ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Цели и задачи образовательного туризма
1.2 Туризм как образовательный процесс
2. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
2.1 Основные понятия теории межкультурной коммуникации в туристической деятельности
2.2 Алгоритм создания программ образовательного туризма в рамках теории межкультурной коммуникации
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
3.1 Характеристика предлагаемых образовательных туристических программ
3.2 Разработка правил проживания/обучения белорусов в стране обучения с позиций теории межкультурной коммуникации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образовательный туризм продолжает традицию отечественного образования, что создает необходимость межкультурного подхода к его целям и организации. Данный вид туризма является важной составляющей социокультурной деятельности современного общества, позволяя при этом совмещать туризм с обучением.
Образовательный молодежный туризм активно набирает популярность в настоящее время. Рост числа путешествий молодых людей положительно влияет на развитие государств, поскольку молодежь привносит активные социальные и экономические изменения в места пребывания.
Образовательный туризм возникает на пересечении процесса образования и туризма, что в свою очередь определяет его зависимость от развития этих секторов экономики и запросов потребителей. Современный образовательный туризм рассматривается наукой как интегративный продукт, включающий образовательную основу в контексте туристской инфраструктуры и, собственно туристскую составляющую.
В качестве инновационного метода образовательный туризм концентрирует, а зачастую и пробуждает познавательную активность потребителей, побуждает их к самостоятельной творческой работе, инициативности, прививает умения и навыки самообразования и т.д. Тем самым обеспечивая качественную подготовку специалистов, способных к эффективной социальной самореализации.
Образовательный туризм главным образом популярен среди молодежи, а на данный момент молодежный туризм является самым быстрорастущим видом туризма в мире. Одним из главных положительных эффектов от туризма молодых людей является привлечение дополнительно целевой аудитории благодаря активным коммуникациям и развитию информационных технологий. Одно из самых глобальных влияний образовательного молодежного туризма состоит в том, что молодые туристы являются кадровым потенциалом с высоким качеством образования, что позволяет передавать опыт в различных сферах деятельности между странами.
Спектр услуг в области образовательного туризма расширяется с каждым годом: крупные компании предлагают направления образовательных туров в различные зарубежные университеты сроком от нескольких недель до двух лет, языковые курсы, летние школы. Глобализация и повышение образовательной мобильности заставляет студентов и абитуриентов задуматься о собственном уровне образованности, являющимся основным конкурентным преимуществом на рынке труда.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Цели и задачи образовательного туризма
Одним из врожденных свойств человека считается стремление путешествовать и менять места пребывания. При этом туристы руководствуются различными целями: путешествия ради приключений, деловые цели, рекреационные, поездки ради лечения, научные и другие цели [11, c. 97].
На сегодняшний день туризм – массовое социально-экономическое явление международного масштаба. Путешествия в настоящее время – характерная черта образа любого успешного человека, многие связывают туризм с внутренним развитием и расширением границ кругозора. С экономической стороны туризм – это особый вид потребления материальных благ, товаров и услуг, который специалисты выделяют в отдельную отрасль экономики. Данная отрасль обеспечивает туристов объектами размещения, транспортными средствами, предприятиями питания, развлекательными услугами и т.д. На сегодняшний день для большинства стран туризм стал важной статьей поступлений в государственный бюджет, он также входит в список наиболее перспективных отраслей национальной экономики [8, c. 43].
Относительно образовательного туризма в научной литературе не выработано единого определения данного термина. В то же время, не сформирован терминологический аппарат. Рассмотрим подробнее понятия «тур», «туристический продукт», «образовательный продукт», которые составляют основу понимания туризма в целом, и образовательного туризма в частности.
Тур – сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие [10, с. 64].
В свою очередь, туристский продукт трактуется как: комплекс услуг по перевозке, размещению, а также иных услуг (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта [8, с. 37].
2. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
2.1 Основные понятия теории межкультурной коммуникации в туристической деятельности
Туризм сегодня является неотъемлемой частью нашей жизни: путешествия, перемещения людей в различных целях из страны в страну, общение с иными культурами, познание других религий, социальных законов и этнических особенностей – все это является одной из отличительных черт развития современного общества в эпоху глобализации.
Туризм – это не только способ развлечения и проведение досуга, это значимый социальный процесс, трансформировавшийся в массовую коммуникативную практику. Межкультурная коммуникация не только включает в себя объединение участников межкультурного процесса, но и опосредованно знакомит их с особенностью различных институтов культур, к которым принадлежат коммуникаторы. Межкультурный туризм имеет несколько большее предназначение: его цель – знакомство с иной природой, с различными культурными этносами, этносоциальной и культурной реальностью [8, c. 73].
Главные составляющие внешней среды, которые влияют на содержание коммуникаций, это социокультурные взаимодействия между индивидуумами, т. е. взаимодействие и переплетение социокультурных действий между разными лицами. Социокультурное взаимодействие происходит на символическом уровне, как бы обуславливая поведение людей. Очень важно для понимания другого человека следующее: необходимость понимания и знания смысла, которым он наделяет свои и не свои действия. Межкультурная коммуникация в туризме несколько отличается от классического представления путешествия. В этом взаимодействии можно выделить несколько иные аспекты, а именно: познавательный, гуманистический, ценностный, эстетический, потребительский [5, c. 37].
Познавательный аспект предполагает наличие информации о знаковых моментах истории интересующего объекта. Ценностный аспект представлен сравнением всех господствующих идеалов, традиций, быта, нравов в охватываемых культурах. Гуманистический же выделяет отображения образа «чужого и своего», т. е. врага при непосредственном контакте носителя другой культуры. Потребительский аспект существует как различие между путешествием и туризмом. Сотрудничество между культурами в XXI в. должно быть основано на политике сотрудничества друг с другом.
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
3.1 Характеристика предлагаемых образовательных туристических программ
Образовательные туристические программы, предлагаемы Министерством образования Республики Беларусь реализуются в рамках международного сотрудничества. Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется на основе международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между учреждением образования Республики Беларусь (иной организацией системы образования Республики Беларусь) и организацией иностранного государства (международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь), международных и национальных проектов и программ в сфере образования.
Согласно действующему законодательству Республики Беларусь, университеты имеют право самостоятельно заключать международные договоры (соглашения) с зарубежными образовательными учреждениями, без соответствующего разрешения вышестоящей организации. Руководитель структурного подразделения, инициирующий заключение договора о международном сотрудничестве, оформляет служебную записку на имя ректора университета с обоснованием целесообразности заключения договора
По данным сайта министерства образования в настоящее время действуют межправительственные договоры в сфере образования с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Туркменистаном. В соответствии с указанными международными договорами предусмотрен эквивалентный обмен обучающимися за счет средств бюджета государств-сторон [19].
Так, согласно Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области высшего и послевузовского образования от 10 июня 2009 г. стороны осуществляют эквивалентный обмен обучающимися:
- бакалавриат – 3 места;
- магистратура – 2 места;
- аспирантура, докторантура – 1 место.
Также, на сайте размещена информация о том, что управление ООН по вопросам космического пространства приглашает принять участие в конкурсе на получение стипендии для обучения в г. Турине (Италия) по проблематике глобальных навигационных спутниковых систем и сопутствующих приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сегодня туризм представляет собой огромную сферу человеческой деятельности, связанную в том числе и с процессами познания. Появление образовательного туризма представляется вполне закономерным, так как интерес и потребность в образовании существовали всегда. Однако, несмотря на широкий спектр существующих исследований в области образовательного туризма, на данный момент не существует единого представления о данном концепте.
Образовательный туризм можно рассматривать как вид туризма, основанный на туристическом спросе, связанном с туристическими потребностями в быстром и продуктивном обучении в различных сферах, в познании других государств и получении необходимых знаний для развития личности. Образовательный туризм в наши дни в основном проходит в рамках культурного обмена. Использование образовательных туров проходит либо в маленьких группах, либо в индивидуальном порядке.
Туристическая деятельность была бы невозможна без сохранения уникальности и оригинальности различных культур и их представителей, поскольку любая кросскультурная коммуникация способствует насыщению и обогащению культур. Очень важно, чтобы турист успешно адаптировался в конкретной стране. Конечно, уровень и качество межкультурного общения будут зависеть от внешней и внутренней среды в стране пребывания. К наиболее важным факторам этого процесса относятся общий уровень культуры и образования коммуникантов в целом, а также знание языка страны пребывания.
Умение вести диалог в рамках межкультурной коммуникации является важной составляющей частью образовательного туризма, так как потребители образовательных и туристических услуг ожидают от образовательного тура, что их культурная специфика будет адекватно воспринята принимающей стороной. Необходимо отметить, что это непосредственно сказывается и на качестве образовательно-туристской услуги. При этом межкультурная коммуникация является значимым средством достижения взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных культур и инструментом формирования среды, благоприятной для международного сотрудничества. Алгоритм создания образовательных туров подчиняется алгоритмам разработки все туристических продуктов.
1. Гельман В.Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма // Вестник НАТ. 2009. – №1 (9). – С. 48-50.
2. Гончарова, Л.М. Иноязычная лексика в туризме: мода или необходимость? / Л.М. Гончарова // Русская речь. - 2011. - № 5. - С. 57-62.
3. Горлова И.И. Образовательный туризм в современной России: сущность и специфика//Культурно-познавательный туризм юга России как стратегический ресурс укрепления российской государственности, № 1. – 2015. – С. 18-24.
4. Гостева Л.Ф., Середа Н.Д. Туризм как форма и способ межкультурной коммуникации / География и туризм. – Пермь, 2008. – 264 с.
5. Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации : [учеб. пособие] / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд во Урал. ун-та, 2015. — 124 с.
6. Гусейнова, А.Г. Сущность понятия «образовательный туризм» и его основные функции / А.Г. Гусейнова // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2015. – Т. 9. – № 4. – С. 64-69.
7. Данилова, Л.С. Оценка развития рынка образовательного туризма / Л.С. Данилова // Известия ИГЭА. -2010. – №3 (71) – С.85-88.
8. Дурович, А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
9. Журавлева, Л.В. Образовательный продукт: понятие и ценность / Л.В. Журавлева // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 321. – С. 159-163.
10. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.
11. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 129 с.
12. Ковалёва А.Н. Педагогический потенциал образовательного туризма в системе непрерывного образования человека: автореф. дис. …канд. пед. н.. В. Новгород, ФГБОУ ВПО Новгородский гос. ун-т имени Ярослава Мудрого, 2013. – 29 с.
13. Кузнецова, О.И. Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности / О.И. Кузнецова, А.Ю. Фодаря // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 32. – С. 60-67.
14. Кусков, А.С. Основы туризма: учебник / А.С. Кусков. Ю.А. Джаладян– 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.
15. Лебедев, А.Р. Образовательный туризм как экономическая категория / А.Р. Лебедев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. – 2012. – № 6. – С. 1-5.
16. Лунин Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис. … канд. эконом. наук. СПб, 2009. – 23 с.
17. Материалы I Международной научно-практической конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» (14–16 февраля 2018 г., Москва): Cборник материалов / Отв. ред. Н.Г. Брагина, А.Г. Жукова. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. – 322 с.
18. Международные рекомендации по статистике туризма // Организация объединенных наций [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesm/SeriesM_83rev1r.pdf.
19. Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс] режим доступа: https://edu.gov.by/
20. Официальный сайт образовательной компании «Study.by» [Электронный ресурс] режим доступа: https://study.by/
21. Официальный сайт туристического предприятия «Альбитур» [Электронный ресурс] режим доступа: http://albitour.by/
22. Официальный сайт туристического предприятия «Селант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа: https://turs.by/.
23. Погодина, В.Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся / В.Л. Погодина // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 112. – С. 59-68.
24. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей// Проблема современной экономики/ Материалы IV Международной научной конференции. – 2013. - № 6. – С. 139-143.
25. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие. – М.: КИОРУС, 2014. – 254 с.
26. Соломин В.П. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России / В.П. Соломин, В.Л. Погодина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– 2007. – №8 (30). – С. 96-112.