ВВЕДЕНИЕ
1 МОДЕЛИ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И ИМПОРТА
2 ПОЛИТИКА ПРОТЕКЦИОНИЗМА: ЦЕЛИ, ФОРМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ
2.1 Понятие политики протекционизма
2.2 Последствия политики протекционизма
3 ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ОТ ИМПОРТА
3.1 Сущность политики импортозамещения
3.2 Особенности политики импортозамещения в Республике Беларусь
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В контексте глобализации и морового финансово-экономического кризиса реализация политики импортозамещения становится необходимой и неизбежной мерой для стран со слабой экономикой, поскольку они должны обеспечивать свою экономическую безопасность и сохранить экономическую независимость.
В то же время импортозамещение как самоцель в открытой экономике невозможна, так как невозможно и неэффективно перейти к автаркии и изоляции государства.
Импортозамещение является одним из компонентов экономической политики страны, грамотная реализация которой позволит не только сократить импорт, но и в то же время высвободить валютные средства и стабилизировать наиболее важные экономические показатели. Но с помощью стимулов для отечественного производителя можно выйти на внешние рынки с конкурентоспособными продуктами без ущерба для права выбирать потребителя, сохраняя экономическую эффективность проектов импортозамещения и целесообразность их финансирования.
В политике импортозамещения ставится задача разработать свою национальную модель и создать систему стимулирования, которая может поддерживать отечественное производство импортозамещающих продуктов, одновременно стимулируя ее экспорт.
В Беларуси, стране с малой открытой экономикой, импорт доминирует во многих товарах, превосходя экспорт по удельному весу во внешнеторговом обороте и темпам роста.
В этой связи страна провела экономические реформы, которые дали положительные результаты в результатах развития отечественного производства.
В то же время, несмотря на важную роль политики импортозамещения в функционировании белорусской экономики, в этой области есть проблемы, препятствующие развитию отечественного производства (низкая диверсификация торговых партнеров во внешней торговле, отсутствие резервов производственных мощностей для гибкого реагирования на меняющиеся глобальные рыночные условия, сохранение чрезмерной экономической зависимости от внешнего энергоснабжения, сырья и материалов, несвоевременное выполнение проектов импортозамещения по срокам и деятельность, связанная с низкой эффективностью).
1 МОДЕЛИ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И ИМПОРТА
Развитие экономики любой страны отражает ее экономический рост. Роль экономического роста в условиях открытой экономики представляется не столь положительной, как в условиях замкнутого хозяйства. С одной стороны, более быстрый рост отечественной экономики может означать расширение экспортных возможностей, с другой - он может привести к опережающему росту импорта. Аналогично более быстрый рост внешней экономики может создавать дополнительный спрос на отечественный импорт или создавать конкуренцию отечественному экспорту. Кроме того, экономический рост всегда носит неравномерный характер вследствие технического прогресса и опережающего предложения некоторых факторов производства. Поэтому экономический рост с точки зрения его воздействия на международную торговлю принято классифицировать на нейтральный, экспорторасширяющий (экспортоориентированный) и импортозамещающий.
Импортозамещающий экономический рост означает рост национальной экономики за счет опережающего развития отраслей по производству товаров, импортируемых в национальную экономику, ведущий к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам.
Экспорторасширяющий экономический рост означает рост национальной экономики за счет более быстрого развития экспортных отраслей национальной экономики, ведущий к ухудшению условий торговли страны в пользу ее торговых партнеров [21, c. 22].
Неважно, в чьей экономике наблюдается экономический рост, а важно в какой отрасли – экспортной или импортной относительно национальной экономики. Поэтому, разрабатывая внешнеэкономическую политику и поощряя рост факторов производства, правительство выбирает тип экономического роста. Этот выбор имеет смысл только в случае, если страна достаточно велика, чтобы изменение относительных цен внутри нее оказывало воздействие на цены международной торговли. Стимулирование инвестиций в импортозамещающий рост предпочтительнее, поскольку понижает цены на товары, которые страна импортирует, и улучшает ее условия торговли. Стимулирование инвестиций в экспорторасширяющий рост снижает относительную цену экспорта и ухудшает условия торговли.
Особый случай экспортоориентированного роста представляет проблема разоряющего роста, на существование которой обратил внимание американский экономист индийского происхождения Ягдиш Бхагвати. Эта проблема особо волновала развивающиеся страны, поскольку они являются экспортерами в основном сырья и их рост зависит от роста его добычи и экспорта.
2 ПОЛИТИКА ПРОТЕКЦИОНИЗМА: ЦЕЛИ, ФОРМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ
2.1 Понятие политики протекционизма
Протекционизм - одно из направлений внешнеторговой политики, предусматривающее оказание государственной поддержки отечественным производителям для конкуренции с иностранными компаниями. В широком смысле этот термин охватывает все виды такой поддержки, будь то защита внутренних рынков или стимулирование экспорта. Однако чаще его используют в узком смысле-как политику защиты национальных производителей от импортной конкуренции.
Протекционизм имеет столь же долгую историю, как и сама внешнеторговая политика-пример которой можно найти, по крайней мере, в Древней Греции. В свою очередь, первые попытки подвести под него развернутое концептуальное основание были предприняты в XVI–XVII веках представителями направлений экономической мысли, получивших названия «камерализм» и «меркантилизм». Современная экономическая наука протекционизм не жалует, однако для ее критиков протекционизм остается одним из излюбленных рецептов решения широкого круга проблем – от обеспечения роста ВВП и занятости до достижения социальных и экологических приоритетов [8, c. 4].
Традиционно решение о проведении протекционистской политики основывалось на двух основных мотивах. Первый касается реализации целей в области развития. Для них эта мотивация имеет решающее значение для сторонников протекционизма, которые искренне верят, что защита своих производителей от импорта и предоставление им других мер поддержки будут способствовать процветанию национальной экономики. Однако если использовать узкое определение протекционизма, то оно рассматривается как основа стратегии импортозамещения экономического развития, а если оно широкое, то можно выбрать наилучшее сочетание импортозамещающей и экспортно-ориентированной стратегий [16, c. 91].
Откровенно говоря, вторая мотивация такова: «мы будем поддерживать тех, кто поддерживает нас». Иными словами, политики и чиновники, ответственные за реализацию внешнеторговой политики, могут поддерживать группы хозяйствующих субъектов, которые голосовали за них, финансировать их кампании или находить другие «убедительные» лоббистские аргументы. Конечно, никто публично не признает, что мотивация того или иного протекционистского решения связана с лоббизмом. В данном случае речь идет о защите отечественных производителей, обеспечении интересов государства, борьбе с недобросовестной конкуренцией иностранных компаний и других аргументах.
3 ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ОТ ИМПОРТА
3.1 Сущность политики импортозамещения
Импортозамещение-это национальная экономическая стратегия и промышленная политика, направленная на замещение импорта промышленной продукции, необходимой внутреннему рынку, продукцией отечественного производства [1].
Основной целью импортозамещения является обеспечение того, чтобы национальные производители, работающие в стране, производили все товары и услуги, необходимые отечественным потребителям. Для замены импорта национальным продуктом государство имеет возможность использовать такие инструменты, как:
–таможенные меры регулирования;
–запрет или ограничение ввоза некоторых товаров из заграницы;
–субсидирование производств внутри страны;
–инвестирование технических отраслей;
–создание новых производств в регионах;
–проектное финансирование;
–смягчение кредитной политики;
–заключение долгосрочных договоров с национальным производителем;
–госзаказ на продукцию.
Импортозамещение - это процесс сокращения импорта путем замены определенных товарных групп на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными товарами с более высокими потребительскими характеристиками и стоимостью не выше импортных товаров. Что толкает правительство к импортозамещению? Стратегические цели: обеспечение национальной безопасности, достижение технологической независимости в важнейших областях, содействие положительному сальдо внешней торговли. Первая цель-ключ к нашей экономической модели. Что касается обеспечения технологической независимости, то для маленькой страны это практически невозможно. Вступление страны в ВТО потребует защиты ее рынков с помощью тарифных и нетарифных мер в отношении иностранных товаров.
Минимизация импорта позволяет национальной экономике быть независимой от внешнеэкономических рисков и сговора между иностранными монополиями и группами или отдельными странами, что может подорвать стабильность и устойчивость стран-импортеров и увеличить стоимость поставок запасных частей, сырья и продовольствия [10].
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Целью политики импортозамещения Республики Беларусь является снижение зависимости от импортных товаров (работ) в целях удовлетворения внутреннего спроса, производства высококачественной продукции, повышения эффективности использования импортных энергоресурсов и сырья, создания условий для развития конкурентоспособных и эффективных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовывать следующие задачи:
- дальнейшее развитие приоритетных направлений отраслей народного хозяйства и видов производств, обеспечивающих потребности внутреннего рынка высококачественными конкурентоспособными товарами, аналогичными импортируемым в республику, на основе использования или перепрофилирования действующих, а также создания новых производственных мощностей с учетом проводимой в стране структурной политики;
- развитие с учетом ограниченности внутреннего рынка импортозамещающих производств с дальнейшей ориентацией на экспорт;
- структурные преобразования организаций в целях снижения импортной зависимости отраслей народного хозяйства;
- повышение конкурентоспособности импортозамещающей продукции за счет внедрения новых и высоких технологий и использования прогрессивного оборудования;
- определение приоритетов и государственная поддержка наиболее эффективных импортозамещающих направлений;
- стимулирование косвенного импортозамещения, внедрение современных материало- и энергосберегающих технологий, повышающих эффективность использования импортируемых ресурсов;
- повышение эффективности использования или перепрофилирование действующих, а также создание новых производственных мощностей с наиболее высокой эффективностью капиталовложений при реализации инвестиционных проектов;
- привлечение инвестиционных ресурсов для осуществления развития перспективных направлений импортозамещения.
Активизации политики импортозамещения способствуют меры по развитию малых и средних предприятий, внедрению современных технологий, материало- и энергосбережению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общей чертой традиционных моделей импортного спроса является включение в уравнение спроса таких факторов, как реальные доходы представительных потребителей в странах-импортерах и цены на импортные товары и альтернативы отечественного производства. Более сложные модели также учитывают цены других (в том числе неторгуемых товаров), и эти показатели учитывают качество товаров. Общей проблемой измерения является распределение показателей доходов и цен(относительных цен) для оценки совокупного спроса на импорт и спроса на отдельные категории товаров, распределение правильных индексов цен и учет колебаний цен и доходов, которые непосредственно не связаны с импортом и непосредственно не влияют на него.
Протекционизм - одно из направлений внешнеторговой политики, предусматривающее оказание государственной поддержки отечественным производителям для конкуренции с иностранными компаниями. В широком смысле этот термин охватывает все виды такой поддержки, будь то защита внутренних рынков или стимулирование экспорта. Однако чаще его используют в узком смысле-как политику защиты национальных производителей от импортной конкуренции.
Негативное влияние протекционизма на производство и производительность труда в развитых странах больше, чем в относительно бедных. Она сильнее в подъеме экономического цикла: при повышении пошлин в стадии положительного экономического роста потери выпуска на среднесрочном уровне составляют уже 1%. Напротив, повышение тарифов во время рецессий увеличивает темпы последующего восстановления (хотя и статистически незначимые), в то время как либерализация торговли в периоды слабой экономической активности замедляет эти темпы.
Импортозамещение-это национальная экономическая стратегия и промышленная политика, направленная на замещение импорта промышленной продукции, необходимой внутреннему рынку, продукцией отечественного производства.
Внешняя торговля - это мера благоприятных условий для организации отношений между группой стран в области купли-продажи товаров, услуг и других активов, а также для осуществления этих сделок.
В Республике Беларусь поддержка экспорта осуществляется различными способами на национальном уровне. Это иногда стимулирует иностранных конкурентов, но в данный момент это абсолютно необходимо из-за относительной слабости отечественных предприятий по отношению к иностранным компаниям на внешних рынках.
1 Агапова, И. И. История экономических учений: учеб. пособие / И. И. Агапова. – М.: Экономистъ, 2008. – 370 с.
2 Асталов, К. Л. Особенности развития экономических систем в современных условиях / К. Л. Асталов // Вестн. МГУ. – 2005. – № 4. – С. 68–85.
3 Ахрамович, В. С. Механизмы адаптации внешнеторговой политики в аграрной сфере отдельных стран и сообществ к условиям ВТО / В. С. Ахрамович // Экон. бюл. – 2015. – № 5. – С. 15–25.
4 Балашевич, М. И. Открытость внешней торговли как фактор внешнеэкономической безопасности / М. И. Балашевич, Л. М. Хиневич // Белорус. экон. журн. – 2015. – № 1. – С. 75–85.
5 Гусаков, В. Система основных факторов развития экономики Республики Беларусь / В. Гусаков // Наука и инновации. – 2015. – № 7(149). – С. 10–15.
6 Давыденко, Л. Н. История экономических учений. Практикум: учеб. пособие / Л. Н. Давыденко, В. И. Жук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 192 с.
7 Дайнеко, А. Экспортная ориентация экономики как фактор импортозамещения / А. Дайнеко, Д. Береснев // Банк. весн. – 2011. – № 31(540). – С. 24–30.
8 Джеломанов, Е. В. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационного развития национальной экономики / Е. В. Джеломанов // Экон. бюл. – 2015. – № 3. – С. 4–11.
9 Зубко, Н. М. Экономическая теория: учеб. пособие / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2014. – 384 с.
10 Импортозамещение и защита внутреннего рынка Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: Импортозамещение и защита внутреннего рынка Беларуси https://tv2.by/importozameshhenie-i-zashhita-vnutrennego-rynka-belarusi/#hcq=ZNBPbsq – Дата доступа: 24.02.2021.
11 Комков, В. Экономический рост: всегда ли полезны высокие темпы / В. Комков // Банк. весн. – 2011. – № 34. – С. 5–11.
12 Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
13 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 года / нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович. Минск: Юнипак, 148 с.
14 Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович [и др.]; под общ. ред. В. Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2009. – 844 с.
15 Основные показатели внешней торговли [Электронный ресурс]: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018, Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2.
16 Плотницкий, М. И. Макроэкономика: учеб. пособие / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2014. – 426с.
17 Свирейко, Н. Е. Импортозамещение продовольствия: отечественный опыт, результаты и перспективы / Н. Е. Свирейко // Экономика и управление. – 2014. – № 4(40). – Ч. 1. – С. 70–74.
18 Селицкая, Е. Н. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности деревообрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала / Е. Н. Селицкая // Экон. бюл. – 2015. – № 6. – С. 40–48.
19 Сошникова, Л. А. Направления анализа программы импортозамещения / Л. А. Сошникова // Бухгалтерский учет и анализ. – 2015. – № 8(224). – С. 22–29.
20 Телеш, И. Л. Конкурентоспособность белорусского сельскохозяйственного машиностроения / И. Л. Телеш // Экон. бюл. – 2015. – № 6. – С. 16–23.
21 Червинский, Е. А. Мировая практика реализации политики импортозамещения: опыт Латинской Америки и Юго-Восточной Азии / Е. А. Червинский // Экон. бюл. – 2014. – № 1. – С. 21–27.
22 Червяков, А. В. Конкурентоспособность национальной экономики Беларуси: аспекты эффективности и достижения баланса внешнеэкономической деятельности / А. В. Червяков, И. А. Грибоедова, О. С. Семашка // Экон. бюл. – 2014. – № 1. – С. 4–20