ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Эволюция теорий издержек производства
1.2 Издержки производства и прибыль
2 ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
2.1 Внешние и внутренние издержки
2.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
2.3 Средние издержки
2.4 Частные и общественные издержки
2.5 Явные и неявные издержки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В экономической жизни общества существуют процессы и явления, которые при внешней простоте фактически воплощают сложные отношения. Среди этих явлений по праву можно отнести стоимость продукции. Отражая процессы хозяйственной деятельности человека, издержки производства происходили на всех этапах развития человеческого общества. Их элементы существовали в начальных формах социально-экономической организации и развивались вместе с процессами товарного производства.
В микроэкономическом анализе теория издержек производства базируется на осознании редкости ресурсов и определении их ценности на основе наилучшего варианта использования. Поэтому издержки производства – это затраты, обусловленные отказом от альтернативного использования применяемых ресурсов.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что каждый субъект хозяйствования (предприятие) любого общества стремится получить максимально возможный доход от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продавать свои товары по выгодной цене, но и снижать затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий предприятия, то второй – почти исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации производственного процесса и последующей продажи произведенных товаров.
1 ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Эволюция теорий издержек производства
Формирование издержек производства актуально для предприятий и предпринимателей, которые налаживают свою работу в новых экономических условиях. Формирование рыночных отношений обуславливает необходимость повышения эффективности предприятий на основе снижения издержек.
Издержки производства являются наиболее важной экономической категорией для изучения совокупности затрат, которые предприниматель (фирма) должен потратить, обеспечивая при этом оптимальные объемы производства продукции и её последующую продажу в течение определенного периода времени. В рамках деятельности конкретной предпринимательской фирмы издержки производства представляют собой оплату приобретенных отдельных факторов производства в денежном выражении по ценам их приобретения на определенный объем производства. Предполагается, что изучение этих факторов должно обеспечить поступление денежных средств от произведенных и проданных продуктов таким образом, чтобы оно покрывало издержки производства и давало прибыль. Именно этот движущий мотив впоследствии определяет смысл предпринимательской деятельности. В то же время достижение такой цели во многом зависит от размера понесенных расходов. Поэтому издержки производства являются наиболее важным и актуальным фактором в экономическом анализе предприятия.
Издержки были изучены классиками политической экономии: А. Смит ввел понятие абсолютных издержек, Д. Рикардо – автор теории сравнительных издержек. Под термином «издержки» они понимали средние общественные издержки на единицу, то есть чему равны единичные производственные затраты в среднем предприятии или чему равны средние затраты по всем предприятиям, относящимся к отрасли. Издержки производства определялись классиками и как цена продукции с учетом рентных платежей [2, c. 84].
2 ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
2.1 Внешние и внутренние издержки
Внешние издержки – это оплаченные расходы за ресурсы, которые не принадлежат владельцу компании. К таким расходам относятся расходы на приобретение сырья, материалов, энергии, заработную плату работникам (оплата трудовых ресурсов).
Внутренние издержки отражают неоплаченные расходы компании на использование собственных ресурсов предпринимателя. Их стоимость равна денежным платежам, которые можно было бы получить при использовании этих ресурсов в наилучшем случае.
Например, предприниматель использует свое собственное помещение в качестве офиса. При сдаче в аренду этого помещения другой компании предприниматель мог получать доход, равный арендной плате. Поэтому, чтобы не потерять этот доход, предприниматель включает его во внутренние издержки и, следовательно, в цену. Продавая продукцию, предприниматель возместит стоимость аренды собственного помещения.
Зачастую на частных предприятиях предприниматели не начисляют заработную плату, поскольку они не являются наемными работниками. Они получают валовой доход (выручку) от продажи своих работ или оказания услуг. В этом случае предприниматель будет включать в себестоимость продукции в качестве внутренних издержек доход, который он получал бы, работая в качестве сотрудника в другой компании.
Внешние и внутренние издержки производства также называют явными и неявными. Внешние издержки считаются явными, поскольку они проходят через платежные документы при расчете приобретенных ресурсов и учитываются в бухгалтерском учете. Внутренние издержки не отражаются в бухгалтерском учете и поэтому считаются неявными [10, c. 94].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование издержек производства актуально для предприятий и предпринимателей, которые налаживают свою работу в новых экономических условиях. Формирование рыночных отношений обуславливает необходимость повышения эффективности предприятий на основе снижения издержек.
Издержки производства являются наиболее важной экономической категорией для изучения совокупности затрат, которые предприниматель (фирма) должен потратить, обеспечивая при этом оптимальные объемы производства продукции и её последующую продажу в течение определенного периода времени. В рамках деятельности конкретной предпринимательской фирмы издержки производства представляют собой оплату приобретенных отдельных факторов производства в денежном выражении по ценам их приобретения на определенный объем производства. Предполагается, что изучение этих факторов должно обеспечить поступление денежных средств от произведенных и проданных продуктов таким образом, чтобы оно покрывало издержки производства и давало прибыль. Именно этот движущий мотив впоследствии определяет смысл предпринимательской деятельности. В то же время достижение такой цели во многом зависит от размера понесенных расходов. Поэтому издержки производства являются наиболее важным и актуальным фактором в экономическом анализе предприятия.
Внешние издержки – это оплаченные расходы за ресурсы, которые не принадлежат владельцу компании. К таким расходам относятся расходы на приобретение сырья, материалов, энергии, заработную плату работникам (оплата трудовых ресурсов).
1. Басовский, Л. Е. Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - Москва : НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.
2. Борисов, Е.Ф. Экономика: учебник и практикум / Е.Ф. Борисов. 7-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2016. – 383 с.
3. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: учеб. пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 480 с
4. Журавлева, Г. П. Микроэкономика: Учебник / Журавлева Г.П.; Под ред. Журавлевой Г.П. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 415 с.
5. Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 440 с.
6. Ильяшенко, В.В. Микроэкономика: учебник / В.В. Ильяшеенко. – М.: КНОРУС, 2016. – 288 с.
7. Ким, И. А. Микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 328 с.
8. Коваленко, А.В. Микроэкономика: учеб.-метод. пособие / А.В. Коваленко, А.В. Бельский; Белорусский государственный университет. – Минск: БГУ, 2013.
9. Корнейчук, Б.В. Микроэкономика: учебник и практикум / Б.В. Корнейчук. – М.: Юрайт, 2016. – 320 с.
10. Микроэкономика : учебник для академического бакалавриата / под редакцией А. С. Булатова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 358 с.
11. Микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Б. Яковлева [и др.] ; под общей редакцией Е. Б. Яковлевой. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с.
12. Микроэкономика: учеб. пособие / [В.А. Воробьев и др.]; под ред. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011.
13. Микроэкономика: учеб. пособие / Н.С. Косов, Г.И. Терехова, Н.И. Саталкина; под ред. Н.С. Косова. – М.: Инфра-М, 2014. – 247 с.
14. Микроэкономика: учебник для вузов / Е.Б. Яковлева, М.А. Ланец, Н.В. Нещерет и др.; под ред. Е.Б. Яковлевой. – 8-е изд. – М.: Юрайт, 2017. – 355 с.
15. Микроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. А.Л. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 353 с.
16. Никулина, И.Н. Микроэкономика: учебник / И.Н. Никулина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 553 с.
17. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – 3-е изд., изм. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2017. – 624 с.
18. Серяков, С.Г. Микроэкономика: учебник / С.Г. Серяков. – М.: Магистр, 2017. – 416 с.
19. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика (для бакалавров): учебник / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. – М.: КноРус, 2016. – 320 с.
20. Шимко, П. Д. Микроэкономика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / П. Д. Шимко. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 240 с.