Введение
1 Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
2 Понятие, структура и роль налоговой системы в развитии национальной экономики
3 Особенности и проблема повышения эффективности системы налогообложения Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ключевых правовых понятий по праву считается понятие «налог». Налоги – один из важнейших элементов экономики государства, служащие источником дохода государственного бюджета и регулирующие не только экономические, правовые, но и социальные, демографические и иные процессы. Налоги обеспечивают условия для развития бизнеса и улучшения имущественного положения граждан. Кроме того, от суммы поступления налогов напрямую зависит, сможет ли государство выполнить возложенные на него функции. От того, насколько точно зафиксировано понятие налога в законодательстве, напрямую зависит эффективность осуществления налогового администрирования уполномоченными на то органами, налоговое поведение граждан и социальные последствия. Актуальность исследуемой работы заключается в том, что в современной налоговой системе продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Проблемы возникают в области налогового законодательства; собираемости налогов и сборов; налогового администрирования и контроля. Цель курсовой работы – выявить актуальное состояние налоговой системы Республики Беларусь. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции налогов и принципы налогообложения;
- рассмотреть понятие, структуру и роль налоговой системы в развитии национальной экономики;
- выявить особенности и проблемы повышения эффективности системы налогообложения Республики Беларусь.
Объект исследования: налоговая система. Предмет исследования: налоговая система Республики Беларусь. Информационной основой исследования выступают теоретическая и периодическая литература по теме курсовой работы, данные Интернет-ресурсов, научные статьи и статистические издания. Методологическую основу курсовой работы составили следующие научные методы: метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, сравнение и группировка, графический метод.
1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Сложность понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие не только экономическое, но правовое и социальное, жестко связанное с категорией «государство». Таким образом, изучая природу налогов, в зависимости от целей и задач исследования можно выделить различные аспекты, экономический, правовой или социальный. Для понимания природы налога важно не просто отметить сочетание в нем трех сущностных аспектов, но и выяснить их соотношение между собой. Наиболее глубинной сущностью налога следует считать его социальную сущность, так как любой налог всегда отражает общественные отношения. Поскольку из всего многообразия социальных отношений налоги выражают отношения, связанные с распределением созданных материальных благ, т. е. экономические отношения, они обладают экономической сущностью. Правовая природа налога – это сущность внешнего уровня, наиболее близкая к проявлению налога на поверхности общественных отношений. Правовые аспекты сущности налогов в большей мере связаны с внешними признаками налогов, их конкретными видами, условиями их применения в рамках законодательно определенной налоговой системы каждого государства на каждом историческом этапе его развития. Это наиболее изменчивая сущность налога в ней в большей мере проявляется зависимость налогов от конкретных исторических условий существования того или иного общества, государства [2, с. 7]. Социальная природа налогов характеризуется отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Экономическая сущность проявляется в том, что с помощью налогов государство осуществляет присвоение части созданных материальных благ, производит их перераспределение в процессе выполнения своих функций. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц, путем отчуждения принадлежащих им денежных средств в определенных законом размерах и в установленные сроки [5, с.21]. Социальная природа налога может быть закреплена в следующем определении: налог – это общественное отношение между государством и другими социальными субъектами по поводу распределения общественных продуктов (благ). С позиции его экономической сущности налог – это способ обобществления части индивидуальных доходов (части национального дохода) в целях удовлетворения общественных потребностей. Правовую природу налога в полной мере выражает определение налога, зафиксированное в Налоговом кодексе Республики Беларусь ст. 6: Налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [9].
2 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией экономической категории «налог». Налоговые системы на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей и отличаются друг от друга по набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам, процедурам исполнения налоговых обязательств и др. Налоговые системы современных государств - результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговые системы различных государств, а главное, - международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий. Несмотря на широко используемый в экономической литературе термин «налоговая система», он не получил однозначного толкования. Одни ученые экономисты определяют понятие налоговой системы только как совокупность действующих налоговых платежей [4, с. 11]. Другие рассматривают «налоговую систему» шире, акцентируя на процедурах и механизмах исчисления и взимания налогов. «Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания» [7, с. 16]. Третьи включают в понятие «налоговая система» органы, обеспечивающие налоговый контроль. «Налоговая система — совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов» [1, с. 14]. Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков). В каждом государстве в соответствии с его административно-территориальным устройством в структуре налоговой системы выделяется общегосударственный и территориальные уровни. В государствах с федеративным устройством уровни налоговой системы включают в себя федеральный, региональный (субъектов федерации) и местный. В странах с унитарным устройством в уровни налоговой системы входят республиканский и местный уровни.
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный экономический феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики. В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами прямых и косвенных налогов. На налоговые поступления в структуре доходной часта бюджета Республики Беларусь приходится, как правило, более 80 %. Говоря об эффективности системы налогообложения необходимо отметь, что с 1 января 2019 года в силу вступил новый Налоговый кодекс Республики Беларусь. Кодекс не содержит мер по снижению налоговой нагрузки, он упрощает некоторые вопросы ведения бизнеса. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа. Среди важных новшеств Налогового кодекса можно выделить упрощение администрирования налогов, изменение подхода к начислению пени, отмену ставки налога на недостроенную недвижимость и отмену права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставку налога на неэффективно используемые или неиспользуемые объекты недвижимости или земельный налог на участки с такими объектами [9]. Новая редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25%. Власти были вынуждены пойти на такой шаг для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к реализуемому в России налоговому маневру в нефтяной отрасли, который негативно сказывается на экономике белорусской нефтепереработки. Кроме того, гибкая акцизная политика применена в отношении алкогольной продукции. В частности, акцизы на крепкий алкоголь, плодовое вино и пиво не повысились по сравнению с прошлым годом с учетом интересов производителей. Создаваемая в Беларуси информационная база данных о доходах граждан заработает с 1 января 2021 г, когда предприятия и предприниматели начнут вносить в нее данные о доходах физлиц. Ранее планировалось, что подача в базу данных о доходах граждан начнется с 1 января 2019 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать вывод, что налоги можно рассматривать как различные категории (социальная, правовая, экономическая). С правовой точки зрения налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Экономическая природа налогов реализуется посредством присущих им функций: контрольная, распределительная. Также некоторые авторы выделяют регулирующую и внешнеэкономическую функции. Иногда распределительную функцию наделяют рядом подфункций, таких как стимулирующая, дестимулирующая и воспроизводственная. Если рассматривать принципы налогообложения в Республике Беларусь, то можно выделить следующие: законность, обязательность, равенство, презумпция добросовестности, справедливость, стабильность налогового законодательства, гласность налогового законодательства. Налоговая система — это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов. Элементами налоговой системы являются виды налогов, субъекты налогов, органы государственной власти и законодательная база. Роль налогов в экономической системе Республики Беларусь заключается в том, что около 80 % консолидированного бюджета страны формируется за счёт налоговых поступлений, что позволяет финансировать деятельность государства. В структуре налоговых поступлений наибольшую долю занимает НДС, подоходный налог, налоги от ВЭД. Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь: сложный механизм налогообложения в целом, который порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов; нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования; не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики. Возможными решениями могут стать: упрощение механизма налогообложения; создание стабильного законодательства; продолжению налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки и создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности.
1 Вотчель, Л.М. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Л.М. Вотчель. – М. : Фоминта, 2016. – 120 с.
2 Евстегнеев Е. Н. Налоги и налогообложение : Теория и практикум : учеб. пособие / Е. Н. Евстегнеев, Н. Г. Викторова. М. : Проспект, 2014. 520 с.
3 Коровкин В. В. Основы теории налогообложения : учеб. пособие для вузов / В. В. Коровкин. М. : Экономистъ, 2016. – 576 с.
4 Куликов, Н.И. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 388 с.
5 Малыш, Е. В. Налоги и налогообложение : учеб.-метод. пособие / Е. В. Малыш ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 112 с.
6 Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nalog.gov.by/ru/ – Дата доступа: 27.03.2019
7 Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под общей редакцией к.э.н., доцента Лазуриной О. М. – Ярославль: МФЮА, 2015. – 220 с.
8 Налоги: учеб. пособие / Д.Г. Черник [и др.]; под ред. Д.Г. Черника. — 5-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 112с.
9 Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З: Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г., одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: в ред. Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
10 Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 № 71-3: принят Палатой представителей 11 декабря 2009г., одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.: в ред. Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 15-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
11 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by
12 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2017 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by
13 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2016 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by
14 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2015 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by
15 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2014 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by
16 Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение : учебник / В.Г. Пансков. – М. : Юрайт, 2015. – 159 с.
17 Проект «Ведение бизнеса» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org
18 Рыманов А. Ю. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для студентов / А. Ю. Рыманов. М. : ИНФРА-М, 2014. – 508 с.
19 Смольянинов Н. Е. Основы теории налогов и налогообложения : учеб. пособие / Н. Е. Смольянинов. Уфа : УГАТУ, 2015. – 107 с.