Введение
1 РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОБЪЕКТЫ: ВИДЫ, УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ПОДХОДЫ К РАЗМЕЩЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.
Розничная торговая сеть – это совокупность торговых организаций (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям
Уровень организации и развития розничной торговой сети определяет качество торговых услуг населению, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборота и рентабельность торговых организаций.
В структуре розничного рынка Беларуси за последнее время произошли значительные изменения. В Беларуси уже сформировано несколько десятков торговых сетей, работа которых организована по всем современным стандартам выкладки с использованием современного торгового оборудования и инфраструктуры. Тем не менее, до сих пор достаточно широко распространена торговля на рынках. Наряду с рынками большую часть отрасли составляют иные торговые объекты, к которым отнесены магазины шаговой доступности, одиночные гипермаркеты, а также киоски и фирменные магазины организаций, производящих продовольственные и непродовольственные товары.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что создание розничных торговых сетей – один из современных методов управления торговым капиталом, который позволяет получать экономию затрат от изменения масштаба деятельности. В условиях усиливающейся конкуренции в торговле возникает необходимость скорейшего возврата денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные ценности, так как капитал, привлеченный в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. На данном этапе развития розничной торговли наибольшую скорость возврата денежных активов обеспечивают именно розничные торговые сети. Поэтому розничная торговля является не только самым крупным, но и наиболее важным сектором как для торговли, так и для экономики в целом.
1 Розничные торговые объекты: виды, условия применения, классификация
Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [8, с. 40].
Рассмотрим такие понятия как «торговая сеть», «торговый объект», «стационарный торговый объект», «нестационарный торговый объект» с точки зрения законодательства Республики Беларусь.
Торговая сеть – два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
Торговый объект – капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.
Стационарный торговый объект – капитальное строение (здание, сооружение), присоединенное к инженерным коммуникациям, или его часть (части), оснащенные торговым оборудованием.
Нестационарный торговый объект – временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям и передвижные средства развозной торговли, оснащенные торговым оборудованием, а также передвижные средства разносной торговли.
Важнейшей составной частью материально-технической базы торговли является розничная торговая сеть, на долю которой приходится более 70% стоимости всех основных фондов отрасли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц [8, с. 306].
Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автомагазин и иные объекты).
2 Оценка состояния розничной торговой сети Республики Беларусь
Розничная торговая сеть любого населенного пункта формируется как взаимоувязанная система, включающая сеть магазинов по реализации товаров первой необходимости (магазины жилой застройки) и сеть магазинов городского значения, обеспечивающих удовлетворение потребности населения в товарах периодического и редкого спроса.
Важность розничной торговой сети определяется ее социально-экономической значимостью, выраженной в сокращении затрат времени покупателей на приобретение товаров. По подсчетам социологов и экономистов, семья на 3-4 человек затрачивает на покупку товаров около 60 часов в месяц.
К показателям качества розничной торговой сети относятся:
- плотность торговой сети – количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;
- обеспеченность населения розничной торговой сетью – торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей;
- доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
- уровень специализации розничной торговой сети – отношение количества специализированных организаций торговли к общему количеству предприятий торговли;
- общая численность торговых организаций;
- средняя торговая площадь магазина;
- соотношение торговой и неторговой площади магазина.
Развитие торговой сети республики носит поступательный характер. Оно направлено на удовлетворение потребительского спроса, повышение культуры торгового обслуживания, увеличение притока покупателей в организованную торговую сеть.
3 Подходы к размещению розничной торговой сети
При осуществлении оптимальной схемы размещения розничной торговой сети необходимо решить следующие задачи:
- разместить розничную торговую сеть так, чтобы затраты времени на покупку товаров были минимальными;
- обеспечить покупателям максимально широкий выбор товаров, не распыляя товары сложного ассортимента по излишне большому количеству магазинов, и максимально приблизить к ним товары повседневного спроса;
- обеспечить каждому магазину необходимый объем товарооборота, условия рентабельной работы;
- эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые ресурсы.
Научно обоснованная планировка торговой сети должна обеспечить высокую культуру торговых услуг и повысить эффективность торговли.
Необходимым условием рационального размещения торговых сетей является разработка долгосрочных планов развития, тесно связанных с региональным планированием и генеральными планами развития сельских поселений.
Для потребительской кооперации в рамках административных районов рекомендуется ступенчатая (концентрическая) система построения розничной торговой сети. Она предполагает дифференцированное размещение торговых объектов по следующим основным типам центров торгового обслуживания: районным центрам, межхозяйственным и внутрихозяйственным центрам, рядовым селам.
В рядовых населенных пунктах размещаются объекты торговли по продаже товаров повседневного спроса через магазины «Мини-маркет», «Продукты», «Автомагазины». Они представляют первую ступень торгового обслуживания.
Во внутрихозяйственных центрах находятся магазины, торгующие товарами повседневного и периодического спроса, – универмаги площадью 650–1000 м2, магазины «Продукты», «Промышленные товары» и некоторые типы специализированных магазинов. Они обслуживают не только собственное, но и тяготеющее население и образуют вторую ступень торгового обслуживания.
Третью стадию составляют торговые объекты, расположенные в районе и по всему сельскохозяйственному центру. Они продают широкий ассортимент товаров для случайных, регулярных и повседневных нужд, обслуживая жителей всего региона, предоставляя им дополнительные услуги. Основными типами магазинов, расположенных в них, являются универмаги с торговой площадью 850-3500 м2 и более, супермаркеты, крупные специализированные магазины.
4 Оценка эффективности использования розничной торговой сети
В Беларуси отмечается заметный рост розничных торговых сетей.
Основными показателями, характеризующими розничную сеть, являются:
- фактическая обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей;
- плотность розничной торговой сети (количество магазинов на 100 км2 территории);
- уровень специализации;
- средний размер магазина (по площади, по товарообороту);
- пропускная способность магазинов;
- радиус обслуживания [Виноградова, с. 309].
Важным показателем для оценки состояния рынка розничной торговли является показатель обеспеченности торговыми площадями.
На 10000 чел. населения Республики Беларусь в 2019 г. приходится 70 ед. розничных торговых объектов (в 2018 г. – 68 ед.).
Обеспеченность населения торговыми площадями за 2019 г. составила 6391,4 м2, что на 288,5 м2 больше по сравнению с 2018 г.
Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади в 2019 г. составил 8,2 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2018 г. на 0,4 млн. руб.
Об эффективности использования розничной торговой сети свидетельствует рост розничного товарооборота, приходящегося на один магазин. Средний розничный товарооборот на 1 магазин за 2019 г. составил 834,2 тыс. руб., что на 61,8 тыс. руб. или 8,0 % больше, чем в 2018 г. За анализируемый период также наблюдается увеличение среднего розничного товарооборота на 1 торговый объект с 645,5 тыс. руб. в 2017 г. до 753 тыс. руб. в 2019 г.
В настоящее время оборачиваемость товаров в организациях сетевой торговли замедлилась, покупатель начал ориентироваться на более низкие ценовые сегменты из-за снижения доходов. Поэтому по многим сетям произошла оптимизация ассортиментного перечня. Белорусские ритейлеры в условиях падения доходов населения вынуждены пересматривать ассортиментные матрицы, делая ставку на средний и экономсегмент. Если роста благосостояния не произойдет и покупательная активность не оживится, все это вкупе с борьбой с импортом и поддержкой отечественного производителя может привести к сужению ассортимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей. Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автомагазин и иные объекты).
Количество розничных торговых объектов в Республике Беларусь в 2019 г. составило 65777 ед., увеличившись по сравнению с 2018 г. на 1412 ед. Наибольшее количество розничных торговых объектов сосредоточено в г. Минске, Брестской и Минской областях, в 2019 г. их количество составило 11452 ед., 10743 и 10513 ед. соответственно. Причем с каждым годом в г. Минске и во всех областях наблюдается увеличение количества торговых объектов. Количество розничных торговых объектов, расположенных в сельской местности, в 2019 г. составило 10806 ед., увеличившись по сравнению с 2018 г. на 96 ед.
По типам торговые объекты в основном представлены магазинами, количество которых в 2019 г. составило 59406 ед., увеличившись по сравнению с 2018 г. на 932 ед.
Еще одним немаловажным трендом, характерным для сферы торговли, является падение доли рынка торговых организаций государственной формы собственности. По формам собственности в структуре розничных торговых объектов наибольший удельный вес приходится на торговые объекты частной формы собственности, доля которой в 2019 г. составила 87,3 % (-0,2 п.п. по сравнению с 2018 г.). Количество розничных торговых объектов государственной формы собственности в 2019 г. составило 4791 ед. или 7,3 % от общего количества (-0,3 п.п. по сравнению с 2018 г.).
Важным показателем для оценки состояния рынка розничной торговли является показатель обеспеченности торговыми площадями на 10000 человек. На 10000 чел. населения Республики Беларусь в 2019 г. приходится 70 ед. розничных торговых объектов (в 2018 г. – 68 ед.).
Однодневный розничный товарооборот в расчете на душу населения в 2019 г. составил 14,1 рубля против 12,9 рубля за аналогичный период предыдущего года.
Обязательным условием рационального размещения торговой сети является разработка перспективных планов ее развития в тесной увязке со схемами районных планировок и генеральными планами застройки сельских населенных пунктов.
1 Грибанова, И.В. Организация и технология торговли / И.В. Грибанова, Н.В. Смирнова. – 4-е изд. – Мн.: РИПО, 2016. – 203 с.
2 Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2015. — 456 с.
3 Жулидов, С.И. Организация торговли: учебник / С.И. Жулидов. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 352 с.
4 Итоги года: главные события в белорусском ритейле за 2019 год: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belretail.by/article/itogi-goda-glavnyie-sobyitiya-v-belarusskom-riteyle-za-god.
5 Квасникова, В. В. Организация и технология торговли: краткий курс / В. В. Квасникова. – Витебск: УО «ВГТУ», 2016. – 86 с.
6 Кент, Т. Розничная торговля: учебник / Т. Кент, О. Омар; пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 719 с.
7 Климченя, Л.С. Организация и технология торговли: практикум / Л.С. Климченя, О.А. Боровская, В.В. Лагойко. – Минск: БГЭУ, 2008. – 235 с.
8 Организация и технология торговли: учебник / С. Н. Виноградова [и др.]; под ред. С.Н. Виноградовой. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 464 с.
9 Официальный сайт Национального статистического комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vnytrennia-torgovlya/roznichnaya-torgovlya/godovye-dannye/.
10 Памбухчиянц, О.В. Организация торговли / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2017. – 296 с.
11 Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск: БГЭУ, 2017. – 426 с.
12 Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / [Н.В. Егарева и др.]. – Москва: КноРус, 2010. – 416 с.
13 Солодилов, К. В. Социальная значимость розничных торговых сетей / К.В. Солодилов // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 166-168.
14 Статистический ежегодник Республики Беларусь 2020: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/c68/c68ec3c1ac53374bedc363044769f2c1.pdf.
15 Чеглов, В.П. Экономика и организация управления розничными и торговыми сетями. Практикум / В.П. Чеглов. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. – 224 c.
16 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года № 128-З (в ред. от 13.07.2016 № 397-З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
17 О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания: Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
18 О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (в ред. от 30 декабря 2020 г. № 772) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
19 О создании и функционировании рынков: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686 (в ред. от 30 декабря 2020 г. № 772) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
20 Об утверждении Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам: Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15 сентября 2020 г. № 59 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
21 О классификации форм розничной торговли: Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 56 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.