Введение
Глава 1 Общая характеристика социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
1.1 Понятие социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
1.2 Место социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Глава 2 Проблемы и пути совершенствования социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
2.1 Проблемы социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
2.2 Пути совершенствования социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время перед государством в условиях рыночной экономики стоит одна из наиболее сложных и противоречивых задач, так с одной стороны, деятельность государства должна быть направлена на обеспечение благосостояния всех групп общества и соблюдение социальной справедливости, а с другой стороны, оно должно ориентироваться на достижение рыночной эффективности.
Соответственно, от грамотного решения этой двойственной задачи, а именно сочетания эффективности и справедливости во многом зависит уровень благосостояния общества (общественного благосостояния), то есть зависит напрямую уровень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами.
Социальная помощь представляет собой финансирование из государственного бюджета потребностей отдельных индивидов или категорий населения в случае, если они не имеют других источников существования.
Таким образом, социальная помощь носит адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых взносах, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов. Она может предоставляться не только в денежной, но и в натуральной форме (горячее питание, обеспечение лекарствами и т.д.)
Социальное обслуживание предназначено для оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг, создания условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Принципами соц. обслуживания являются: адресность, гуманизм, социальная справедливость, конфиденциальность, добровольность.
Услуги соц. Обслуживания могут предоставлять как государственные, так и частные организации (центры соц. Обслуживания, социальные приюты, отделения социальной помощи на дому, дома-интернаты, геронтологические центры и т.д.).
Принят закон «О социальном обслуживании», отрабатываются и внедряются нормативы социального обслуживания.
Глава 1 Общая характеристика социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
1.1 Понятие социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
В этой связи, основным и достаточно эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает, прежде всего, государственная политика доходов, которая осуществляется по двум основным направлениям:
1) регулирование доходов населения (регулирование оплаты труда, индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения);
2) перераспределение доходов через государственный бюджет.
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. В связи с происходящими изменениями в уровне стоимости жизни в интересах социальной защиты населения осуществляется индексация доходов повышение уровня доходов с целью частичной или полной компенсации их обеспечения в результате инфляции.
Наряду с уровнем жизни используется и такой показатель, как качество жизни. Данный показатель характеризуется тем, что помимо совокупности благ и услуг, получаемых людьми, он включает еще качественную сторону жизни населения здоровье, физическое развитие, уровень образования, условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состояние экологии. Это наиболее полный показатель, отражающий благосостояние нации.
Социальная политика это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), которая направлена на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства. Она сориентирована на конечные цели и результаты экономического роста и в этом плане является важнейшей составляющей политики экономического роста. Сегодня от социальной политики зависят возможность получить образование, осуществлять профессиональную подготовку кадров, переквалификацию рабочей силы, а также мотивацию к трудовой и предпринимательской деятельности.
Глава 2 Проблемы и пути совершенствования социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
2.1 Проблемы социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Статистка потребления – это важный инструмент управления социально-экономической системы. Речь идет о натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетах и потребительской корзины, о структуре потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, о показателях динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег и других показателях.
Социально-экономическая статистика, все больше ориентируясь на потребности практики в более детальном и всестороннем анализе домашних хозяйств, переходит в исследовании уровня жизни населения от использования в основном совокупных показателей оценки домашних хозяйств к более детализированным показателям в отношении отдельных членов домохозяйств. Это также требует более широкого привлечения социологического инструментария для исследований «неизмеримой экономики» в сфере домашних хозяйств [1].
Потребление измеряется с помощью набора статистических показателей. В том числе это:
1/ показатели, характеризующие общую динамику потребления и расходов населения (общий объем потребления населением материальных благ и услуг; денежные расходы населения; потребительские расходы населения; потребление населением основных продуктов питания; покупательная способность средней заработной платы; покупательная способность средней пенсии),
2/ показатели, характеризующие социальную дифференциацию населения (потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода; структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода; динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения; индекс концентрации доходов (коэффициент Джини); децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения; соотношение средних значений дохода и потреби в границах верхней и нижней децилей).
3/ показатели по малообеспеченным слоям населения, необходимые для регулирования порога бедности (прожиточный минимум (порог бедности); минимальный потребительский бюджет; покупательная способность минимальной зарплаты; покупательная способность минимальной пенсии) [2, c.181].
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
4. К похожим выводам пришел ученый В.А. Мельянцев. Он полагает, что «постепенно, но – в тенденции – неуклонно, постадийно нарастающая внешнеи внутриэкономическая либерализация, селективное включение в мировое хозяйство с выходом на экспорториентированное развитие и в немалой мере – на экспорториентированное импортозамещение наряду с дозированной, стратегическипрагматичной открытостью в отношении привлечения иностранного капитала (но намного большей открытостью для передовых технологий) – эти характеристики стали важнейшими чертами успешных азиатских моделей роста» [17]. Обобщая факторы, которые способствовали развитию индустриальных лидеров, новых индустриальных «тигров» и Китая в контексте оценки подхода, который был применен в данных случаях, В.А. Мельянцев заключает: «проведение не ортодоксальной, а именно неортодоксальной, временами (полу)протекционистской, временами более либеральной, но вполне прорыночной, прагматичной и достаточно активной экономической политики национальным государством, раздвигавшим, говоря словами У.Ростоу, возможности своих предпринимателей, способствовало их экономическому прогрессу» [18].
5. Нужно отметить, то, что в настоящее время на уровне государства принимаются рациональные меры по сокращению неравенства доходов населения, продолжается работа по совершенствованию социальной политики в решении данных проблем. При этом, важно обратить внимание на том, что для того, что решить проблемы такого рода, нужна не только поддержка со стороны государства, но и стремление самих граждан к обеспечению своей жизни, улучшению качества и уровня жизни, путем проявления инициативы для получения оптимальных доходов, с помощью своих навыков и профессиональных способностей, при необходимости повышение квалификации. Следовательно, эффективного распределения средств можно добиться при взаимодействии необходимых государственных мер, грамотно разработанной социальной политики, оказывающих непосредственное влияние на правильное распределение доходов и целенаправленности граждан.
6. По каждому блоку выставляется оценка в баллах (от 1 до 100). Общий индекс рассчитывается как среднее геометрическое четырех субиндексов и показывает, насколько ситуация близка к идеальной.
Наладив разработку необходимых для такой оценки показателей, можно будет проводить рейтингование регионов по качеству жизни пожилых людей, что будет не только способствовать привлечению внимания к проблемам старения, что само по себе ценно, но и позволит формировать более выверенную и адресную политику, что важно в условиях ограниченности ресурсов.
1. Липатова Л. Н., Бирюков И. Г. Динамика и основные факторы человеческого развития в России // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. 2017. № 1(41). С. 94–104.
2. Липатова Л. Н., Бирюков И. Г. Статистическая оценка человеческого развития // Статистика и вызовы современности : сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. / Росстат-МЭСИ. М., 2015. С. 56–61.
3. Липатова Л. Н. Развитие человеческого потенциала в российских мегаполисах // Экономическая культура мегаполиса : сб. тезисов V Международной науч. конф. Центра исследований экономической культуры факультета свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2016. С. 71–73.
4. Липатова Л. Н., Бирюков И. Г., Игнатьева М. В. Динамика и основные факторы человеческого развития в России // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. 2017. № 1(41). С. 94–104.
5. Липатова Л. Н. Основные тенденции и проблемы гуманитарного развития в регионах Приволжского федерального округа // Социальный и духовный потенциалы региона и их реализация : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Уфа, 2017. С. 257–264.
6. Липатова Л. Н. Сравнительная характеристика условий формирования человеческого потенциала в регионах Приволжского федерального округа // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия. В 2 т. : материалы Междунар. научно-практ. конф. нижний Новгород : НИСОЦ, 2017. Т. 1. С. 158–162.
7. Липатова Л. Н., Тиньгаева М. В. Сравнительный анализ уровня бедности в России и Мордовии // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2009. № 1(11). С. 41–53.
8. Липатова Л. Н., Градусова В. Н., Модин Е. В. Характеристика жизненного уровня населения в контексте вопросов экономической безопасности // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра. СПб. : Сосновоборский филиал РАНХиГС. 2015. № 5(2). С. 26–37.
9. Липатова Л. Н., Модин Е. В. Социально-демографические факторы экономической безопасности // XV Макаркинские научные чтения «Международное сотрудничество: социально-экономические и правовые аспекты». Саранск, 28.03.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23722549 (дата обращения: 12.05.19).
10. Липатова Л. Н., Градусова В. Н., Модин Е. В. Региональная дифференциация социально-экономического развития как угроза экономической безопасности // Управленческое консультирование. 2016. № 5(89). С. 102–112.
11. Липатова Л. Н., Еремкина Т. В., Градусова В. Н. Трансформация социально-трудовой сферы России в 1990-е гг.: федеральный и региональный аспекты // Вестник НИИГН при Правительстве РМ. 2011. № 3. С. 7–20.
12. Липатова Л. Н., Бирюков И. Г. Региональные аспекты экономического развития (человеческий потенциал) // Studium. 2014. № 1-2(30-31). С. 3.
13. Игнатьева М. В., Липатова Л. Н. Человеческий потенциал экономического развития: федеральный и региональный аспекты // Регионология. 2014. № 3(88). С. 127–134.
14. Липатова Л. Н., Имяреков С. М., Юртаев К. П. Сравнительная характеристика условий формирования трудового потенциала регионов Приволжского федерального округа // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2014. № 4. С. 49–56.
15. Россия в цифрах : краткий стат. сб. М. : Статистика России, 2018. 511 с.
16. Российский статистический ежегодник : стат. сб. М. : Статистика России, 2017. 686 с.
17. Регионы России. Социально-экономические показатели : стат. сб. М. : Статистика России, 2017. 1402 с.
18. Герчикова И. Н. Международные экономические организации: Регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: Консалтбанкир, 2001. – 621с.
19. Герчикова И. Н. Международные экономические организации: Регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: Консалтбанкир, 2001. – 621с.
20. Walt Whitman Rostow. Politics and the Stages of Growth. – Cambridge University Press, 1971. – 428p.
21. Walt Whitman Rostow. The Stage of Economic Growth. A Non-communict Manifesto. Cambridge, 1960.