ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНЫХ ГРУПП В ТОРГОВЫХ ЗАЛАХ МАГАЗИНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2 АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНЫХ ГРУПП В МАГАЗИНАХ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙПО
2.1 Анализ технико-экономические показателей работы торговой организации
2.2 Размещение товарных групп в магазинах Гомельского райпо
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале.
Основная цель выкладки товаров определенным способом – это не создание эффектной картинки, а управление поведением и желаниями потенциальных покупателей. Не стоит путать размещение и выкладку товаров. В первом случае имеется в виду распределение продукции по торговому залу, а во втором – поиск наиболее выгодного и удобного места на торговом оборудовании.
Рациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина должны решать определенные задачи:
– создавать идеальные условия, помогающие максимально выгодно представить продукцию;
– определять уровень визуального обзора для покупателя, направлять его внимание в нужную сторону;
– повысить привлекательность товаров импульсного спроса;
– создать условия, которые выделяют некоторые единицы в глазах покупателя;
– сделать процесс совершения покупок удобным и приятным.
В совокупности решение всех этих задач помогает представить продавца в более выигрышном свете и выделить среди конкурентов. Статистика показывает, что в магазинах, которые придерживаются правил мерчендайзинга, объемы продаж более высокие и стабильные.
Поэтому целью данной работы являлся предоставление рекомендаций по рационализации размещения и выкладки товаров в торговом зале магазинов Гомельского райпо.
Исходя из поставленной цели, нами были поставлены и решены следующие задачи:
– изучены основные правила расположения и демонстрации товаров в торговом зале магазинов;
– дана характеристика планировочного решения торгового зала и основных показателей деятельности магазинов Гомельского райпо;
– разработан проект планировочного решения торгового зала и выкладки товаров магазина на основе принципов мерчендайзинга.
1 РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНЫХ ГРУПП В ТОРГОВЫХ ЗАЛАХ МАГАЗИНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Розничный мерчендайзинг незаметен. Когда покупатели заходят в магазин, они не думают о чувственном опыте. Скорее, цвета, звуки, запахи, температура и то, как товар ощущается, объединяются, чтобы доставить покупателю ощущение, которое они могут даже не осознавать. Розничный мерчендайзинг - это искусство и наука. Десятилетия исследований клиентов, обусловленные огромной экономической значимостью и ростом розничной индустрии, снабжают розничных продавцов актуальными данными для разработки эффективных стратегий сбыта и передового опыта.
В секторе розничной торговли товары - это классификация, которую профессионалы используют для классификации отрасли по типам предлагаемых товаров и услуг (например, автомобильные запчасти, обувь, ювелирные изделия и т. Д.). Мерчендайзинг - это одновременно и деятельность, и стратегия, которая способствует продаже товаров и услуг, стимулируя интерес или иным образом побуждая покупателей совершать покупки (например, рекламные предложения и методы дисконтирования).
Розничный мерчендайзинг привлекает клиентов к определенным товарам и услугам различными способами. Розничный маркетинг включает в себя действия и стратегии, такие как дизайн в магазине, выбор конкретных товаров для соответствия целевому рынку, а также физический и цифровой маркетинг товаров для покупателей. В качестве формы маркетинга рекламный мерчендайзинг включает в себя такие программы, как привлекательные рекламные показы с участием узнаваемых взрослых знаменитостей или лицензионные соглашения между розничными торговцами и развлекательными компаниями, в которых используются узнаваемые анимационные персонажи детских фильмов.
Целью деятельности по розничному мерчендайзингу является поддержка стратегии розничной торговли, которая генерирует доход для розничного продавца и ценность для покупателя. Выбор розничных товаров и типа товаров и услуг, которые розничный продавец решает приобрести, являются ключевыми стратегиями розничной торговли.
Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.
2 АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНЫХ ГРУПП В МАГАЗИНАХ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙПО
2.1 Анализ технико-экономические показателей работы торговой организации
Гомельское районное потребительское общество (Гомельское райпо) было создано 22 декабря 1995 года. Гомельское райпо является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать. Гомельское райпо создано на неопределенный срок.
Гомельское райпо на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Место нахождения Гомельского райпо: г. Гомель, ул. Интернациональная, 6.
Основными задачами общества являются:
- организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
- производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
- оказание платных услуг населению;
- организация рынков для торговли товарами;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- осуществление иных видов деятельности, не запрещённых законодательством Республики Беларусь.
В состав Гомельского райпо входят филиалы (обособленные подразделения):
1. Гомельский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. протоколом заседания №12 п.1, расположен по адресу: Гомельский район, д. Ерёмино, ул. Советская, 83;
2. Терюхский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. протоколом заседания №12 п.1, расположен по адресу: Гомельский район, д. Калинино, ул. Центральная, 3.
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ
При размещении товара в магазине необходимо учитывать следующие моменты:
– расположение точки продажи в самом магазине;
– расположение товара относительно движения покупательского потока;
– расположение товара относительно товаров конкурирующих марок;
– объем, занимаемый товаром на стеллаже (количество фейсингов лицевая часть упаковки товара);
– расположение различной продукции производителя относительно друг друга на стеллаже.
С учетом вышеперечисленных пунктов составляются «Стандарты выкладки продукции» для каждой категории торговой точки. Эти стандарты составляются специалистом по мерчандайзингу. Так, например, при перемещении товара с нижней полки стеллажа на уровень глаз его объем продаж может возрасти в 2 раза. Притом, что место расположения товара – это только один из факторов, который учитывается в «Стандарте выкладки продукции».
Поэтому сотрудникам необходимо быть коммуникабельным и уметь договариваться с директорами и товароведами о размещении своего товара на приоритетных позициях. При перемещении товара с нижней полки на уровень глаз мы можем получить увеличение объема продаж на 80%.
Сотрудники должны знать правильность заполнения и размещения ценников. Ценник должен располагаться таким образом, чтобы покупатель мог узнать цену товара без дополнительных консультаций с продавцом магазина. Обычно ценник размещается в специальном месте (фризе полки), непосредственно под товаром. Правильное размещение ценника увеличивает объем покупаемого товара на 5-7%.
Марки и упаковки, которые пользуются наибольшей популярностью у покупателей, необходимо всегда иметь на полках, следовательно, закупки у поставщиков должны производиться пропорционально продажам. Более того, товары должны занимать место на полках в соответствии с уровнем продаж. Это необходимо для того, чтобы избежать ситуации отсутствия наиболее продаваемых товаров.
Несмотря на то, что нижние полки считаются наихудшим местом расположения товаров, многие покупатели привыкли видеть определенные товары именно там. Поэтому, чем тяжелее товары и чем больше их упаковка, тем лучше они раскупаются с нижних полок, и, одновременно, такое расположение товаров в торговом зале упрощает проблему их хранения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гомельское районное потребительское общество (Гомельское райпо) было создано 22 декабря 1995 года. Гомельское райпо является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать. Гомельское райпо создано на неопределенный срок.
В 2018 г. наблюдалось снижение розничного товарооборота на 2,66%, в 2019 г. показатель увеличился на 23,72% и составил 40230 тыс. руб. Аналогичная ситуация была характерна и для выручки от реализации. В 2019 г. показатель составил 43153 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции повышалась в анализируемом периоде и составила в 2019 г. 34063 тыс. руб. В результате повышения себестоимости и снижения выручки валовая прибыль в 2018 г. снизилась на 3,16%, после чего увеличилась в 2019 г. и составила 9450 тыс. руб.
Управленческие расходы в анализируемом периоде увеличивались, составив в 2019 г. 1265 тыс. руб., а расходы на реализацию снизились в 2018 г. и увеличились в 2019 г. до значения 7616 тыс. руб.
Чистая прибыль увеличилась в анализируемом периоде, в особенности в 2019 г. более, чем в 6 раз, составив 294 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость основных средств в анализируемом периоде снизилась, в результате чего снизилась фондовооруженность, а фондоотдача увеличилась.
Рентабельность продаж и активов увеличилась, однако следует отметить низкое значение данных видов рентабельности для торговой организации.
Имеется необходимость выделить отделы товаров бытовой химии, парфюмерно-косметической продукции, детской одежды, канцелярских товаров и др. Планировка торгового зала соответствует его функциям.
Основным методом продажи товаров в магазине «Родны Кут» является самообслуживание. Данный метод привлекает посетителей, дает им большую свободу и самостоятельность при выборе товара, знакомстве с его характеристиками.
Элементами мерчендайзинга, которые используются в магазине «Родны Кут» являются: рекламные POS-материалы (листовки о проходящей акции (желтые ценники с надписью «Распродажа»), таблички с обозначением выгодной цены. В качестве отрицательного момента отметим отсутствие таких элементов мерчендайзинга как: аудиореклама проходящей акции, листовки с описанием новых товаров, музыкальное сопровождение.
1 Брагин, Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. А. Брагин, Т. П. Данько. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
2 Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учебник – 2-е изд., испр. / С.Н. Виноградова. – Минск: Выш. шк., 2012. – 288 с.
3 Грибанова, И. В. Организация и технология торговли / И.В. Грибанова, Н.В. Смирнова, - 4-е изд. – Минск:РИПО, 2016. – 203 с.
4 Давыдкина, И. Б. Проектирование и организация торгового пространства предприятий розничной торговли и общественного питания: учебное пособие / И.Б. Давыдкина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 266 с.
5 Дасько, М. В. Организация торговли. Практикум / С.И. Башаримова, Я.В. Грицкова, М.В. Дасько. – Минск: РИПО, 2014. – 295 с.
6 Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 11-e изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 692 с.
7 Коник, Н. В. Организация и проектирование предприятий торговли: учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 304 с.
8 Николаева, Т. И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования / Т.И. Николаева – М.: Екатеринбург, 2011. – 240 с.
9 О технологических требованиях к организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах: постановление Министерства торговли Республики Беларусь № 20 от 30 мая 2016г. // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
10 Организация и технология торговых процессов / под ред Ф.К. Панкратова. – М.: Экономика, 2010. – 356 с.
11 Памбухчиянц, В.К. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц – 12-е изд., перераб и доп. – М.: Дашков и К, 2018. – 456 с.
12 Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли: учебник для нач. проф. образования по профессии «Продавец, контролер-кассир» / О.В. Памбухчиянц. - 9-e изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2011. – 288 с.
13 Памбухчиянц, О.В. Основы коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2017. – 284 с.
14 Памбухчиянц, О.В. Организация торговли / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2017. – 296 с.
15 Панкратов, Ф. Г. Организация, технологи и проектирование торговых предприятий: учеб. пособие / Ф. Г. Панкратов. – М.: ИТК «Дашков и. Ко», 2008. – 334 с.
16 Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебник. / В.Н. Платонов. – Минск: ГЭУ, 2009. – 317 с.
17 Рассказова, О. Тривиальный мерчандайзинг: (Взгляд изнутри на розничную торговлю) / О. Рассказова // Рекламные технологии. – 2013. – № 1(38). – С. 10-13.
18 Сенина, Н. Повышение качества обслуживания покупателей – важнейшее направление деятельности персонала в розничной торговле / Н. Сенина // «Управление персоналом», 2015. – № 8. – С. 12-18.
19 Сидоров, В.П. Коммерческая деятельность: учебное пособие / В.П. Сидоров. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. – 248 с.
20 Трубенева, Т.Г. Организация торговли: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования / Т.Г. Трубенева. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей», 2014. – 135 с.