Введение
1 Теоретические основы деятельности фирм на конкурентном рынке
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности специализированных фирм
1.2 Анализ видов и особенностей стратегий, применяемых специализированными фирмами
1.3 Методические подходы к разработке и оценке конкурентных стратегий специализированных организации
2 Оценка стратегий конкурентоспособности в ОАО «Витебский МЭЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка конкурентоспособности и стратегий, применяемых в ОАО «Витебский МЭЗ»
3 Обоснование направлений совершенствования конкурентных стратегий применяемых ОАО «Витебский МЭЗ» как специализированной фирмы
3.1 Направления совершенствования стратегий применяемых предприятие, с учетом особенностей специализированной фирмы
3.2 Экономическая оценка эффективности реализации стратегий специализированной фирмы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Каждое предприятие, которое образуется, развивается и функционирует на рынке для производства товаров или оказания услуг, стремится добиться основной цели - максимизации прибыли. При этом данная цель может быть достигнута при соблюдении определенных параметров: обеспечение кадрового состава, учет производственных мощностей, маркетинговое изучение рынка, развитие системы управленческого аппарата, знание экономических характеристик предприятия.
На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.
Термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Экономисты, представители бизнеса, политики также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.
Особенно актуальной становится проблема повышения конкурентоспособности предприятия на внешних рынках, так как необходимость интеграции в мировое хозяйство и выхода на зарубежные рынки и естественная ограниченность рынков сбыта на внутреннем рынке требует для предприятий поиска или создания конкурентных преимуществ, от которых зависит рост конкурентоспособности и эффективная работа предприятий на зарубежных рынках.
В процессе деловой конкуренции каждая фирма занимает, отстаивает, укрепляет свои конкурентные позиции относительно потребителей, поставщиков, нанятых работников, конкурентов и др. Эти позиции формируются исходя из их законных интересов и задач по ведению бизнеса. В свою очередь окружение формирует по отношению к ним собственные позиции сообразно своим интересам и задачам деятельности.
В данное время поле конкуренции для белорусских промышленных компаний существенно расширилось. Имеется количественное и качественное усложнение конкурентной среды деятельности предприятий, увеличение уровня и насыщенности конкуренции.
С расширением потенциалов для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным формированием инвестиционной сферы, усиливается нужда обеспечения конкурентоспособности производственных предприятий как главного обстоятельства действенности их функционирования.
1 Теоретические основы деятельности фирм на конкурентном рынке
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности специализированных фирм
Деятельность специализированных фирм, которые прикладывают свои конкурентные усилия в одном сегменте рынка: производят один вид товара, продукцию для единственного конкретного использования или для покупателей с особыми потребностями, связана с конкурентоспособностью. Конкуренция определяет экономическую деятельность организаций [1, с. 5].
Определение конкурентного преимущества для конкретной организации дает возможность определить оптимальную поведенческую стратегию на рынке, чтобы получить максимальную долю рынка и занять лидирующие позиции.
Когда мы говорим об определении «конкурентоспособности», то понятно, что это способность предприятия формировать, таким образом, в будущем, устойчивое положение предприятия на рынке [2, с. 87].
Уровень конкурентоспособности специализированных фирм достигается за счет реализации существующих навыков и способностей организации в среде предприятия.
При изменениях в среде предприятия необходимо проводить исследования, анализы и планировать новую стратегию предприятия, чтобы оставаться в соответствующем положении.
Вся система управления конкурентоспособностью может быть представлена как целый ряд элементов, которые взаимосвязаны и функционируют как единое целое. В то же время, все это сочетание дает возможность решить главную задачу: обеспечить достижение целей развития организации для того, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей [3, с. 55].
Повышение конкурентоспособности специализированных фирм предполагает развитие ряда экономических, коммуникативных и социальных целей.
В качестве экономических можно выделить следующие цели:
- достижение лидерства на рынке;
- овладение определенной долей рынка;
- освоение новых сегментов рынка;
- повышение эффективности сбыта;
- увеличение объема продаж;
- получение прибыли, прежде всего, не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде [4, с. 59].
2 Оценка стратегий конкурентоспособности в ОАО «Витебский МЭЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Витебский маслоэкстракционный завод» (ОАО «Витебский МЭЗ») создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 346 от 31 декабря 1996 года путем разгосударствления ГП «Витебский МЭЗ».
В декабре 2005 г. во исполнение Указа Президента РБ №138 от 19.03.2004 г. К ОАО «Витебский МЭЗ был присоединен СПК «Перемонт» Лиозненского района Витебской области, который в настоящее время является структурным подразделением (сельскохозяйственным производственным участком завода).
ОАО «Витебский МЭЗ» действует на основе устава, утверждаемого его учредителями. Устав предприятия – это документ, определяющий порядок и условия функционирования предприятия. Устав предприятия входит в состав учредительных документов. Устав содержит сведения об организационно-правовой форме предприятия, его наименовании, местонахождении, размере уставного капитала, составе, порядке формирования и компенсации его органов управления и контроля, порядке распределения прибыли и формирования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия.
Организационная структура ОАО «Витебский МЭЗ» состоит из аппарата управления (Приложение А): дирекции; бухгалтерии; отделов: планово-экономического, коммерческого, отдела по заготовкам с\х сырья, юридического и технического, кадровой службы.
В целом структура управления ОАО «Витебский МЭЗ» характеризуется упорядоченностью, четкостью, разграничением полномочий. Таким образом, ОАО «Витебский МЭЗ» имеет свою структуру управления, являющуюся довольно гибкой, в ней четко прослеживаются функции каждых структурных подразделений.
ОАО «Витебский МЭЗ» работает по цеховой структуре производства:
‒ маслоэкстракционный цех,
‒ ремонтно-механическая мастерская,
‒ энергоучасток,
‒ участок паросилового хозяйства,
‒ котельная,
‒ производственная лаборатория,
‒ склад сырья и готовой продукции,
‒ элеватор семян вместимостью 35 000 тонн.
3 Обоснование направлений совершенствования конкурентных стратегий применяемых ОАО «Витебский МЭЗ» как специализированной фирмы
3.1 Направления совершенствования стратегий применяемых предприятие, с учетом особенностей специализированной фирмы
Согласно проведенному ранее анализу среди основных стратегий предприятия ОАО «Витебский МЭЗ» выделяют, что приоритетным направлением развития является возможности расширения доли рынка, выход на новые рынки.
Для того чтобы реализовать стратегию предприятия, при этом повысив конкурентоспособность для ОАО «Витебский МЭЗ» предлагается участие в специализированных выставках, то есть усилить рекламную кампанию организации. Перед выбором выставки предприятию необходимо определиться с целями, которые должны быть достигнуты во время участия в выставке.
Первостепенные цели: обмен опытом; развитие сотрудничества; изучение конкурентов и их продукции; проверка конкурентоспособности предприятия; изучение общей конъюнктуры в отрасли.
Цели распределения: получение новых заказов; поиск партнеров из различных географических районов.
Цели товарной политики: презентация новинок и улучшений; расширение ассортимента предлагаемых товаров.
Проанализировав календарь выставочно-ярмарочных мероприятий был выбран «Белинтерэкспо».
Целью «Белинтерэкспо» 2021 является не только представить продукцию и технологии, но и создать площадку для эффективного делового общения между специалистами отрасли, обсуждения актуальных вопросов развития отрасли, демонстрации достижений предприятий, обсуждения перспективных инвестиционных проектов, поиска возможностей для расширения сотрудничества отечественных предприятий отрасли с зарубежными партнерами из стран ЕврАзЭС, Европейского союза, дальнего зарубежья.
Участие в форуме даст ОАО «Витебский МЭЗ» следующие преимущества:
- возможность найти партнеров в числе производителей и поставщиков, дистрибьюторов и представителей торговых сетей;
- провести конструктивные переговоры с руководителями фирм-производителей, торговых и розничных сетей, интернет-магазинов о последующих поставках;
- узнать о современных тенденциях развития промышленности, изучить требования к поставщикам, работающим на европейском рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность специализированных фирм, которые прикладывают свои конкурентные усилия в одном сегменте рынка: производят один вид товара, продукцию для единственного конкретного использования или для покупателей с особыми потребностями, связана с конкурентоспособностью. Конкуренция определяет экономическую деятельность организаций.
Определение конкурентного преимущества для конкретной организации дает возможность определить оптимальную поведенческую стратегию на рынке, чтобы получить максимальную долю рынка и занять лидирующие позиции.
Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. В соответствии с методами осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Конкурентные преимущества - это те характеристики, которые создают для организации определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам, сопровождающим его, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для организации или товара.
Открытое акционерное общество «Витебский маслоэкстракционный завод» (ОАО «Витебский МЭЗ») создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 346 от 31 декабря 1996 года путем разгосударствления ГП «Витебский МЭЗ».
Основной продукцией завода являются:
‒ растительные масла: рапсовое, подсолнечное;
‒ шрот, как попутная продукция;
‒ фузы масличные или МФО.
На основании этого можно констатировать, что фирма является специализированной, так как они заняты (специализируются) производством масла различных видов.
Выручка от реализации продукции ОАО «Витебский МЭЗ» выросла за анализируемый период, так в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличение составило 922 тыс. руб. К 2019 г. относительно 2018 г. на 3006 тыс. руб.
Так же существенное влияние на работу предприятия оказали убытки от текущей деятельности, сумма которых снизилась с 4521 тыс. руб. в 2017 г. до 1610 тыс. руб. в 2019 г.
Так же в ОАО «Витебский МЭЗ» наблюдаются убытки от финансовой и инвестиционной деятельности, которые в 2018 г. относительно 2017 г. снизились на 91 тыс. руб. А к 2019 г. относительно 2018 г. на 626 тыс. руб.
1. Алексеев, А.А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции. – Минск, 2015. – 20 с.
2. Андросик, Ю. Н. Теоретико-методологические основы формирования кластеров и повышения конкурентоспособности продукции / Ю. Н. Андросик // Экономика и управление. – 2018. – № 3. – С. 87-92.
3. Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2016. – 299 с.
4. Байнев, В. Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / Валерий Байнев // Беларуская думка. – 2015. – № 9. – С. 59-65.
5. Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг. – 2015. – № 4. – С. 72-85.
6. Гребнев, Е. Т. Анализ конкурентоспособности продукции / Е.Т. Гребнев, Е. Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. // Маркетинг. – 2016. – № 3 (29). – С. 136-141.
7. Елисеева, И.И. Общая теория статистики / под ред. И.И. Елисеевой / И.И. Елисеева, М.М. Кузбашев. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 360 с.
8. Качалов, В.А. Методы менеджмента качества / В.А. Качалов // Белорусский Журн. «Знак качества». – 2015. – №8. – С. 95-100.
9. Коледенков, Д. Менеджмент качества – панацея или реальный инструмент конкурентоспособности / Д. Колесников // Менеджмент качества. – 2015. – № 4. – С. 19-23.
10. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 367 с.
11. Кушнирская, Д. Г. Состояние и тенденции развития промышленности Республики Беларусь / Д. Г. Кушнирская, М. В. Тимошенко // Методы менеджмента качества. – 2016. – № 6. – С. 2.
12. Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2017. – 366 с.
13. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 335 с.
14. Мишин, В.М. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 293 с.
15. Назаренко, В. В. Техническое регулирование как фактор повышения конкурентоспособности / В. В. Назаренко // Проблемы управления. – 2016. – № 3. – С. 18-23.
16. Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки / Л.Е. Платонова // Маркетинг, идеи и технологии. – 2015 – № 5. – С. 42.
17. Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособие / С.В. Пономарев. – М.: РИА Стандарты и качество, 2018. – 230 с.
18. Раицкий К. А. Экономика организации: учеб. пособие / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2016. – 498 с.
19. Селюков, М. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2018. – №8. – С. 449-454.
20. Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машиностроитель. – 2015. – №2. – С.6-12.
21. Управление качеством: учеб. пособие / Е.И. Семенова [и др.]; под ред. Е.И. Семеновой. – М.: КолосС, 2015. – 184 с.