ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Сущность и понятие внешнеэкономической деятельности
1.2 Роль стратегического планирования в управлении внешнеэкономической деятельностью
1.3 Методы и инструменты стратегического планирования внешнеэкономической деятельности
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов»
2.2 Анализ стратегического планирования внешнеэкономической деятельности УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов»
2.3 Анализ внешних рынков УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика предписывает производителям сырья особые условия, при которых производственные отношения основываются на принципах законов стоимости, спроса и предложения. Основная цель товаропроизводителя - получение максимально возможной прибыли от хозяйственной деятельности, которая напрямую связана с эффективностью производства.
В условиях социально-экономического кризиса в Республике Беларусь подавляющее большинство отечественных компаний испытывают значительные финансовые трудности. Низкая платежеспособность, растущая задолженность, задержки с выплатой заработной платы сотрудникам - эти и другие негативные явления экономики являются результатом воздействия на компании ряда внешних факторов, требующих серьезных действий. Не менее сильно на компании влияют многие другие факторы: неподготовленность менеджмента к работе в рыночных условиях, неспособность менеджеров компании адаптировать производство к требованиям рынка, плохое бизнес-планирование, пренебрежение к организации маркетинга и обширное обоснование решений. Чтобы компания достигла максимальной прибыли и была достаточно успешной, ей необходимо разработать меры по повышению эффективности своей деятельности.
В современном мире стратегия - ключ к успеху любой компании на рынке. Понятие «стратегия» стало одним из управленческих терминов в 1950-х годах, когда проблема реагирования на неожиданные изменения внешней среды стала очень важной. По сути, стратегия состоит из ряда правил принятия решений, которые организация использует для управления своей деятельностью.
Стратегия - это общая программа действий, которая определяет приоритеты проблем и ресурсов для достижения ключевой цели. Она формирует основные цели и основные способы их достижения, давая организации единое направление движения.
Стратегия - это подробный, широкий и всеобъемлющий план, предназначенный для обеспечения достижения миссии и целей организации. Большая часть стратегии формулируется и разрабатывается руководством. Однако реализация предполагает участие всех уровней управления.
Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения всей компании, а не конкретного человека. Стратегический план должен быть подкреплен обширными исследованиями и доказательствами. Чтобы быть эффективной в современном деловом мире, компания должна постоянно собирать и анализировать разнообразную информацию об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает компании безопасность, индивидуальность, что позволяет привлекать определенные типы работников и в то же время не привлекать другие типы работников.
ГЛАВА 1 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Сущность и понятие внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это отрасль хозяйственной деятельности, которая осуществляется в производственной, научно - технической сфере, экспорте, импорте товара и выходе предприятий на международный рынок сбыта.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на государственном уровне, так и на уровне отдельных экономических единиц.
Основные формы внешнеэкономической деятельности:
- государственное регулирование внешнеэкономической деятельности;
- внешнеэкономическая деятельность компании, организации;
- международная производственная кооперация.
Государственное регулирование внешней торговли является неотъемлемой частью экономической политики государства.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - это комплекс экономических, правовых и административных мер государства, которые представлены его органами, с целью создания благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов внешней торговли и их экономической поддержки и правовой защиты в стране и за рубежом.
Данные меры направлены на совершенствование механизма экспортных операций по продаже товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, готовой продукции на международных рынках, а также поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение экономической безопасности на национальном уровне [20, c. 67].
Компания является независимым субъектом, который производит и продает свою продукцию, а также оказывает услуги.
Внешнеэкономическая деятельность компании - это сфера деятельности, направленная на расширение внешних границ для реализации своих товаров.
Осуществление внешнеэкономической деятельности компании основывается на заключении контрактов с иностранными подрядчиками.
Развитие внешнеэкономической деятельности позволяет компании расширять рынок сбыта и иметь свободу выбора при реализации производственных задач.
Внешнеэкономическая деятельность компании осуществляется в форме обмена товарами или услугами за соответствующее вознаграждение [6, c. 64].
В спектр услуг по осуществлению ВЭД входят следующие виды деятельности:
- исследование внутреннего рынка, состояния, в которое будут ввозиться товары;
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов»
История создания предприятия идет с декабря 1944 года, когда Совет Министров БССР принял постановление о начале строительства в городе Борисове мелькомбината №18 на территории базы «Заготзерно». К 1947 году были введены в эксплуатацию мельница производительностью 65 тонн в сутки для переработки пшеницы и ржи, первые корпуса элеватора, лаборатория, вспомогательные цеха, склады.
Унитарное предприятие «Борисовский комбинат хлебопродуктов» открытого акционерного общества «Минскоблхлебопродукт» создано на основании решения собрания акционеров ОАО «Минскоблхлебопродукт» от 28.01.2001 года № 54.
В марте 2002 года комбинатом были созданы три закрытых акционерных общества, специализирующихся на производстве свинины:
- на базе колхоза «Коммунар» Березинского района - ЗАО «Клевица»;
- на базе колхоза «10 Съезд Советов» Червеньского района - ЗАО «Турец»;
- на базе колхоза «Красный Октябрь» Крупского района - ЗАО «Хотюхово».
Уставный фонд ЗАО распределен следующим образом: 70% принадлежит комбинату, 30% - хозяйствам.
В декабре 2003 года в состав комбината был включен свиноводческий комплекс РУПППС «Логойское» Логойского района (в последующем переименованный в «Беланы), а в августе 2005 года - комплекс РУПППС «Долгиново» Вилейского района.
В июне 2006 к ОАО «Минскоблхлебопродукт» было присоединено ОАО «Боримак», реформированное, как убыточная и неплатежеспособная организация. В свою очередь ОАО «Минскоблхлебопродукт» передало имущество ОАО «Боримак» УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» на праве хозяйственного ведения.
В июне 2009 года к ОАО «Минскоблхлебопродукт» был присоединен СПК «Большие Новоселки», с последующей передачей имущества «Большие Новоселки» на праве хозяйственного ведения УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов».
В 2015 году к предприятию были присоединены два хлебоприемных предприятия и образованы филиалы: филиал «Столбцовское хлебоприемное предприятие» и филиал «Городейское хлебоприемное предприятие» УП «Борисовский КХП».
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»
Для планирования маркетинговой деятельности УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» на рынке вне СНГ наиболее подходящей является стратегия проникновения, так как перед предприятием стоят цели завоевания дополнительной доли рынка и увеличения объема продаж.
Предприятие не в силах сразу завоевать большую долю рынка, поскольку, во-первых, рынок представлен сильными иностранными конкурентами, у которых очень большие финансовые и производственные возможности, а во-вторых, у предприятия нет пока для этого достаточных ресурсов.
Результаты анализа рынков вне СНГ специалистами отдела маркетинга УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» показали, что в ближайшей перспективе реально увеличить долю рынка всего на 5%.
Анализ маркетинговой деятельности показал, что предприятие почти не применяет методы продвижения своей продукции на рынок вне СНГ. Единственным методом продвижения является участие в выставках и ярмарках.
Для продвижения товаров на рынки вне СНГ УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» предлагается активизировать маркетинговую деятельность в Интернете.
У предприятия есть свой Интернет-сайт, однако его ресурс используется недостаточно эффективно для продвижения продукции на рынках вне СНГ.
В рамках исследования был проведен анализ индекса цитирования Яндекс и Google PageRank. Анализ индекса цитирования позволил определить ссылочную популярность сайта УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов», которая показывает количество сайтов, ссылающихся на сайт предприятия. Ссылочная популярность равна 600. Однако подавляющее большинство сайтов, дающих ссылку на сайт исследуемого предприятия, являются русскоязычными. PageRank - это числовая величина, характеризующая «важность» страницы в Google. Чем больше ссылок на страницу, тем она становится «важнее». Шкала PageRank может изменяться от 0 до 10. PageRank сайта УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» равен 4. PageRank от 4 до 5 свидетельствует о средней «раскрученности» сайта.
Для активизации маркетинговой деятельности в сети Интернет УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» предлагается распространение пресс-релизов и повышение ссылочной популярности.
Одним из наиболее надежных и быстрых способов улучшения ссылочной популярности сайта является его регистрация в хорошо ранжируемых каталогах. Многие из них платные, поэтому необходимо оценить целесообразность регистрации сайта в данных директориях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» представляет собой крупное по площади и многопрофильное по специализации производство. Основным видом деятельности предприятия является производство комбикормов и мукомольно-крупяное производство.
Виды деятельности, осуществляемые УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» определены Уставом предприятия.
Деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, осуществляется после получения соответствующей лицензии.
В данной организации стратегическим планированием деятельности занимается генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике и управление стратегического и текущего планирования.
Имеется план производства, который составляется на месяц и еженедельно корректируется в силу характерных изменений в данной сфере деятельности (изменение заказов, отмена или же появление новых заказов).
Стратегическое планирование в организации так же осуществляется на один год, в силу нестабильности экономической ситуации в стране и динамичности развития данной отрасли. При этом стратегическое планирование в данной организации подразумевает лишь постановку желаемых целей, без проведения фундаментального маркетингового исследования, или проведения какого-либо анализа стратеги
Процесс планирования в организации подразумевает установление сначала главных целей, достижение которых возможно при помощи достижения так называемых подцелей. Соответственно, после установления основных целей, организация устанавливает подцели, которые в свою очередь определяют ежедневные задачи для всей организации.
Рынок сбыта продукции УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» можно сегментировать по географическому принципу:
- внутренний рынок (Республика Беларусь);
- рынок стран ближнего зарубежья.
Продукция, выпускаемая УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов», реализуется как на внутреннем рынке республики, так и на рынке ближнего зарубежья. Реализация макаронных изделий осуществляется на внутреннем рынке во всех регионах республики.
Основные потребители - торговые организации Министерства торговли и Белкоопсоюза, чему во многом способствовало государственное регулирование.
На протяжении последних лет на УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» использовалась стратегия активного роста путем реализации инвестиционных проектов и присоединения сельскохозяйственных и заготовительных предприятий.
1. Агафонов, В.А. Стратегический менеджмент: модели и процедуры: монография / В. А. Агафонов. - Москва: Инфра-М, 2017. - 274 с.
2. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент / Р.И. Акмаева. - М.: Русайнс, 2016. - 189 c.
3. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 254 c.
4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л.Е. Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 80 c.
5. Веснин, Р.В. Стратегическое управление: учебник / В. Р. Веснин. - Москва: Проспект, 2018. - 327 с.
6. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: Форум, 2016. - 240 c.
7. Володина, О.А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. - М.: Academia, 2019. - 446 c.
8. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 c.
9. Грант, Р. Современный стратегический анализ / Роберт Грант. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 670 с.
10. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2019. - 448 c.
11. Дамодаран, А. Стратегический риск-менеджмент: принципы и методики / А. Дамодаран. - М.: Вильямс И.Д., 2017. - 496 c.
12. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент: учебник / А. П. Егоршин, И. В. Гуськова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: Инфра-М, 2017. - 288 с.
13. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: Магистр, Инфра-М, 2015. - 524 с.
14. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебник / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2015. - 375 c.
15. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 132 c.
16. Крымов, С.М. Стратегический менеджмент / С.М. Крымов. - М.: Academia, 2017. - 48 c.
17. Петров С.В., Стрелкова О.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий // Компетентность. - 2019. - №9-10. - С. 31-35.
18. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер. - 6-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. - 452 с.
19. Рейнор, Майкл Е. Стратегический парадокс / Майкл Е. Рейнор. - Москва: Юрайт, 2016. - 394 с.
20. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: учебник / М.Н. Сидоров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 145 c.
21. Томпсон, А.А., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж.Ш. Стрикленд - М.: Вильямс, 2015. - 691 с.
22. УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Минскоблхлебопродукт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uladar.by/.
23. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: учебник / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c.
24. Хасанова А.Ш. К вопросу о внешнеэкономической деятельности российских предприятий / А.Ш. Хасанова, Л.Б. Габбасова, М.И. Хасанов, Л.И. Фатыхова // ВЭПС. - 2018. - №4. - С. 298-302.
25. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. И. Шилков. - Москва: Форум, 2015. - 302 с.