ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Виды и инструменты денежно-кредитной политики
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого принципа работы денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку, контролировать деятельность коммерческих банков, а также регулировать денежное обращение в стране.
Поскольку экономика Беларуси характеризуется переходным периодом от административно-командной системы к новой экономической системе рыночного типа, то исследование денежно-кредитной политики является очень важным аспектом при изучении путей и методов формирования экономики.
Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных целей, которые заключаются в обеспечении устойчивого роста объема производства страны, сдерживании инфляции, стабильности цен, высокой занятости населения и равновесия платежного баланса, то есть достижения равенства между импортом и экспортом и обеспечение стабильного курса национальной валюты. В республике Беларусь монетарную политику осуществляет Национальный банк.
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из важнейших условий эффективного развития экономики является денежно-кредитное регулирование, от которого зависит стабильность экономического роста, снижение безработицы, устойчивый платежный баланс страны. Монетарная политика позволяет Центральному банку обеспечивать стабильность банковской системы в целом, поддерживать ценовую стабильность, регулировать денежное обращение и денежную массу.
Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь и определение основных направлений её дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- провести анализ реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
- определить направления развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
Главная задача денежно-кредитной политики центрального банка – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.
Исторически сложилось, что за стабильность цен отвечает центральный банк. Это связано с возникновением права центральных банков на эмиссию денег в виде бумажных ассигнаций. Являясь эмитентом денег, центральный банк обязан обеспечить устойчивость их покупательской способности или, другими словами, низкую инфляцию.
Таким образом, за инфляцией как явлением всегда стоит рост предложения эмитируемой центральным банком национальной валюты.
Чтобы достичь целей по инфляции центральный банк использует одну из возможных стратегий (режимов) монетарной политики - совокупность правил и процедур проведения центральным банком монетарной политики. Ключевой характеристикой режима монетарной политики, учитывая невозможность непосредственного влияния центрального банка на изменение цен, является выбор промежуточного целевого ориентира. Общим качеством промежуточного ориентира в любом выбранном центральным банком режиме монетарной политики является возможность центрального банка влиять на него своими инструментами, его прозрачность и понятность [9, c. 63].
Это необходимо потому, что взаимосвязь между инструментами денежно-кредитного регулирования и конечной целью монетарной политики сложна. Сигналы, посылаемые экономике через операции и инструменты центрального банка, проявляются на динамике общего уровня цен с лагом (запаздыванием).
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно–кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно–кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно–кредитного регулирования. Структура Указов Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год» состоит из глав, которые имеют следующее содержание: цель денежно-кредитной политики, реализация денежно-кредитной политики, развитие банковской, платёжной систем, развитие финансового рынка, международное сотрудничество и заключительные положения.
Денежно-кредитная политика страны проводится в соответствии с режимом монетарного таргетирования. В качестве промежуточной цели был выбран денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), а если быть более точными, то темпы прироста М3. В свою очередь рублевая денежная база, предполагаемо контролируемая НББ, была взята в качестве операционной цели (точнее, месячные и квартальные темпы прироста денежной базы). Таким образом, рублевая денежная база выступает как операционная цель, денежный агрегат М3 играет роль промежуточной цели, а инфляция, оцениваемая на основе индекса потребительских цен, является конечной целью монетарной политики [9].
Целевые показатели денежно-кредитной политики утверждаются Указом Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год». Рассмотрим степень их выполнения в таблице 2.1.
Как видно из таблицы 2.1 в 2017 и 2018 гг. в основные направления денежно-кредитной политики не был включён показатель достаточности нормативного капитала банков. Также в 2018 году регулятор стал ориентироваться не на изменение золотовалютных резервов, а на их конечный объём. В 2019 году в целях дедоларизации экономики в целевые показатели был включён такой показатель, как удельный вес кредитов в национальной валюте в совокупной структуре кредитов.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В соответствии с указом президента Республики Беларусь № 402 от 31 октября 2019 г. «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» были определены несколько направлений развития денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика сохранит преемственность в 2020 году и будет способствовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Республики Беларусь, обеспечивая ценовую и финансовую стабильность.
Основной целью денежно-кредитной политики является замедление инфляционных процессов. Реализация денежно-кредитной политики будет продолжаться в режиме монетарного таргетирования. В целях поддержания финансовой стабильности будет продолжена работа по ограничению системных рисков, поддержанию уровня золотовалютных резервов, обеспечению безопасного и эффективного функционирования банков, небанковских кредитно-финансовых и не кредитных финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также платежной системы.
Диверсификация и укрепление структуры финансового рынка, в том числе развитие его небанковского сегмента, девалютизация экономики будут способствовать решению проблем ценовой безопасности и финансовой стабильности [26].
В целях укрепления доверия к Национальному банку его коммуникационная политика будет направлена на повышение открытости и прозрачности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Денежно-кредитная политика в 2020 году будет направлена на стабилизацию инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, на уровне не более 5 процентов.
Промежуточным ориентиром останется рост средней широкой денежной массы. Учитывая необходимость обеспечения стабильности цен, рост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 8–11 процентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Денежно-кредитная политика – это политика государства, направленная на регулирование денежного обращения, изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и обеспечение стабильности экономики в целом. Денежно-кредитная политика бывает двух типов: кредитная экспансия, другими словами, политика «дешевых» денег или кредитная рестрикция, так называемая политика «дорогих» денег. Выделяют следующие инструменты денежно-кредитной политики: инструменты прямого и косвенного регулирования.
2. Анализируя реализацию установленных показателей денежно-кредитной политики, можно отметить, что практически все целевые показатели денежно-кредитной политики страны были выполнены. Однако в 2018 году фактическое значение составило 8,1% по сравнению с запланированным 9-12%. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %. Проведенная в 2017-2019 годах денежно-кредитная политика в Республике Беларусь существенно способствовала росту широкой денежной массы. Доля наличных денег в обращении, доля переводных депозитов физических лиц, доля переводных депозитов юридических лиц, доля срочных депозитов юридических лиц, доля ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского обращения) в национальной валюте, увеличилась. Ставки денежного рынка в 2017-2019 гг. имеют тенденцию к снижению. Проведение государством экспансионистской денежно-кредитной политики реализуется через сокращение ставки рефинансировния, что делает заимствования более дешевыми и предполагает последующее снижение ставок на депозитном рынке. Тенденция сокращения процентных ставок привела к росту требований банков к экономике Республики Беларусь.
1. Андрюшин, С. А. Денежно-кредитная политика в 2020 году: экспертные оценки / С. А. Андрюшин // Банковское дело. – 2020. – №. 1. – С. 10-19.
2. Галанов, В. А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Галанов В.А., - 2-е изд. - Москва :Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 416 с.
3. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
4. Зотович, И. Г. Методы и инструменты денежно-кредитной политики / И. Г. Зотович // E-Scio. – 2020. - № 2 (41). – С. 32-40.
5. Иохин, В. Я., Ващекина, И. В. Денежно-кредитная политика: тормоз и акселератор развития / В. Я. Иохин, И. В. Вашекина // Философия хозяйства. – 2020. – №. 2. – С. 134-151.
6. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
7. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
8. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
9. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
10. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
11. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
12. Лаптев, С. В. Денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития / С. В. Лаптев // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 1. – С. 43-49.
13. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
14. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
15. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
16. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
17. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
18. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2019_12_ot.pdf.
19. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
20. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
21. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf
22. Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
23. Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
24. Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf.
25. Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
26. Указ Президента Республики Беларусь 31.10.2019 № 402 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2020.pdf.
27. Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.
28. Фролова, А. А. Роль денежно кредитной политики в регулировании национальной экономики / А. А. Фролова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 4 (32). – С. 323-327.
29. Чернецов, С. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / С. А. Чернецов. — Москва : Магистр, 2020. — 528 с.
30. Янов, В.В. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / В.В. Янов, И.Ю. Бубнова. – М.: КноРус, 2018. – 512 c.