Введение
Раздел 1 Теоретические аспекты организации менеджмента в организации
1 Сущность и общая характеристика организационных структур. Виды организационных структур
2 Характеристика организации
3 Анализ факторов, определяющих виды организационных структур менеджмента на предприятии ОАО «Камволь»
4 Предложения по совершенствованию организационных структур менеджмента на предприятии ОАО «Камволь»
Раздел 2 Аналитический раздел
2.1 Анализ 5-ти сил Портера отрасли лёгкой промышленности
2.2 SWOT-анализ предприятия ОАО «Камволь» и обоснование нормативной стратегии
Раздел 3 Практический раздел
3.1 Построение конкурентной карты рынка товаров
3.2 Формирование продуктовой стратегии предприятия ОАО «Камволь» на основе БКГ
3.3 Оценка гибкости имеющегося товарного портфеля предприятия ОАО «Камволь»
Заключение
Список используемых источников
Введение
Повышение эффективности деятельности предприятия во многом зависит от организации системы управления, которая зависит от четкой структуры предприятия и деятельности всех его элементов в выбранном целевом направлении.
На самом деле вся продуктивная человеческая деятельность организована. Это означает, что вся человеческая деятельность-техническая, социальная, познавательная, художественная-может рассматриваться как некоторый материал организационного опыта и рассматриваться с организационной точки зрения.
Целью курсовой работы является не только изучение основных типов управленческих организационных структур, но и изучение путей их совершенствования. Для достижения этой цели ставятся следующие ключевые задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
– провести анализ организационно-управленческой структуры на примере предприятия ОАО «Камволь»;
– раскрыть пути совершенствования организационных структур управления и перспективы развития.
Актуальность выбранной темы зависит от необходимости рассмотрения теоретических положений для выработки практических предложений по механизмам формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности для обеспечения большей эффективности деятельности предприятия в целом.
Раздел 1 Теоретические аспекты организации менеджмента в организации
1 Сущность и общая характеристика организационных структур. Виды организационных структур
Структура менеджмента организации или организационная структура управления (осу) является одним из ключевых понятий менеджмента и тесно связана с целями, функциями, процессами управления, работой менеджеров и распределением полномочий между ними. В этой структуре происходит весь процесс управления (поток информации и движение управленческих решений) с участием руководителей всех уровней, категорий и профессиональных специалистов [9, с.678]. Структуру можно сравнить с каркасом построения системы управления, обеспечивающей своевременное и качественное выполнение всех процессов, происходящих в ней. Поэтому руководители организаций обращают внимание на принципы и методы построения управленческих структур, выбирают их типы и виды, изучают тенденции и оценивают соответствие задачам организации.
Организационная структура менеджмента является важным звеном в научно-теоретическом менеджменте. На практике использование базовых стандартных конструкций не только необходимо, но и неизбежно. Невозможно установить долгосрочные отношения с персоналом на предприятии «метод хаос». Все требует структуры и иерархии. В современных условиях малого бизнеса, когда переход к рыночной экономике уже состоялся, многие предприниматели еще не поняли, как строить организацию, научное управление и его основные учения, в частности его выводы о типичной организационной структуре управления, становятся как никогда актуальными [14, с.103].
Под структурой менеджмента понимается упорядоченная, взаимосвязанная совокупность элементов, обеспечивающих функционирование и развитие всей организации.
Раздел 2 Аналитический раздел
2.1 Анализ 5-ти сил Портера отрасли лёгкой промышленности
Стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции была описана Майклом Портером в 1979 году. Майкл Портер с помощью пяти структурных единиц, свойственных каждой отрасли, описал способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность.
Конкурентный анализ отрасли по Майклу Портеру помогает определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, найти такую позицию, в которой компания будет максимально защищена от влияния конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них.
Золотое правило теории пяти сил конкуренции Майкла Портера заключается следующим: чем слабее влияние конкурентных сил, тем больше возможностей к получению высокой прибыли в отрасли имеет компания. И наоборот, чем выше влияние конкурентных сил, тем выше вероятность, что ни одна компания не в состоянии будет обеспечить высокую прибыльность от капиталовложений. А средняя прибыльность отрасли определяется наиболее влиятельными конкурентными силами.
Пять сил Портера включают в себя:
- анализ угрозы появления продуктов-заменителей;
- анализ угрозы появления новых игроков
- анализ рыночной власти поставщиков;
- анализ рыночной власти потребителей;
- анализ уровня конкурентной борьбы.
Раздел 3 Практический раздел
3.1 Построение конкурентной карты рынка товаров
Методической основой анализа конкурентной ситуации является идея рыночной доли, которая рассматривается как часть ресурсов, обращающихся на рынке. Размер доли определяет возможность влияния предприятия на рынок и конкурентов. Чем выше доля, тем шире доступ к ресурсам, тем выгоднее их размещение и выше степень свободы в деятельности предприятия.
Карта рынка – свод воедино и классификация рыночных игроков: конкурентов, посредников и продавцов, в зависимости от занимаемой ими позиции на рынке и роли в маркетинговом канале. Карта рынка представляет собой картину рынка, позволяющую представить параметры рынка, его развитость, конкурентность, определить целевой сегмент рынка и ключевых игроков рынка.
Конкурентная карта рынка – распределение рыночных долей конкурентов, позволяющее определить и контролировать место конкурента на рынке и собственной фирмы в сравнении с конкурентами. Построение конкурентной карты рынка является заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов. Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей (статистического и динамического):
- занимаемой рыночной доли;
- динамики рыночной доли.
Распределение рыночной доли в карте рынка позволяет выделить ряд стандартных положений компаний на рынке:
- лидеры рынка;
- предприятия с сильной конкурентной позицией;
- предприятия со слабой конкурентной позицией;
- аутсайдеры рынка.
Заключение
В процессе изучения структуры управления организацией были изучены основные понятия и принципы построения управленческих структур, типы организационных структур управления.
Большое внимание было уделено принципам и методам формирования структур, выбору типа и комбинациям видов структур, и изучению принципов их построения. Изучение разновидностей типов структур позволило отметить их основные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при совершенствовании организационных структур управления.
Рассмотрев и проанализировав виды организационных структур, можно подытожить, что линейные структуры и их модификации эффективны лишь в весьма ограниченном количестве случаев функционирования организации, в частности при наличии простых целей и неизменной внешней среды.
Функциональная структура хотя и позволяет осуществлять руководство организационными процессами с включением наибольшего числа компетентных специалистов-руководителей, профессионалов в узких областях знания и деятельности, но она практически не применяется в современных организациях из-за своей неэффективности в виду минимального синергизма.
Линейно-функциональная структура в настоящее время применяется в подавляющем большинстве организаций, но не лишена недостатков в виду сложности для руководителя.
1. Антонец В. А., Бедный Б. И. Инновационный менеджмент. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт. 2018. – 304 с.
2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c.
3. Винокур М. Е. Организация производства и менеджмент. Учебно-методический комплекс. – М.: Проспект. 2020. – 168 с.
4. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
5. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2016. – 303 с.
6. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
7. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017. – 600 с.
8. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2016. – 635 с.
9. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Санкт – Петербург: Питер; Питер Пресс, 2017. – 863 с.
10. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н. Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
11. Исаченко, И.И. Основы самоменеджмента: Учебник / И.И. Исаченко. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2017. – 312 c.
12. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2016. – 477 с.
13. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 452 с.
14. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. – 272 c.
15. Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. – Москва: Гардарики, 2017. – 334 с.
16. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.
17. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К, 2017. – 477 с.
18. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2016. – 672 c.
19. Попов, В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов. – М.: КноРус, 2016. – 320 c.
20. Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и Кº, 2017. – 575 с.