ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОСТАВЩИКАМИ
1.1 Роль и значение организации работы с поставщиками, планирование закупок в предприятиях торговли
1.2 Поставщики товаров, их виды и оценка, планирование поставок
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ В ГОРЕЦКОМ РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Оценка эффективности договорной работы в Горецком райпо
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ В ГОРЕЦКОМ РАЙПО
3.1 Предложения по улучшению договорной работы в Горецком райпо
3.2 Обоснование последовательности действий коммерческой службы Горецкого райпо при закупке товаров у поставщиков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В экономике страны важное значение имеют хозяйственные связи производства и торговли, с помощью которых обеспечивается конечная реализация части общественного продукта, направляемого на личное потребление
Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торговой организации, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия организации с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров. Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торговой организации связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговой организации должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.
Эффективность хозяйственных связей повышается, если специалисты, занимающиеся коммерческой деятельностью, глубоко овладевают практикой организации коммерческих операций, изучают законодательную и нормативную базу. В практической работе необходимо широко использовать методы комплексного исследования рынка, анализировать и отбирать необходимую для обоснования коммерческих решений информацию, оценивать эффективность хозяйственных связей, уровень организации оптовой и розничной торговли.
В условиях рыночной экономики устраняется излишняя регламентация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями, уступая место самостоятельному их регулированию. Всё это повышает роль договора, который является единственным правовым и экономическим документом, определяющим права обязанности сторон по поставке товаров.
Все вышеперечисленное и определило актуальность проведенного исследования в данной курсовой работе.
Курсовая работа на тему «Договорная работа организации торговли с поставщиками и ее эффективность» выполнена на примере Горецкого районного потребительского общества Могилевского облпотребсоюза.
Целью написания курсовой работы является изучение организации работы с поставщиками в Горецком райпо и разработка путей ее улучшения.
Объект исследования – Горецкое райпо.
Предмет исследования – договорная работа Горецкого райпо с поставщиками.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОСТАВЩИКАМИ
1.1 Роль и значение организации работы с поставщиками, планирование закупок в предприятиях торговли
Закупочная работа является одной из основных функций коммерческой деятельностью в торговле. Важность этой функции заключается в том, что правильно организованные закупки товаров позволяют обеспечить бесперебойное ими обеспечение и постоянное наличие товаров в торговых объектах с учетом сформированного покупательского спроса. Такой подход к управлению товарными ресурсами позволяют достигнуть прибыльной работы торговым организациям [8].
Основная задача организации работы с поставщиками в торговых предприятиях – выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса. Работа с поставщиками по организации закупок товаров является одной из наиболее ответственных функций торговых предприятий. Правильно организованные закупки способствуют удовлетворению потребительского спроса и, тем самым, позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.
В условиях рыночной экономики закупочная работа в торговых организациях коренным образом изменилась. Если ранее при существовании административно-командной экономике существовала система централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, фондовое распределение товаров, неравенство хозяйствующих субъектов, полное отсутствие самостоятельности и предприимчивости торговых работников, то в настоящее время организация работы с поставщиками товаров характеризуется рядом факторов:
- существование большого количества источников закупки (поставщиков) даже в пределах одной товарной группы;
- свобода выбора партнера по закупке товаров;
- свобода ценообразования;
- равноправие партнеров;
- конкуренция поставщиков и покупателей;
- инициатива, самостоятельность и предприимчивость при закупке товаров.
Организация работы с поставщиками по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса;
- определение потребности в товарах;
- выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ В ГОРЕЦКОМ РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
Горецкое районное потребительское общество (Общество) - добровольное объединение граждан, проживающих в Горецком районе Могилевской области и созданное в соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на основе объединения его членов (в дальнейшем именуемыми пайщиками), имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Горецкое райпо осуществляет деятельность на территории Горецкого района, а также экспортирует часть продукции в Российскую Федерацию.
Горецкое потребительское общество многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Горецкое райпо расположено по адресу: 213410, Могилевская область, г. Горки, ул. Вокзальная, 59. Организация зарегистрирована решением Могилевского областного исполнительного комитета № 25-15, от 30.09.1999 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700101382. Новая редакция устава Горецкого районного потребительского общества зарегистрирована решением Могилевского областного исполнительного комитета № 23-28 от 13 ноября 2006 г.
Основными задачами деятельности Горецкого райпо являются:
- организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
- производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
- оказание платных услуг населению;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Горецкое райпо играет важную роль в жизнедеятельности района. Эта роль выражается, прежде всего, в обслуживании сельского населения. Горецкое райпо посредством 72 магазинов, 1 киоска, 5 автомагазинов, 24 объектов общественного питания осуществляет торговую деятельность в г. Горки и 9 сельских советах.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ В ГОРЕЦКОМ РАЙПО
3.1 Предложения по улучшению договорной работы в Горецком райпо
Коммерческая служба Горецкого райпо, как правило, использует в своей работе долгосрочные договора с надежными и проверенными поставщиками. При появлении новых поставщиков договор сразу заключается на небольшой срок и небольшую пробную партию товаров с тем, чтобы обе стороны имели время более подробно друг друга изучить. Заведующие магазинами постоянно отслеживают качество поставляемых товаров.
В качестве рекомендаций по улучшению договорной работы с поставщиками Горецкое райпо можно предложить следующее:
1. Налаживать более широкие договорные связи с разнообразными производителями и оптовыми организациями.
Так как Горецкое райпо в основном сотрудничает с уже проверенными поставщиками, необходимо находить новых для расширения своего ассортимента, что позволит привлечь больше новых клиентов.
В настоящее время на потребительском рынке республики представлено большое количество поставщиков разнообразных товаров. И, конечно, каждая торговая организация постоянно сталкивается с необходимостью выбирать именно тех, работа с которыми наиболее эффективна. В основу такого выбора целесообразно положить использование отлаженной и практически реализуемой методики оценки поставщика, которая поможет выявить даже минимальное превосходство одного над другими, т.к. такой выбор – одно из наиболее ответственных решений в процессе закупок.
2. Тщательным образом изучать новых поставщиков товаров перед заключением договоров.
Это необходимо так как при заключении договора многие условия, важные для райпо, оговариваются или очень кратко в то время, как условия поставщика рассмотрены детально. Например, отдельные поставщики в договорах одним поставки предусмотрели достаточно жесткие штрафные санкции за несвоевременный возврат многооборотной тары.
Для осуществления комплексной оценки и устранения ошибок в процессе выбора поставщиков необходимо использовать рейтинговую оценку поставщиков, которая позволяет отнести поставщиков к определённому классу или категории, определить и корректировать стратегию менеджмента в отношении деловой среды торговой организации. Для формирования рейтинговой оценки наиболее применим комплексный подход, который объединяет использование формализованных зависимостей с экспертными оценками при оценке поставщика, что, в свою очередь, помогает свести недостатки аналитического и экспертного подходов к минимуму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа выполнена на тему «Организация работы с поставщиками и пути ее улучшения».
Исследования проводились на примере деятельности торговой организации - Горецкого районного потребительского общества Могилевского облпотребсоюза.
Актуальность выполненной курсовой работы объясняется тем, что для торговых организаций проведение закупочной работы относится к одной из наиболее ответственных функций торговых предприятий. Правильно организованные поставки товаров от поставщиков способствуют наиболее полному удовлетворению потребительского спроса, позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.
Горецкое потребительское общество многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Всего на 1 января 2019 г. торговая отрасль Горецкого райпо располагает 79 торговыми объектами, из которых 72 магазина общей торговой площадью 7379,0 кв.м., 1 киоск, 5 автомагазинов, 1 прицеп «Купава». По сравнению с 2016 годом общее количество магазинов не изменилось, в тоже время количество продовольственных магазинов увеличилось на 3. Среднесписочная численность работников торговой отрасли в 2019 г. составила 267 человек и уменьшилась по сравнению с 2018 г. на 24 человек. Среднесписочная численность продавцов в 2019 г., в свою очередь, составила 162 человек и уменьшилась по сравнению с 2018 г. на 17 человек.
Работа с поставщиками по организации поставки товаров в торговую сеть Горецкого райпо построена коммерческой службой райпо на основе заключаемых договоров поставки.
За 2019 год Горецкое районное потребительское общество заключило 620 договоров на поставку товаров.
Как показали проведенные в курсовой работе исследования, по товарным группам договора на поставку продукции заключены с достаточно большим количеством поставщиков:
- по цельномолочной продукции - 15;
- по мороженному- 8;
- по маслу животному-6;
- по сырам- 9;
- по маслу растительному- 6;
- по яйцам- 4.
Такой подход в коммерческой работе с поставщиками позволяет в магазинах Горецкого райпо сформировать достаточно широкий внутригрупповой ассортимент на продовольственные группы товаров.
1 Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и К, 2014. – 372 c
2 Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управления: учебник / Р.И. Бунеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 365 с.
3 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – изд. 2-е. – Минск: Высш. шк., 2014. – 288 с.
4 Дмитриченко, М.И. Управление ассортиментом товаров на торговых предприятиях современного формата / М.И. Дмитриченко // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2018. – № 4. – 75-80.
5 Егоров, В.Ф. Организация, технология и проектирование предприятий торговли: для высш. учебных заведений/В.Ф. Егоров – СПб.: Первый класс, 2018. – 415 с.
6 Лысенко, Ю.В. Экономика предприятия торговли и общественного питания: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко, Э.Х. Таипова. – СПб.: Питер, 2016. – 416 c.
7 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
8 Михалева, Е. П. Маркетинг: учебное пособие / Е.П. Михалева. – М.: ЮРАЙТ. – 2015. – 224 с.
9 Молоткова, Н.В. Основы коммерческой деятельности: учеб. пособие. / Н.В Молоткова, Г.А. Соседов. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. – 152 с.
10 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь, 08 января 2014г. № 128-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 8. – 1/931.
11 Организация коммерческой деятельности предприятия по отраслям и сферам применения: учебное пособие / Е.Н. Киселева, О.Г. Буданова. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 192 с.
12 Организация коммерческой деятельности предприятия по отраслям и сферам применения: учебное пособие / И.Н. Никулина, Н.Д. Эрнашвили, Л.Ф. Суходоева. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 319 с.
13 Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: учебник / А.С. Паламарчук. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 458 c.
14 Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2017. – 672 с.
15 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 500 с.
16 Платонов, В.Н. Организация торговли: учебник / В.Н. Платонов, Л. С. Климченя – Минск : БГЭУ, 2017. – 426 с.
17 Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. – М: ИнфраМ, 2014. – 248 с.
18 Республики Беларусь. Характеристика потребительского рынка 2017 г. Розничная торговля [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://menka.by/wp-content/files_mf/rozntorgjan_dec2015.pdf/.
19 Розничная торговля Республики Беларусь, 2019 [Электронной ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vnytrennia-torgovlya/roznichnaya-torgovlya/gra ficheskii-material-grafiki-diagrammy_4/dolya-tovarov-otechestvennogo-proizvods tva-v-roznichnom-tovarooborote/.
20 Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / А.Г. Ромина. – Минск: БГЭУ, 2014. – 317 с.
21 Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Юрист, 2014. – 659 с.