Введение
1 Теоретические аспекты конкурентных преимуществ
1.1 Конкурентные преимущества: сущность, виды и основные направления обеспечения конкурентного преимущества
1.2 Структура механизма формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия
2 Анализ конкурентных преимуществ ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский
2.2 Анализ конкурентной среды ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский
3 Основные направления повышения конкурентного преимущества ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский
3.1 Рекомендации по повышению конкурентного преимущества
3.2 Оценка экономического эффекта от мероприятий
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Оценка конкурентных преимуществ на предприятиях и планирование повышения уровня требуют развития моделей, позволяющих не только оценивать, но и предоставлять информацию для управления ключевыми компетенциями и конкурентными преимуществами предприятия.
Для выживания в современных условиях конкуренции предприятия пытаются повысить свою конкурентоспособность, что толкает их на совершенствование систем управления, но, несмотря на обширные теоретические и практические наработки, в этом вопросе существуют проблемы связанные с интеграцией различных подходов и концепций между собой. В концепцию конкурентных преимуществ, как систему управления, до сих пор не в полной мере интегрированы современные разработки по управлению конкурентными преимуществами. Недостаточная интеграция систем управления между собой приводит к недостатку теоретических и практических разработок и порождает трудности с их применением на практике. Реализация процессов управления конкурентными преимуществами в системе предприятия осложняется недостаточной теоретической и практической базой. Отсутствуют необходимые методики управления конкурентными преимуществами в рамках системы на предприятии, недостаточно развиты механизмы управления ключевыми компетенциями.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что сложившаяся ситуация требует решения имеющихся проблем управления конкурентными преимуществами на предприятии. Управление конкурентными преимуществами, ввиду значимости и сложности, должно осуществляться в рамках предприятия, как наиболее перспективной и глобальной концепции управления предприятием. В современных условиях ужесточения конкуренции развитие современных систем управления является очень важным направлением науки.
Целью курсовой работы является оценка конкурентных преимуществ ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский в модели управления конкурентными преимуществами и разработка направлений для повышения конкурентных преимуществ. Поставленная цель предопределила потребность в постановке и решении следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть сущность, виды и основные направления обеспечения конкурентного преимущества;
- изучить структуру механизма формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский;
- провести анализ конкурентной среды;
- дать рекомендации по повышению конкурентного преимущества.
1 Теоретические аспекты конкурентных преимуществ
1.1 Конкурентные преимущества: сущность, виды и основные направления обеспечения конкурентного преимущества
По своему общему содержанию конкурентоспособность – это ориентация предприятия на: выявление потребностей потребителей и тенденций развития; систематическое изучение поведения и возможностей конкурентов; изучение и практический учет состояния и тенденций развития рынка; мониторинг внешней среды и ее тенденций; возможность создать такой продукт и донести его до потребителя таким образом, чтобы потребитель предпочел свой продукт конкуренту [10].
Наличие конкурентного преимущества показывает, насколько стратегия, политика и текущая деятельность предприятия соответствуют мировым тенденциям развития, насколько оно способно создать для себя достаточно надежное отставание развития на будущее. Более того, потенциал, используемый для повышения конкурентоспособности, может быть технологическим, производственным, организационным, социальным и т. д., в зависимости от преследуемых целей [12, c. 86].
Повышение внимания к развитию предприятий в условиях конкуренции естественно ставит вопросы разработки и практического создания эффективного механизма управления и повышения его конкурентоспособности, где особое место занимает руководство конкурентными преимуществами предприятия [14, c. 464].
Под конкурентными преимуществами предприятия понимается его реальная и потенциальная способность с учетом имеющихся для этого возможностей разрабатывать, производить и продавать в конкретных условиях товары, которые с точки зрения своих потребительских и стоимостных характеристик более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов [11, c. 43].
Основными направлениями обеспечения конкурентного преимущества предприятия являются: концентрация ресурсов компании для прогнозирования действий конкурентов, сохранение инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности компании. на рынке путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами [13, c. 188].
Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которое формирует «потребительскую ценность» из-за снижения затрат или повышения эффективности.
Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную долю компании, т. е. способность фирмы заставить рынок принять цену продукта выше, чем у приоритетных (наиболее опасных) конкурентов, но не обеспечивает соответствующего отличительного качества. Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве компании с точки зрения издержек производства, управления компанией или продуктом, что создает «ценность для производителя» и более низкую стоимость, чем у конкурента. Это преимущество может быть создано за счет реализации стратегии доминирования затрат путем внедрения организационных и производственных инноваций компании [15, c. 656].
2 Анализ конкурентных преимуществ ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский
Нарочанский филиал был основан в 1945 году, когда строился Молодечненский молочный комбинат. Предприятие введено в эксплуатацию с мощностью переработки 40 т. молока в смену.
В 1971 г. были введены в эксплуатацию фабричные здания с цехом по производству сыра в недавно построенном здании. Мощность завода составляла уже 60 тонн переработки молока в смену. С 1991 г. организация занимается упаковкой продукции в пластиковые пакеты Fin-Pak. В 1995 году была введена в эксплуатацию линия по производству глазированных сырков производительностью 1,5 тонны в смену. В 2000 году были установлены автоматы для розлива молока в упаковку Pure-Pak. В том же году освоено производство «живых» йогуртов с фруктовой начинкой.
В 2005 г. была введена в эксплуатацию линия по производству технического казеина. Организация производства технического казеина обусловлена необходимостью переработки обезжиренного молока непосредственно на предприятии с целью снижения затрат на переработку сырья, более полной переработки сырого молока, сокращения поставок сырья на другие предприятия.
В марте 2008 г. была запущена линия по производству творога для производства традиционного творога, мягких сыров с производительностью 700 кг. в час или 5,0 т. в смену. Ввод в эксплуатацию линии позволил автоматизировать производство творога, увеличить объемы его производства, а также расширить ассортимент продукции с лучшими количественными и качественными показателями.
В марте 2009 г. ОАО «Молодечненский молочный комбинат» включило: Молодечненский молочный комбинат, Воложинский маслозавод, Вилейский молочный комбинат и Нарочанский молочный комбинат.
Головная компания ОАО «Молодечненский молочный комбинат» находится по адресу: Молодечно, ул. Нагорная, 7. Производственная площадка предприятия расположена в юго-восточной части г. Молодечно.
Компания специализируется на выпуске широкого ассортимента цельных молочных продуктов (молоко, сливки, биоэфир, кисломолочные напитки, молочная сыворотка, сметана, творог, творог, глазированные творожные массы), а также некоторые виды сыров.
3 Основные направления повышения конкурентного преимущества ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский
3.1 Рекомендации по повышению конкурентного преимущества
При анализе деятельности ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский было установлено, что предприятие имеет возможность конкурировать с другими предприятиями молочной промышленности на территории г. Минска и Минской области.
Анализируя свои позиции, организация решает вопрос о собственном позиционировании, однако, необходимо более настойчивое предложение самих товаров и ее имиджа, которое позволит целевому сегменту рынка: четко понять содержание предложения и репутацию организации и понять ее отличие (преимущество) от конкурентов. Позиционирование даст возможность ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский определить характер восприятия целевыми потребителями молока и молочной продукции.
Но для определения положения товара на рынке необходимо понимание того, как потребители, к которым организация обращается, определяют для себя ценность, на чем основывается их выбор с учетом предложения конкурентов, оценивать внешнюю среду предприятия. Что касается завоевания лидерства по показателям качества продуктов, то предприятие может и должно поставить себе цель.
Осуществление рассылки данных о выходе новых видов молочной продукции по почтовым ящикам является малобюджетным видом рекламы, который отличается высоким уровнем эффективности.
В том случае, если эффект от рекламной кампании ожиданий не оправдывает, заказчики, как правило, начинают анализ результатов с качества доставки. И в этом они абсолютно правы. На Западе рассылка по почтовым ящикам осуществляется обычным способом, через отделения связи. Каждый рекламный буклет или листовка передаются потребителю в конверте, наравне с другой корреспонденцией. В случае с Республикой Беларусь, это невозможно уже потому, что будет стоить слишком дорого. К тому же, учитывая качество работы почтовых служб, никто не даст гарантий относительно того, сколько рекламных рассылок реально дойдет до потребителя.
В настоящее время многие отделения связи оказывают платную услугу разноски рекламных материалов. Но стоимость их работы достаточно высока, к тому же контролировать качество доставки нет никакой возможности.
Безадресная доставка может осуществляться так же небольшими фирмами, работающими по территориальному принципу. Как правило, они пользуются услугами надомников, либо штатных разносчиков. Чаще всего организационные проблемы и кадровая политика таких организаций не позволяет говорить о какой-либо эффективности рекламной кампании, проводимой при их участии. Понятия мобильности и соблюдения сроков в данном случае даже не рассматриваются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практически каждая организация употребляет в рекламных целях такое понятие, как конкурентные преимущества. Однако, для того, чтобы успешно действовать на рынке, необходимо уметь создавать и правильно использовать этот мощный маркетинговый инструмент.
Конкурентное преимущество – это реальный маркетинговый инструмент, с помощью которого организация позиционирует себя на рынке и помогает покупателям делать осознанный выбор в ее пользу. Другими словами, это конкретные преимущества одного предложения перед другим, одной организации перед другой.
Исследование структуры механизма формирования и управления конкурентными преимуществами, позволило установить, что оценку системы управления конкурентными преимуществами предлагается рассматривать как специфическую характеристику, которая отражает как уровень, так и динамику развития системы управления как с качественной, так и с количественной стороны. Основным конкурентным приоритетом современного развития является способность создавать абсолютно новые идеи, услуги, продукты и виды бизнеса.
При анализе основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский, было установлено, что объём производства продукции имеет тенденцию роста, абсолютное изменение составило 3 275 тыс. р. Темп прироста объёма производства составил 8,63 п. п. Рост данного показателя свидетельствует об увеличении объёмов продаж. Так, в 2017 году прибыль от реализации продукции увеличилась на 141 тыс. р. В ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ф-л Нарочанский средняя производительность одного работника увеличилась на 9,16 тыс. р. Среднесписочная численность работников за 2017 г. снизилась на 7 человек.
За 2016-2017 гг. значение коэффициента текущей ликвидности снизилось с 0,51 до 0,35, что на 0,16 п. п. меньше (нормативное значение коэффициента составляет 1,5), следовательно, обеспеченность организации собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации ухудшилась. При анализе эффективности использования основных средств рассчитывается показатель фондоотдачи, который показывает объём товарооборота на каждый рубль учитываемых на балансе основных средств. В 2017 г., фондоотдача имеет тенденцию к снижению на 0,03р. / р. или на 1,51 п. п. в связи со снижением объёма производства.
1. Айдинова, А. Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / А. Т. Айдинова, Е. С. Головко // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 371–373.
2. Алексеев, А. А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции / А.А. Алексеев. – Минск, 2014. – 20 с.
3. Алманова, Н. Д. К вопросу о взаимосвязи понятий «конкуренции» и «конкурентоспособность» / Н. Д. Алманова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 176–180.
4. Арай, Ю. Н. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве / Ю. Н. Арай // Российский журнал менеджмента. – 2014. – № 4. – C. 55-78.
5. Бабошин, А. В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной теории конкуренции / А. Бабошин // Современная конкуренция. – 2014. – № 2. – С. 23-27.
6. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 219 с.
7. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. – 2017. – №4 (65). – С. 29–35.
8. Берзин, И. Маркетинговый анализ / И. Берзин. – М.: КНОРУС, 2015. – 480 с.
9. Болодурина, В.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия / В.А. Болодурина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. –№ 11–1 (42). – С. 18–21.
10. Войцеховская, И.А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности / И. А. Войцеховская // Проблемы современной экономики. – 2011. – №1
11. Воронов, Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. – 2015. – №1. – С. 39–53.
12. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габидова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
13. Глубокий, С. В. Маркетинг / С. В. Глубокий. – Минск: Тонпик, 2014. – 188 с.
14. Головачев, А. С. Экономика организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2013. – 464 с.
15. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. – М.: Инфра-М, 2013. – 656 с.
16. Горшков, Р. К. Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия / Р.К. Горшков // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 2. – С. 114–117.
17. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2015. – 520 с.
18. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
19. Забелин, П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.–195 с.
20. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управ¬ление предприятием: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М (Сер. «Высшее образование»), 2014. – 468 с.
21. Клочков, В.В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности / В.В. Клочков // Российский экономический журнал. – 2014. – № 6. – С. 74–78.
22. Корсак, А. С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А. С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 5. – С. 57–61.
23. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е европейское изд / Ф. Котлер, А. Гари. – Москва: Вильямс, 2015. – 752 c.
24. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. – 139 c.
25. Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 374–377.
26. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 335 с.
27. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
28. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 25.09.2019.
29. Рубин, Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. Монография / Ю.Б. Рубин. – М.: Маркет ДС, 2016. – 3-е изд. – 458 с.
30. Сысоева, Е. А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие / Е.А. Сысоева // Экономические науки. Экономика и управление. – 2015. – № 12. – С. 283–287.
31. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2015. – 544 с.
32. Черченко, И. В. Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики / И.В. Черченко // Вестник БГУ. – 2016. – № 3. – С. 72–75.
33. Шкардун, В. Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – №4. – С. 44–54.