ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность, значение и методика анализа обеспеченности организации товарными ресурсами
1.1 Товарные ресурсы: сущность, виды и классификация
1.2 Методика анализа обеспеченности организации товарными ресурсами и факторов, определяющих их использование
2. Анализ обеспеченности торговли Гомельского ОБЛПО товарными ресурсами и эффективности их использования
2.1 Социально-экономическая характеристика Гомельского облпотребсоюза
2.2 Комплексный анализ показателей розничного товарооборота
2.3 Анализ обеспеченности торговли Гомельского филиала Гомельского ОБЛПО товарными ресурсами и эффективности их использования
3. Пути повышения эффективности использования товарных ресурсов
3.1 Направления совершенствования эффективности использования товарных ресурсов
3.2 Резервы и пути повышения эффективности использования товарных ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном маркетинге изучение ассортимента имеет особое значение. Данные исследования необходимы, прежде всего, для определения величины спроса, разработки мероприятий по оказанию должного влияния на рынок, получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности, прогнозирования развития рыночной конъюнктуры.
Товарная политика предполагает определенный курс действий производителя или наличие предвзятого принципа действия. Основой товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер, таких как формирование и управление ассортиментной политикой и поддержание конкурентоспособности продукции на требуемом уровне. Отсутствие ассортиментной политики может привести к нестабильности структуры ассортимента, так как на нее влияют случайные и преходящие факторы, теряется контроль над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью продукции.
Ассортиментная политика является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности каждой компании. Особенно это направление приобретает особое значение в нынешней ситуации перехода к рыночной экономике, когда требования потребителей к товарам по качеству и ассортименту возрастают, а все экономические показатели организации и доли рынка зависят от эффективности работы предприятия по производству продукции. Как свидетельствует мировой опыт, лидером конкурентной борьбы становится человек, который наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет способом ее реализации и способен управлять ею максимально эффективно.
К сожалению, руководители многих компаний до сих пор недостаточно понимают все преимущества эффективной ассортиментной политики, и, как следствие, одно из направлений экономического роста страны привлекает внимание к этому вопросу.
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятия, занимающиеся реализацией продукции, должны уделять внимание как товарным ресурсам, так и качеству. Товарная политика предприятия должна быть одним из основных компонентов общей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Цель работы – провести анализ обеспеченности организации товарными ресурсами и предложить мероприятия по повышению эффективности их использования.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность, значение и методику анализа обеспеченности организации товарными ресурсами.
1. Сущность, значение и методика анализа обеспеченности организации товарными ресурсами
1.1 Товарные ресурсы: сущность, виды и классификация
В деятельности торговых организаций текущие товарные ресурсы (запасы) рассматриваются, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития товарооборота, а с другой – как составная часть финансового плана и основа расчета потребности в источниках собственных и заемных средств. Поэтому нормативы текущих товарных запасов, а также их фактическое наличие должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по розничным ценам, а при планировании финансов и изучении финансового положения организации – по покупной стоимости [3, c. 76]. Нормативы текущих товарных запасов в розничных ценах следует планировать в разрезе товарных групп, товаров и по торговой организации в целом, а по покупной стоимости – только в целом по организации.
Необходимым условием наиболее полного удовлетворения потребностей населения в потребительских товарах является наличие запасов товаров в определенном количестве, структурном составе, временном и территориальном распределении. Только имея определенный запас необходимого ассортимента и высокое качество, можно обеспечить непрерывность процесса их реализации и наиболее полно удовлетворить потребности населения. Невозможно представить себе, что у нас нет товара на складе.
Факторы, влияющие на состояние товарных запасов и их оборачиваемость, можно объединить в следующие группы [21, с. 13]:
- условия производства (объем производства, размещение организаций по экономическим районам нам, специализация, расширение ассортимента товаров и др.);
- транспортные условия и организация поставок товаров (вид транспорта, формы перевозок, ритмичность поставок и др.);
- условия потребления (динамика денежных доходов, спрос на новые товары, сезонность спроса и др.);
- торговые условия (развитие материально-технической базы, размеры организаций, соотношение общей и торговой площадей, насыщенность рынка товарами и др.);
- физико-химические свойства товаров (сроки хранения, частота поставки и др.);
- уровень цен.
Розничная торговля – это, по сути, предпринимательская деятельность по обмену, связанная с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для индивидуального, семейного, бытового или группового использования.
2. Анализ обеспеченности торговли Гомельского ОБЛПО товарными ресурсами и эффективности их использования
2.1 Социально-экономическая характеристика Гомельского облпотребсоюза
Потребительская кооперация – хозяйственная система универсального типа, представляющая собой крупную многоотраслевую организацию [13]. Потребительская кооперация объединяет около 15 отраслей и направлений деятельности, в том числе торговые услуги (75%), закупка сельскохозяйственного сырья (5%), промышленная переработка (7%), транспортные услуги (2%), строительство, пушное звероводство, страхование, развитие людских ресурсов и научно-исследовательская работа. Основной целью потребительской кооперации являются торговые услуги для сельского населения. Розничная торговля по-прежнему является основным сектором торговли, на который приходится более 30% населения страны [12].
Современное развитие розничной торговли определяется, прежде всего, совершенствованием организации торгово-технологических процессов, появлением новых эффективных форм и методов реализации товаров, активным ростом торговых площадей, формированием и развитием крупных торговых сетей, что неизбежно приводит к качественным изменениям в предоставлении торговых услуг. Все эти факторы влияют на изменение инфраструктуры потребительского рынка в сторону усиления позиций более организованной сферы услуг [12].
Эффективная деятельность торговых организаций должна основываться на предоставлении качественных услуг потребителям в процессе реализации товаров. Высокая социальная ответственность предприятий розничной торговли заключается как в их способности контролировать качество продаваемых товаров, так и в их способности обеспечивать высокий стандарт качества торговых услуг, что является их конкурентным преимуществом. Качество современных услуг основано на взаимодействии потребителя с товарами (услугами) и измеряется в соответствии с удовлетворением требований и пожеланий потребителя. Большинство торговых организаций в системе потребительской кооперации Республики Беларусь характеризуется использованием стандартного уровня обслуживания с минимальным учетом пожеланий потребителей [7]. Поэтому в настоящее время актуальным является изучение качества торговых услуг в торговых предприятиях системы потребительской кооперации.
Гомельский областной союз потребительских обществ был образован в 1938 году, после утверждения Постановлением ЦИК БССР об образовании в республике 5 областей: Минской, Витебской, Могилевской, Гомельской, Полесской.
3. Пути повышения эффективности использования товарных ресурсов
3.1 Направления совершенствования эффективности использования товарных ресурсов
Основываясь на анализе ассортиментной политики предприятия Гомельского облпотребсоюза, мы можем предложить следующие пути совершенствования ассортиментной политики предприятия
1. совершенствование системы анализа ассортиментной политики предприятия Гомельского облпотребсоюза товаров народного потребления.
2. внедрение группы нового ассортимента продукции.
3. внедрение информационных технологий для расширения ассортимента продукции.
В соответствии с первым направлением В качестве основного направления комплектации ассортиментной политики предприятия предлагается внедрить в практику анализа и оценки ассортимента продукции Гомельского облпотребсоюза методы ассортиментного анализа ABC и XYZ.
АВС-анализ – это метод, позволяющий классифицировать управленческие ресурсы предприятия по их значимости; обеспечив управление 20% должностей, можно управлять 80% системы, в том числе запасами сырья и комплектующих, ассортиментом продукции предприятия, заказчиками и т.д.
Использование совмещенного оборотно-стоимостного и вариационного анализов позволит:
- повысить эффективность системы управления товарными ресурсами;
- повысить долю высоко прибыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
- выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров, хранящихся на складе;
- перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.
И это далеко не полный перечень преимуществ, которые реализуются благодаря использованию описанного совмещенного метода.
Во втором направлении. Представляем новую ассортиментную группу
На основе анализа ABC и XYZ в главе 2, мы предлагаем сократить ассортимент продукции, которая относится к группе С, и ввести новую ассортиментную группу. Это позволит увеличить выручку компании за счет оптимизации ассортимента.
Таким образом, предлагается сократить ассортимент средств индивидуальной защиты до одного-трех наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно Закону Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» [20], основным хозяйствующим субъектом потребительской кооперации является потребительское общество, главной функцией которого является наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса обслуживаемого населения на товары и услуги при высокой культуре организации продажи товаров и услуг.
Для выполнения этой важнейшей задачи каждое общество потребителей должно иметь определенный запас, в котором сосредоточено почти 90% ликвидных активов, который по своему количеству и структуре соответствовал бы платежеспособному спросу населения, тем самым позволяя покупателю выбрать и приобрести необходимый товар в наименьшие сроки и по наименьшей цене. с минимальными затратами времени и средств. При этом запасы должны быть минимизированы, а затраты на их формирование и использование - сведены к минимуму.
Оптимальная ассортиментная политика может быть определена как комплекс мероприятий по формированию продуктового портфеля на основе постоянного аудита внешней среды, модификации стратегии развития предприятия и жизненного цикла товара. При применении этих мер могут учитываться как возможности предприятия, так и существующие угрозы для него. Планирование эффективного, результативного и оптимального потребительского портфеля – это непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всего жизненного цикла продукта, с момента рождения концепции его создания до выхода из продуктовой программы.
Реализация ассортиментной политики и ее содержание в данном случае зависит от деятельности предприятия, производимой продукции, конъюнктуры рынка, тенденций развития и др. В комплексном подходе к стратегическому планированию маркетинга ассортиментной политики предприятия, содержание становится комплексным и включает в себя анализ рынка, анализ тенденций развития отраслей, планирование перспектив развития продукции, реализацию политики развития и ценообразования. Эффективность реализации ассортиментной политики предприятия в этом случае зависит от потребительского спроса и его сбалансированности на конкретном рынке и его сегментах.
Метод оценки ассортиментной политики используется для определения текущего состояния предприятия и результатов реализации ассортиментной политики. Результаты оценки используются для формулирования новой ассортиментной политики или изменения существующей ассортиментной политики. Поэтому для объективной оценки ассортиментной политики компании рекомендуется использовать сразу несколько методов.
1. Бондаренко, В.А. Формирование торгового ассортимента: теоретический аспект / В.А. Бондаренко // Концепт. –2017. – № 16. – С. 22-28.
2. Боровкова, Е.Е. Проблемы формирования ассортиментной политики предприятий розничной торговли / Е.Е. Боровкова // Концент. – 2017. – № 6. – С. 11-16.
3. Вострикова А.А. Экономика торговой организации: Учеб. пособие — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дана, 2018. – 594с.
4. Домбровская, Е.Н. Особенности формирования учетно-аналитической системы на государственных предприятиях / Е.Н. Домбровская // Вектор науки ТГУ. – 2018. – № 3(13). – С. 71-78.
5. Ильенкова, К.М. Управление ассортиментной политикой компании: традиционный подход и категорийный менеджмент // Экономическая наука современной России, 2019. – № 4. – С. 136-152.
6. Киреева, Н. С. Сокращение товарных потерь на складе: проблемы и перспективы / Н.С. Киреева, О. Трофимова // Логистика. – 2018. – № 2. – С. 18-22.
7. Концепция развития потребительской кооперации на 2016-2020 годы, утверждена постановлением Правления Белкоопсоюза от 29 февраля 2016 № 47 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО »ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. Манина, С. В. Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров / С. В. Манина // Планово-экономический отдел. – 2019. – № 7. – С. 24-32.
9. Месяц И.В., Горелова И.Е. Особенности формирования собственных товарных ресурсов в системе потребительской кооперации, 2017. – С. 163-168.
10. Некоторые проблемы в управлении запасами большого ассортимента // Товаровед & торговля. – 2016. – № 3 (март). – С. 21-26.
11. Нефедов, А.В. Особенности обеспечения товарными ресурсами предприятия розничной торговли, 2020. – №8. – С.120-122.
12. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 8 января 2014 г. №128-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 25 февраля 2002 года №93-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. Полунина О.С., Лапшин В.Ю. Категорийный менеджмент в системе управления ассортиментной политикой предприятия, 2017. – С. 444-450.
15. Попова, Т.Д. Отраслевые особенности управления качеством продукции, товаров и услуг: монография/Т.Д. Попова. – Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2019. –124 с.
16. Розничная и оптовая торговля Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет – Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – 157 с.
17. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности : учебник для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования по экономическим специальностям / Г. В. Савицкая. – 4-е изд. – Минск : РИПО, 2016. – 373 с.
18. Система управления товародвижением GESTORI Pro [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fit.ru/solutions/software/gestori/.
19. Слепич, М. Торговля и общественное питание / М. Слепич // Юрист. – 2018. – № 1. – С. 15-17.
20. Толмачев, К. Изменение схем цепей поставок и подхов к управлению товарными запасами из-за обязательной маркировки товаров / К. Толмачёв, А. Волочков // Логистика. – 2020. – № 2. – С. 21-25.
21. Фридман А.М. Экономика торговой деятельности потребительского общества: Учебное пособие – издательство Воронежского университета, 2019. – С. 84.
22. Фридман, А. М. Экономика организации : учебник / А.М. Фридман. – М.: РИОР : ИНФРА-М, 2019. – 239.с.
23. Шрайбфедер, Д. Эффективное управление запасами : пер. с англ. / Д. Шрайбфедер – 2-е изд. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2016. – 304 с.
24. Юлдашева О.У., Халиков Г.В., Цой А.В. Покупатель будущего, новые модели потребления и сотворчество ценности: контуры маркетинга 4.0 // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, 2018. – № 2. – C. 90-106.