Введение
1 Конкурентоспособность организации: сущность, методы оценки, пути повышения
1.1 Понятие, сущность и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.2 Основные направления формирования конкурентных преимуществ организации
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2 Оценка уровня конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
2.2 Оценка конкурентоспособности организации СП ОАО «Спартак»
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование предприятий неосуществимо без учёта деятельности конкурентов, которые являются составляющими единой цепи – экономики. Существование предприятий в обстоятельствах конкурентной борьбы – неизбежный фактор, устанавливающий право на работу любого объединения.
Конкурентная борьба как битва санкционирует вычленение из массы организаций непреложных лидеров, способных изготовлять и совершенствовать подлинно качественные и жизненно важные для нынешней жизни товары и услуги, которые станут, востребованы народонаселением. Именно поэтому важно понимать сильные и слабые стороны конкурентов и, отталкиваясь от этого, обретать аргументированные решения в пользу подъема конкурентоспособности отдельно взятой организации.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа конкурентоспособности в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных организаций и их внутренних структурных подразделений, поскольку эти низовые звенья составляют основу рыночной экономики при любой форме собственности.
Но это не исключает, а скорее, наоборот, предполагает и необходимость возможного перехода анализа на микроуровне не «сверху-вниз», как складывалось при командно-административной системе, а «снизу-вверх». Народнохозяйственные отношения и обобщения вовсе не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка.
Целью данной работы является определение роли современных (развитых) факторов в обеспечении конкурентоспособности предприятия
Исходя из поставленной цели, можно выдвинуть следующие задачи для решения:
- рассмотреть конкурентоспособность организации: сущность, методы оценки, пути повышения;
- дать организационно-экономическую характеристику СП ОАО «Спартак»;
- провести оценку конкурентоспособности организации СП ОАО «Спартак»;
- определить мероприятия по повышению конкурентоспособности СП ОАО «Спартак».
Объектом исследования является СП ОАО «Спартак».
Предмет исследования – конкурентоспособность организации СП ОАО «Спартак».
Для написания работы были использованы многочисленные экономические учебные пособия, статьи из журналов и сборников научных трудов, статистические материалы, нормативно-правовые акты, а также фактические данные по предприятию.
Вопросы конкурентоспособности рассматривались в работах Дуровича А. П., Соловьева Б. А., Сыцко В. Е., Голубкова Е. П.
Исследования в работе проведены на материалах статистической и бухгалтерской отчетности СП ОАО «Спартак» за 2018-2019 гг.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Конкурентоспособность организации: сущность, методы оценки, пути повышения
1.1 Понятие, сущность и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Конкуренция – это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Как отмечает в своей статье В. П. Жила: «Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1, с. 74].
Такое определение конкуренции предполагает, что участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.
С понятием конкуренции связано и понятие конкурентоспособности. В общем смысле конкурентоспособность – это совокупность качественных и количественных характеристик объекта, которые обеспечивают его преимущество на определенном рынке перед другими объектами в удовлетворении конкретных потребностей потребителя в условиях быстроизменяющейся экономической, политической, социальной и рыночной обстановки [2, с. 52].
Объектами конкурентоспособности могут быть продукция (товары и услуги), предприятия, отрасли, регионы и страны. Каждый объект соотносится друг с другом как часть и целое. Продукция является неотъемлемой частью любого предприятия, совокупность которых и составляет отрасль. Конкурентоспособность отрасли выражает способность создавать конкурентные преимущества для предприятий, продукция которых является более привлекательной для потребителей.
Конкурентоспособность предприятия – состояние в определенный момент времени, характеризующее реальную или потенциальную возможность ведения эффективной хозяйственной деятельности в условиях возможного противодействия соперников на определенном рынке с определенным видом продукции [3, с. 63].
2 Оценка уровня конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
Совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» – крупнейшее в Республике Беларусь предприятие, имеющее более, чем 80-летний опыт производства кондитерских изделий.
СП ОАО «Спартак» – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО «Спартак» является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.
Кондитерская фабрика «Спартак» основана в 1924 году. В 1994 году государственная кондитерская фабрика «Спартак» была преобразована в открытое акционерное общество «Спартак» (ОАО «Спартак»), а в 1998 году - в совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» (СП ОАО «Спартак»). Оно было создано в соответствии с решением Общего собрания акционеров Протокол №8 от 26 марта 1998 года.
СП ОАО «Спартак» зарегистрировано в Министерстве внешнеэкономических связей 29 мая 1998 года, регистрационный номер 1994. Вышестоящая организация – Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».
К преимуществам СП ОАО «Спартак» следует отнести повышенную гибкость предприятия, способность быстро откликаться на желание заказчика, разнообразие ассортимента по сравнению с конкурентами. Только в последнее время специалистами фабрики разработано около 30 наименований разнообразных изделий, которые запатентованы как по способам производства, так и по композициям ингредиентов.
СП ОАО «Спартак» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
СП ОАО «Спартак» – это многопрофильное предприятие с передовой технологией производства и мощным производственно-технологическим потенциалом, с замкнутым циклом производства, способное гибко реагировать на потребности рынка.
На предприятии действует четыре основных цеха: конфетно-шоколадный; карамельный; бисквитный; вафельный.
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации
Согласно данным, полученным при анализе деятельности СП ОАО «Спартак», можно сделать вывод о том, что организация уступает своим основным конкурентам. Поэтому СП ОАО «Спартак» необходимо следовать следующим направлениям:
Завоевание большей части внешнего рынка потребителей, в силу недопущения вытеснения продукции с внешнего рынка. Создание мощной рекламной кампании, путем разнообразной системы скидок для постоянных клиентов – дисконтная программа. Что в свою очередь может послужить фактором закрепления «имени» бренда на внешнем рынке.
Для выполнения данных мероприятий необходимо хорошо и грамотно развитая маркетинговая деятельность в области продвижения услуг и продукции организации. На предприятии данным видом деятельности занимаются на не достаточно высоком уровне.
Поэтому наиболее целесообразной мерой повышению конкурентоспособности предприятия является введение в организации профессионала в должности специалиста по маркетингу и рекламе.
Не на все факторы могут повлиять экономисты и бухгалтера предприятия. Стратегические вопросы в деятельности СП ОАО «Спартак» все же решаются посредством грамотного маркетинга.
Проводя исследования, маркетологи проводят анализ поведения рынка потребителей. Сюда относят и потребности в продукции, и мотивы потребления, и социально - демографический фактор.
Очень часто для определения потребностей клиентов и их лояльного отношения, проводят различные анкетирования. Это также позволяет обновить существующие или наработать новые клиентские базы.
На основании изучения формации и объемов продаж, маркетолог пишет для организации рекомендации относительно перечня оказываемых услуг и реализуемой продукции. Он основан преимущественно на потребностях целевой аудитории. Кроме того, маркетологом параллельно развиваются другие услуги, осуществляются новые идеи, разрабатываются варианты их внедрения в деятельность.
Если возникают спорные ситуации либо появляются нарекания со стороны клиентов на качество обслуживания, маркетологи тоже обязаны проанализировать поэтапно процесс продаж. На основании изученного материала, составляются мероприятия по улучшению качества обслуживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность отрасли выражает способность создавать конкурентные преимущества для предприятий, продукция которых является более привлекательной для потребителей.
Конкурентоспособность предприятия – состояние в определенный момент времени, характеризующее реальную или потенциальную возможность ведения эффективной хозяйственной деятельности в условиях возможного противодействия соперников на определенном рынке с определенным видом продукции.
Важным моментом анализа конкурентных преимуществ предприятия является анализ возможностей и опасностей фирмы в конкурентной среде. С учетом собранной информации и объективной оценки собственных возможностей разрабатывается таблица, а затем и матрица рыночных возможностей и опасностей.
СП ОАО «Спартак» – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО «Спартак» является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.
СП ОАО «Спартак» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
СП ОАО «Спартак» – это многопрофильное предприятие с передовой технологией производства и мощным производственно-технологическим потенциалом, с замкнутым циклом производства, способное гибко реагировать на потребности рынка.
Выручка от реализации продукции СП ОАО «Спартак» увеличилась в 2019 году на 1322 тыс. руб. или 1,0 % по сравнению с 2018 г.
Себестоимость показала тенденцию к снижению, так показатель уменьшился на 3067 тыс. руб. или 3,1 % в 2019 г. по сравнению с предыдущим периодом. По показателю прибыли от реализации, отмечается рост на 3065 тыс. руб. или 20,5 % к 2019 г. относительно 2018 г.
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности увеличился и даже вышел на прибыль к 2019 г. в размере 2016 тыс. руб., что больше 2018 г. на 2412 тыс. руб.
Что касается чистой прибыли, можно говорить о ее увеличении, за анализируемый период, так увеличение чистой прибыли составило 2438 тыс. руб. или 25,9 % относительно данных за 2018 г.
1. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации: учебное пособие / А.С. Головачев. // Минск: Высшая школа, 2017 – 319 с.
2. Голубков Е. П. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е. П. Голубков, В. Д. Секерин. – М.: Экономика, 2016. – 180 с.
3. Конкурентоспособность предприятия. Учебно-методический комплекс: учебное пособие / Н.В. Немогай, Н.В. Бонцевич, В.В. Садовский - Гомель: ЦИИР, 2016. – 259 с.
4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг-, менеджмент. - М.: Издательско-книг-оторговый центр «Маркетинг», 2018. - 892 с.
5. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – 2–е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 528 с.
6. Александрович, Я.М. Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции / Я.М. Александрович // Экономический бюллетень. – 2016. – №7. – С. 86 – 98.
7. Балащенко, В.Ф. Основы экономики промышленного предприятия / В.Ф. Балащенко. – Минск.: Беларуская навука, 2015. – 160 с.
8. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый // Маркетинг. - 2017. - №4. - С. 29 – 34.
9. Выборнов, В.И. Экономика, предприятие и планирование промышленного производства: учеб. пособие для вузов / В.И. Выборнов. – Минск: Выш. шк., 2015. – 446 с.
10. Говорова, Н.А. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н.А. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – №4. – С. 21 – 30.
11. Дементьева, А.Г. Конкурентоспособность компаний / А.Г. Дементьева // Маркетинг. – 2015. – №3. – С. 33 – 39.
12. Комплексный анализ хозяйственной деятельности в строительстве : практикум / В. И. Гарост [и др.] ; под ред. В. И. Гароста. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск : БГЭУ, 2018. – 116 с.
13. Конкурентоспособность организации: практикум/ С.О. Белова [и др.]. Минск, БГЭУ, 2018. – 199 с.
14. Махмутова, Г.Л. Алгоритм определения конкурентоспособности рынка / Г.Л. Махмутова // Маркетинг. – 2016. – №1. – С. 49 – 53.
15. Мишин, Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур / Ю. Мишин // Риск. – 2017. – №1. – С. 39 – 45.
16. Фатхутдинов, Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара / Р.А. Фатхутдинов. – М.: АО Бизнес – школа». Интел – синтез», 2017. – 203 с.
17. Холленсен, С. Глобальный маркетинг / С. Холленсен. – Минск: Новое знание, 2018. – 832 с.
18. Черченко, Н.В. Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики / Н.В. Черченко // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2016. – №3. – С. 72 – 81.
19. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М.а. Зайцева; Под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: Высшая школа, 2017. – 383 с.