качество жизни и качество жизни ниже минимального.
Социальное обслуживание является одним из элементов социального обеспечения. Система социального обслуживания представляет собой комплекс социальных услуг, выраженных в материальной форме и адресованных гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловленной болезнью, инвалидностью, старостью и иными причинами.
Политика государства в правовом обществе основывается прежде всего на заботе о личности и реализуется через механизмы, обеспечивающие экономические, политические, социальные и иные права и свободы. Действующая в Республике Беларусь система организации и управления системой социальной защиты населения включает Министерство труда и социальной защиты населения и подведомственный ему Фонд социальной защиты населения. Доходы населения увеличивались на протяжении 2017-2019 гг., весомой составляющей в доходах населения оставалась оплата труда (более 60%).
Бюджет прожиточного минимума за этот период увеличивался с 199,3 руб. в месяц до 230,9 руб. в месяц, а уровень малообеспеченности снижался до 5 %.
Численность пенсионеров за 3 года снизилась на 61.7 тысяч человек, однако средний размер назначенных пенсий стабильно повышался до уровня 431,3 руб. в 2019 году.
Численность получателей государственной адресной помощи за весь период уменьшалась с 310,2 тысяч человек до 295 тысяч человек, а средний размер ежемесячного и единовременного социальных пособий имел положительную динамику и в 2019 году составлял 48,5 руб. и 122,8 руб. соответственно.
1. Андрияшко, М.В. Потенциал отдельных направлений социальной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения демографических интересов / М.В. Андрияшко // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 2. – С. 54-57.
2. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учеб. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 342 с.
3. Денисова, И. П. Социальная политика: учебник / И. П. Денисова, Л. Р.Клиновенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 347 с.
4. Закон о занятости населения Республики Беларусь // Министерство труда и Социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/zacon.
5. Ишмуратова, В. Г. Национальные системы социальной защиты в развитых странах / В. Г. Ишмуратова // Вестник Башкирского университета. – 2015. – №. 3. – С. 941-945.
6. Кипинган, Н. С. Понятие и сущность социальной защиты населения в современном государстве // Вестник КемГУ. – 2010. – №1. – С. 142-147.
7. Кокшарова, Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 225-227.
8. Левченко, Е.А., Социальная защита отдельных категорий граждан в странах ЕС: опыт Германии // Экономика труда. — 2016. — Том 3. — № 4. — С. 371-380.
9. Манцурова, Н.В. Социальная защита безработных : практика Международной организации труда и Республики Беларусь / Наталья Манцурова // Беларуская думка. – 2015. – № 4. – С. 82-88.
10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf
11. Официальный сайт Национального статического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
12. Парамонов, В. В. Социальная политика: учебное пособие / В. В. Парамонов. – М. : Изд-во РУДН, 2016. – 114 с
13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020// Сайт Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/.
14. Рождественская, Е. М., Ермушко, Ж. А. Система здравоохранения и социальной защиты: опыт Швеции / Е. М. Рождественская, Ж. А. Ермушко // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2018. – №. 1 (28). – С. 25-35.
15. Смирнова, А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. – 2015. – №11.4. – С. 208-21
16. Социальное государство в Германии: крах, разрыв или траектория адаптации // Серия «Социально-гуманитарные науки». – 2016. – №2 (10). – С.154 – 161.
17. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / Отв. ред. Ю.Д. Квашнин. М.: ИМЭМО РАН, 2016. — 189 с.
18. Социальные нормативы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/socnorm/.
19. Eurostat Database [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/data/database. – Дата доступа: 29.11.2020.
20. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь. – Мн.: БГЭУ, 2009 – 415 с.
21. Чубарова, Т.В. Государство социальных инвестиций - новый поворот в социальной политике? / Т.В. Чубарова // Общественные науки и современность. – 2015. – № 6. – С. 14-28.
22. Шавель, С.А. Императивы развития социальной сферы / С.А. Шавель // Социология. – 2015. – № 2. – С. 38-48.
23. Постановление Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 03.08.2001 №9 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» // Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org
24. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/.
25. Трудовой кодекс Республики Беларусь // Кодексы Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by.
26. Конституция Республики Беларусь // Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by.
27. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by.
28. Закон Республики Беларусь Об основах государственного социального страхования от 31 января 1995 г. № 3563-XII [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by
29. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2016. – 518 c.
30. Мельникова Н.А. Бюджетная и налоговая системы Республики Беларусь : пособие / Н. А. Мельникова. – Минск: БГУ. – 235 с.
31. Четвернин В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов : пособие / В.А. Четвернин – М., 2010. – 155 с.