Введение
1 Теоретические основы формирования налоговых доходов республиканского бюджета
1.1 Налоговые доходы республиканского бюджета: сущность, классификация и роль в формировании его доходной части
1.2 Нормативно-правовые основы формирования налоговых доходов республиканского бюджета
1.3 Методы анализа налоговых доходов республиканского бюджета
2 Анализ налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь
2.1 Характеристика источников и объемов налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Беларусь
2.2 Анализ состава и структуры налоговых доходов республиканского бюджета
2.3 Проблемы обеспечения налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Беларусь
3 Направления увеличения налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время основной задачей государства на всех этапах его развития является обеспечение стабильности в экономике. Для этого необходимым является государственное регулирование, осуществляемое в том числе и с помощью проведения бюджетно-налоговой политики.
Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет фискальная политика государства. Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
В этих условиях устойчиво сохраняется важная роль налоговых доходов бюджета Республики Беларусь, в том числе республиканского. Значение реализуемой государством, выступающим регулятором экономической деятельности, политики в области формирования доходной части бюджета, включая налоговые поступления, очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ. Это обуславливает значимость и необходимость обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений в бюджет.
Тема налоговых доходов на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает негативное воздействие как внутренних, так и внешних факторов, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговаую политику и управлять поступлениями и доходами бюджета, в том числе – республиканского, большую часть доходов которого составляют налоговые доходы, зависит вектор развития и уровень жизни каждого человека, живущего в нашей стране, и перспективы развития всей страны в целом. Именно необходимость реализации продуманной, выверенной и обеспечивающей устойчивое развитие национальной экономики бюджетно-налоговой политики в части обеспечения налоговых доходов бюджета обуславливает актуальность представленной курсовой работы.
Объект исследования – налоговые доходы республиканского бюджета Республики Беларусь.
Предмет исследования – пути увеличения налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
1 Теоретические основы формирования налоговых доходов республиканского бюджета
1.1 Налоговые доходы республиканского бюджета: сущность, классификация и роль в формировании его доходной части
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.
Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2 / 3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета [5, c. 37].
Исполнить бюджет по доходам – это, значит, мобилизовать все предусмотренные законодательством ресурсы: налоги, сборы, неналоговые платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы.
Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Как экономическая категория доходы бюджета – это денежные отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны [9, c. 9].
Государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные и региональные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода. Все источники доходов делятся на две основные группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций; к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство [12, c. 29].
В Республике Беларусь доходы бюджета на законодательном уровне определены, согласно ст.2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд [8].
2 Анализ налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь
2.1 Характеристика источников и объемов налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Беларусь
В соответствии с решением межведомственной рабочей группы Министерством финансов Республики Беларусь разработаны направления бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2020 год с соблюдением его увязки с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития и основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Заложенный в данный документ базовый сценарий прогнозных параметров предусматривает сохранение текущей экономической политики, поддержание макроэкономической сбалансированности и финансовой устойчивости в стране, рост заработной платы, основанный на росте производительности труда.
Формирование проекта бюджета на 2020 год на основе базового сценария экономического развития нацелен на исполнение обязательства по погашению государственного долга, своевременное обеспечение в полном объеме финансирования принятых бюджетных обязательств.
При этом складывающаяся экономическая ситуация и высокий уровень долговой нагрузки на бюджет обусловили сохранение жесткой бюджетно-налоговой политики.
Доходная база бюджета на 2020 год рассчитана в условиях нарастания негативного влияния «налогового маневра», реализуемого Российской Федерацией, а также под влиянием иных факторов, в том числе внешних.
В рамках фискальных мер налоговой политики в 2020 году предусмотрены:
– индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам, на прогнозную инфляцию – 5 %;
– увеличения ставок акцизов в рамках их гармонизации в ЕАЭС (на крепкие алкогольные напитки – на 6 %; на табачные изделия – на 15 % на все ценовые группы) [1].
Бюджетная политика в 2020 году направлена на сохранение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Принимаемые меры по развитию бюджетирования, ориентированного на результаты, и далее будут направлены на увеличение программных расходов с учетом возможностей бюджета.
На рисунке 2.1 представлена обобщенная информация о запланированной на 2020 год структуре доходов республиканского бюджета Республики Беларусь и его месте в структуре доходов консолидированного бюджета страны [7].
3 Направления увеличения налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь
Проведенный анализ бюджетно-налоговой политики и налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь показывает, несмотря на наличие определенных положительных тенденций и наличие четкого курса, проводимого правительством в этой сфере, что реализуемая в Беларуси на сегодняшний день бюджетно-налоговая политика, одной из ключевых частей которых является формирование доходов республиканского бюджета и обеспечение его выполнения по налоговым доходам, имеет ряд проблем.
Рассмотрим возможные направления решения сложившихся проблем и рекомендуемые современными исследователями меры, реализация которых способна обеспечить как в целом совершенствование бюджетно-налоговой политики, так и способствовать росту налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
Так, согласно А. А. Боровскому, совершенствование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе предполагает оптимизацию расходной части бюджета и, в части регулирования налоговых поступления, включая республиканский бюджет, снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. С этой целью необходимо:
– провести конкурсное выделение бюджетных средств на инвестиции;
– отказаться от финансовой поддержки нерентабельных предприятий;
– повысить эффективность функционирования системы социальной защиты;
– разработать программы целевой помощи бедным слоям населения;
– включить в систему формирования социальных фондов доходы самих работников [5, c. 43].
Следует отказаться от предоставления индивидуальных налоговых льгот в сфере внешнеэкономической деятельности, которые не соответствуют мировой практике и снижают эффективность отечественной налоговой системы.
Д. Ю. Воробьева в своих исследованиях с целью совершенствования налогообложения и реализуемой бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь предлагает следующий комплекс мероприятий, который в среднесрочной перспективе способен повлечь рост налоговых доходов бюджета:
– следует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике, необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;
– представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет создания в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов;
Заключение
Доходы бюджета формируются за счет денежных поступлений (налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений) находящихся в распоряжении государственных органов, и являются центральным показателем бюджета, что позволяет определить сумму расходов государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровень благосостояния народа. Ключевую роль в формировании доходов бюджета играют поступления, формируемые в виде налоговых доходов республиканского бюджета, к которым относится целый ряд налогов и платежей. Формирование доходной части бюджета за счет налоговых поступлений играет ключевую роль в бюджетной политике государства, так как от величины их поступлений напрямую зависит способность государства производить расходы и обеспечивать устойчивое и поступательное развитие национальной экономики, решение возложенных на государство задач и реализацию государственных программ. Основу нормативно-правового обеспечения поступлений налоговых доходов в Республике Беларусь составляют Бюджетный Кодекс Республики Беларусь и ежегодно принимаемый в стране Закон «О республиканском бюджете» на текущий год. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2020 год» от 16.12.2019 г. № 269-З принят Палатой Представителей 27.11.2019 г. и одобрен Советом Республики 03.12.2019 г. Ключевой целью анализа налоговых доходов республиканского бюджета является анализ исполнения бюджета по доходам.
Исследование источников и объемов налоговых поступлений в республиканский бюджет показало, что доля налоговых доходов в структуре республиканского бюджета на 2020 год запланирована на уровне 81,1 % от общего объема поступлений в республиканский бюджет, причем большая часть поступлений приходится на налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления в виде акцизов.
Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь показывает, что в структуре доходов республиканского бюджета устойчивые позиции сохраняют доходы от внешнеэкономической деятельности, по налогу на добавленную стоимость и акцизы, причем по доходам от внешнеэкономической деятельности в 2019 году сформировалась тенденция их снижения, сохранение и усугубление которой наблюдается и в 2020 году.
Несмотря на поступление в запланированных объемах акцизов и налога на добавленную стоимость (налоги с оборота, которые ложатся на платежеспособный спрос населения), поступления по налогу на прибыль и дивидендам, начавшие снижаться в 2019 году, в 2020 году демонстрируют еще более низкие показатели;
1. Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» за 2010-2019 годы // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/analytical_ reports/.
2. Бекиш, А. О. Оценка налоговой системы Республики Беларусь в рейтинге Doing Buisness / А. О. Бекиш // Актуальные проблемы налоговой политики: Сборник статей XII Международной НПК молодых ученых. – М., 2020. – С. 19-23.
3. Бигеев, Р. Р. Фискальная политика и ее виды / Р. Р. Бигеев // Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – 2020. – С. 18-20.
4. Боровский, А. А. Анализ уровня конкурентоспособности налоговой системы Республики Беларусь в ЕАЭС / А. А. Боровский // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. – Минск: БГЭУ, 2020. – С. 59-69.
5. Боровский, А. А. Приоритетные направления развития налоговой системы Республики Беларусь в условиях развития интеграционных связей и налоговой конкуренции / А. А. Боровский // Право. Экономика. Психология. – 2020. – № 2. – С. 37-45.
6. Бюджет Беларуси может недополучить в 2020 году до Br4 млрд из-за пандемии и ситуации с нефтью – Минфин [Электронный ресурс] // Информационное агентство «БЕЛТА». – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/bjudzhet-belarusi-mozhet-nedopoluchit-v-2020-godu-do-br4-mlrd-iz-za-pandemii-i-situatsii-s-neftjju-401528-2020/.
7. Бюджет Республики Беларусь для граждан 2020 [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/budjet/budjet2020.pdf.
8. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 16.07.2008 г. № 412-З: в ред. Закона от 16.12.2019 г. № 268-З [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk0800412#load_text_none_1_.
9. Витютина, Т. А. Международная практика фискальной политики государства и налогового стимулирования бизнеса / Т. А. Витютина // Калужский экономический вестник. – 2020. – № 1. – С.9-13.
10. Воробьева, Д. Ю. Проблемы налоговой системы Республики Беларусь / Д. Ю. Воробьева // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако: Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 45-48.
11. Давидович, Н. Н. Сравнительный анализ налоговых реформ в ряде стран постсоветского пространства / Н. Н. Давидович // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства: Материалы I Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 82-86.
12. Канкулов, А. М. Роль денежно-кредитной и фискальной политики в механизме государственного регулирования экономики / А. М. Канкулов // Вектор экономики. – 2020. – № 7. – С. 29-34.
13. Карпухно, И. А. Фискальная политика государства / И. А. Карпухно // Вестник Института экономических исследований. – 2019. – № 4. – С. 95-103.
14. Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система Беларуси: основные этапы становления и развития / Е. Ф. Киреева // Социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси: эффективность и инновации: Материалы докладов Международной научно-практической конференции. – Витебск, 2017. – С. 28-31.
15. Киреева, Е. Ф. Стратегия реформирования общегосударственных финансов: направления развития в Беларуси / Е. Ф. Киреева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2020. – № 6. – С. 209-224.
16. Киреева, Е. Ф. Фискальная политика и ее влияние на развитие предпринимательства в Беларуси / Е. Ф. Киреева // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы XIII Международной научной конференции. – 2019. – С. 37-41.
17. Коленко, А. Г. Особенности налогово-бюджетной системы Республики Беларусь / А. Г. Коленко // Молодежь в науке и предпринимательстве: Сборник научных статей IХ международного форума молодых ученых. – Гомель, 2020. – С. 181-185.
18. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. – М.: Юрайт, 2020. – 385 с.
19. Левенков, А. С. О взаимодействии монетарной и фискальной политики в условиях перехода к режиму инфляционного таргетирования / А. С. Левенков // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: Материалы XII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 241-242.
20. Лукьянова И. А. Тестирование моделей взаимодействия налоговой и монетарной политики в Республике Беларусь / И. А. Лукьянова // Journal of Tax Reform. – 2019. – Т. 5, № 3. – С. 220-235.
21. Макроэкономика: учебник для вузов / А. С. Булатов [и др.]; под редакцией А. С. Булатова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
22. Макроэкономика: учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.]; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 477 с.
23. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://nalog.gov.by/ru/.
24. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.
25. О бюджете на 2019 год: Закон Респ. Беларусь от 30.12.2018 г. № 160-З [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_301218_160z.pdf.
26. О бюджете на 2020 год: Закон Респ. Беларусь от 16.12.2019 г. № 269-З [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_161219_269z.pdf.
27. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 31.12.2008 г. № 208: в ред. Пост. от 31.03.2016 г. № 15 [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/postmf_311208_208.pdf.
28. Пресс-релизы Министерства финансов Республики Беларусь об исполнении бюджета // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/analytical_information/.
29. Республика Беларусь – 2020: Статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доcтупа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_18023/.
30. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 283 с.
31. Романцова, М. В. Проблемы реформирования национальных налоговых систем (на примере Республики Беларусь) / М. В. Романцова // Весенние дни науки ВШЭМ: Сборник докладов Международной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. – 2018. – С. 268-271.
32. Серкебаева, Р. К. Фискальная политика как фактор эффективности использования бюджетных средств / Р. К. Серкебаева // Статистика, учет и аудит. – 2020. – № 2. – С. 223-227.
33. Структура бюджета в разрезе доходных источников [Электронный ресурс] // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://nalog.gov.by/ru/struktura-byudzheta-v-razreze-dohodnyh-istochnikov/.
34. Office Life: обзоры финансовых показателей сотовых операторов Беларуси [Электронный ресурс] // ООО «Ньюстон Медиа». – Минск, 2020. – Режим доступа: https://officelife.media/.