Введение
1 Теоретические аспекты проблемы социально-экономического наполнения семейных форм устройства детей-сирот в Республике Беларусь
1.1 Семейные формы устройства детей-сирот в Республике Беларусь
1.2 Денежные нормы расходов на государственное обеспечение и другие формы социально-экономического наполнения семейных форм устройства детей-сирот в РБ
2 Состояние проблемы социально-экономического наполнения семейных форм устройства детей-сирот в Республике Беларусь
2.1 Опыт работы ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения», связанный с семейными формами устройства детей-сирот
2.2 Оценка детьми-сиротами социально-экономического наполнения семейных форм устройства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Семья является самым первым и основным социальным институтом в жизни каждого ребенка, поэтому ее потеря влияет на его дальнейшее развитие и препятствует развитию самостоятельности, инициативы, гендерной идентичности и т.д. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот [11, с. 45].
Сиротство – это социальное явление, вызванное присутствием в обществе детей, чьи родители умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей, в результате лишения родительских прав, признания родителей юридически недееспособными, пропавших без вести и т.д. Сюда же входит категория детей, чьи родители не лишены родительских прав, но на самом деле не заботятся о своих детях [2, с.5].Сиротство как социальное явление существует столько, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте радикальных реформ чрезвычайно актуальны, они являются новыми и достаточно сложными как в теоретическом, так и в практическом плане. Эти вопросы носят межотраслевой характер, находятся на пересечении проблемных областей социологии, социальной психологии и педагогики, и затрагивают также в проблемы социальных источников и социального содержания феномена сиротства, социальной политики по отношению к этой категории населения, размещения детей-сирот в приемных семьях, их размещение в соответствующих учреждениях, проблемы образования, социальные льготы и выплаты, жилье.
Проблема сиротства является одной из самых острых проблем современного общества. В Республике Беларусь ведется систематическая работа по реализации права на жизнь и воспитание семьи детей, потерявших родительскую опеку. Разнообразные формы семейного устройства (усыновление, опека, приемная семья, детский дом семейного типа) значительно расширяют возможности для реализации права ребенка на жизнь в семейной среде. На сегодняшний день теоретики и практики, занимающиеся проблемами социального сиротства, пришли к общему мнению, что школы-интернаты являются экономически неоправданной и социально неприемлемой формой размещения детей. Расходы государства на содержание одного ребенка в год в семейных формах воспитания ниже, чем в государственных учреждениях.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы социально-экономического наполнения семейных форм устройства детей-сирот в Республике Беларусь
1.1 Семейные формы устройства детей-сирот в Республике Беларусь
В соответствии с Законом РБ от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» [10] и Декретом Президента РБ от 24 ноября 2006 года №18:
–дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
–дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, наличия у родителей заболевания, состояния, препятствующих выполнению родителями обязанностейпо воспитанию и содержанию детей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;
–лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
–лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания[10].
В качестве приоритетных направлений в сфере реализации государственной социальной политики с целью улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь следует рассматривать защиту их прав и интересов, полноценную реабилитацию, социализацию и успешную интеграцию в общество. И одна из мер по реализации государственной политики – развитие института замещающих семей. Анализ отечественного и мирового опыта наглядно демонстрирует тенденцию: гарантия того, что ребенка ожидает благополучное будущее, выше у тех детей, которые выросли и воспитывались в семье, по сравнению со сверстниками, воспитанными в учреждении[9, с.2].
Глава 2 Состояние проблемы социально-экономического наполнения семейных форм устройства детей-сирот в Республике Беларусь
2.1 Опыт работы ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения», связанный с семейными формами устройства детей-сирот
ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения» зарегистрировано в 2003 году и расположено по адресу: Гродненская область, г.Лида, ул. Варшавская, д.9.
В ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения» сформирован банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Для бывших выпускников детских интернатных учреждений разрабатываются индивидуальные психолого-коррекционные программы. Практически каждый из них получает в центрах поддержку.
В настоящее время детский дом осуществляет содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем и самостоятельно принимать решения.
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ведется такими отделениями, как:
–отделением социальной поддержки (заведующий – Т.Л. Федюкевич), специалисты которого: а) осуществляют прием и подготовку к рассмотрению заявлений от законных представителей детей-сирот на предоставление государственной адресной социальной помощи; б) распределяют среди семей, воспитывающих детей-сирот, гуманитарную помощь;
–отделением первичного приема информации, анализа и прогнозирования (заведующий – Е.В. Кондратович), специалисты которого: а) осуществляют первичный прием, выявляют имеющиеся у граждан потребности в социальных услугах, направляют граждан в соответствующие подразделения Центра, а в случае необходимости – в другие организации, оказывающие социальные услуги; б) обследуют материально-бытовое положение замещающих родителей, обратившихся за оказанием материальной помощи, государственной адресной социальной помощи; в) создают и актуализируют банк данных семей, воспитывающих детей-сирот;
Заключение
В ходе исследования осуществлен анализ проблемы социально-экономического наполнения семейных форм устройства детей-сирот в Республике Беларусь.
Так, рассмотрены семейные формы устройства детей-сирот в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опекунство (попечительство), приемная семья, патронат, наставничество (гостевой режим, или режим «выходного дня»).Правовая база, регламентирующая деятельность по защите детей-сирот в Республике Беларусь, является достаточно разработанной: Закон РБ «О правах ребенка», Кодекс об образовании, Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Кодекс о браке и семье и другие.
Также раскрыты денежные нормы расходов на государственное обеспечение и другие формы социально-экономического наполнения семейных форм устройства детей-сирот в РБ.
Согласно законодательству о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование расходов по обеспечению гарантий по социальной защите детей-сирот осуществляется за счет республиканского и местного бюджетов. При разных формах устройства детей в семью разное участие государства. Постановлением Правительства от 2019 г. установлены новые денежные нормы расходов на государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Далее изучен опыт работы ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения» по взаимодействию с семейными формами устройства детей-сирот.
В практике деятельности ТЦСОН г. Лидаактивно используются различные технологии, направленные на становление самостоятельности детей-сирот, взаимодействие с различными службами и социальными партнерами. В то же время на основе анализа деятельности территориального центра был сделан вывод о возможностях оптимизации социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи. Это может быть сделано за счет предложенного проекта «Школа приемных родителей», направленного на формирование позитивного отношения общества к усыновлению; поддержку семей, находящихся в сложной жизненной ситуации; оказание информационной и методической поддержки органам опеки и попечительства для повышения эффективности их деятельности.
1. Алоева, А.А. Дети и деньги / А.А. Алоева. – Ростов – н/Д.: Феникс, 2008. – 238с.
2. Брутман, В.И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема / В.И. Брутман. – М.: Асопир, 2004. – 156 с.
3. Бубен, С.С. Адукацыя i правы чалавека: погляд у будучыню / С.С. Бубен // Праблемы выхавання. – 2001. – №1. – С. 4-13.
4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1997. – 290 с.
5. Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Беларусь. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http: // www.mintrud.gov.by.
6. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998г.,№ 218-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 3 июля 2011 г., № 285-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 78. – 2/1837.
7. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. – М.: Формат, 2006. – 179 с.
8. Жилищный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 22 марта 1999 г., № 278-З // Нац. реестр правовых актов. Респ. Беларусь. – 1999. – № 28. – 2/238.
9. Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. №73-3 «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 25 декабря 2005 г. №2/1170.
10. Исакова, Е.Л. Защита детства как социокультурная ценность / Е.Л. Исакова // Праблемы выхавання. – 2000. – № 2. – С. 45-51.
11. Исследование барьеров развития национального усыновления в Республике Беларусь / О.А. Дмитриева [и др.] – Мн.: ДИВИМАКС, 2009. - 68 с.
12. Карташкин, В.А. Конвенция о правах ребенка / В.А. Карташкин // Международные акты о правах человека: сборник документов / Е.А. Лукашева; сост. и науч. ред. В.А. Карташкин. – 2-е изд., доп. – М.: НОРМА, 2002. – С.306–323.
13. Кедярова, Р.Н. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема / Р.Н. Кедярова // Сацыяльна-педагагiчная работа. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2008. - № 5. – С. 34-40.
14. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: ЗаконРесп. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 278-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 7 января 2012 г., № 342-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 9. – 2/1894.
15. Комментарии к кодексу Республики Беларусь о браке и семье / В. Г. Тихиня [и др.] ; под. ред. В. Г. Тихини. – Мн.: Светоч, 2000. – 304 с.
16. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 г. и от 17 октября 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2005. – 45 с.
17. Круглов, В.А. Семейное право Республики Беларусь: краткое изложение курса / В.А. Круглов, Е.В. Шейпак, В.С. Шейпак. – М.: Дикта, 2004. – 208 с.
18. Марчук, Г.С. Частная опека и охрана прав детей в Республике Беларусь: стат. сб.: по состоянию на 01.01.2013 г. / Г.С. Марчук - Минск: Гл. информ. - аналит. центр Министерства образования Республики Беларусь, 2013. - 59 с.
19. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие / Л.Ю. Михеева; под ред. Р.П. Мананковой. – М.: Дашков и К?, 2002. – 248 с.
20. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 312 с.
21. Несовершеннолетние в Республике Беларусь / Под общ.ред. И.О. Грунтова. – Мн.: Тесей, 1999. – 607 с.
22. Никончук, А.С. Права ребенка в законодательных актах Республики Беларусь / А.С. Никончук // Праблемы выхавання. – 2001. – №1. – С.60-65.
23. Новейший психологический словарь (текст) / Под общей ред. В.Б. Шапаря. – Изд.3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806 с.
24. Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004, №47: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 23.07.2010 г., № 1095 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2013.
25. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: ЗаконРесп. Беларусь, 30 окт. 1992 г., № 1898-XІІ; в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 329-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 2. – 2/1881.
26. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 1 августа 2002 г., № 136-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г., № 105-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 15. – 2/1657.
27. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII; в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 нояб. 2008 г., № 451-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 277. – 2/1547.
28. Орлова, М.Н. Социально-экономическое наполнение семейных форм устройства детей-сирот в Республике Беларусь / М.Н. Орлова // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. – С. 153-156.
29. Пенкрат, В.И. Семейное право Республики Беларусь: практ. пособие. – Мн.: Молодежное научное сообщество, 2001. – 180 с.
30. Погорелова, О.А. Основы охраны детства: курс лекций для студентов педагогического факультета, слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров / О.А. Погорелова, И.Р. Дзик. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 228 с.
31. Подофёдова, А.С. Приёмная семья как форма защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.С. Подофёдова // Адукацыя i выхаванне. – 2007. – № 2. – С.11-15.
32. Порядок отбора кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели и сопровождения приемных семей и детских домов семейного типа. Методические рекомендации для специалистов органов управления образования, социально-педагогических и детских интернатных учреждений / Н.С. Поспелова [и др.]; под общ. ред. Г.И. Руденковой. - Мн.: Представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2010. - 143 с.
33. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2019 г. № 621 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 и от 26 января 2009 г. № 94» [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.09.2019, 5/47024. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21900621&p1=1&p5=0
34. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей / Редколл. С.Д. Матюшкова, С.Г. Туболец, Н.Э. Шабанова; под науч. ред. А.П. Орловой. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. – 220 с.
35. Программы по профилактике социального сиротства в Республике Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http: // www.pro-life.by.
36. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2007. – 290 с.
37. Синкевич, Н.Ф. / Регламентация иностранного усыновления в международном частном праве / Белорусский журнал международного права и международных отношений / Международное общественное объединение "Развитие" [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://evolutio. info/content/view/608/54/
38. Старовойтов, О.М. Международная защита прав ребенка: учеб.пособие / О. М. Старовойтов. –Мн.: БГУ, 2007. – 132 с.
39. Технологии социальной работы. Учебник [Текст] / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Инфра-М, 2001. – 400 с.
40. Трудовой кодекс Республики Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь, 29 июля 1999 г., № 296-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 декабря 2010 г., № 225-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 4. – 2/1777.
41. Формы устройства ребенка в семью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gymn146.minsk.edu.by/main.aspx?guid=5161.
42. Чечет, В.В. Реализация в Республике Беларусь предложений Комитета по правам ребенка при ООН / В.В. Чечет, Л.С. Борисик // Сац.-пед. работа. – 2006. – № 1. – С.3-9.