ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЕЕ ЭКОНОМИКИ
1.1 Инновационная деятельность как фактор повышения эффективного развития экономики
1.2 Система показателей, характеризующих инновационное развитие экономики
2 ОЦЕНКА ВКЛАДА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка инновационного развития Республики Беларусь в контексте реализации Государственной программы инновационного развития на 2016-2020 годы
2.2 Оценка вклада инновационной продукции в наращивании экспортного потенциала Республики Беларусь
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Реализация инновационной деятельности в Республике Беларусь служит в настоящее время основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационной деятельности в стране позволит ей принимать активное участие в мировой конкуренции. Для современной Республики Беларусь путь инновационного развития является основополагающим для дальнейшего стратегического развития. Вклад инновационной продукции в развитие страны, в том числе экспортного потенциала, осознается на государственном уровне: приняты ряд соответствующих правовых актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, приняты определенные меры по улучшению инновационной политики страны.
Усиление инновационной деятельности Республики Беларусь на современном этапе является результатом непрерывного развития страны, в процессе которого созданы определенные политические, идеологические, социально-экономические, научно-технологические и другие предпосылки для эффективного вхождения Беларуси в мировую экономику, в число высокоразвитых стран, нацеленных на построение постиндустриального информационного общества с экономикой, основанной на знаниях.
Инновационное развитие национальной экономики в качестве государственного приоритета включено в стратегические и тактические документы правительства: «Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.» и другие.
Принятие решений в области инновационной деятельности направлено на устранение следующих проблем:
- повышение эффективности научности, ее ориентации на потребности экономики;
- модернизацию и рост восприимчивости к новшествам производственного комплекса страны;
- совершенствование системных требований хозяйствования: социально-политических, правовых, организационных, экономических, региональных и других, а также системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности, привлечения зарубежных инвестиций в инновационные проекты, т.е. выработки сильной инновационной политики государства.
1 РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЕЕ ЭКОНОМИКИ
1.1 Инновационная деятельность как фактор повышения эффективного развития экономики
Развитие экономики страны в современных условиях характеризуется как определяющая роль технологического прогресса. Удельный вес новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров и организации производства, в развитых странах мира достигает до 75 % прироста валового внутреннего продукта.
Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения уровня жизни общества в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продукции и услуг [3, с. 42-45].
Инновационная деятельность на современном этапе становится одним из важнейших системных факторов в целом роста экономики, повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечения экономической безопасности страны.
Преодоление отрицательных структурных сдвигов в экономике Республики Беларусь может быть обеспечено только при условии широкого использования достижений научно-технического прогресса, разработки и внедрения эффективных технологий.
Переход к рыночным принципам хозяйствования определяет необходимость решения проблем развития инновационной деятельности и формирования научно-технического потенциала страны, что позволит перейти к инновационному типу экономического развития.
Эффективность механизма инновационного процесса определяется интеграцией всех его стадий, скоростью разработки новшеств, быстрым их внедрением и распространением на другие сферы общественного производства. Это объективно требует теоретического анализа сущности и тенденций развития инновационной деятельности, выяснения противоречий, негативно сказывающихся на экономических результатах непосредственных производителей инновационного продукта и скорости инновационных преобразований.
2 ОЦЕНКА ВКЛАДА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка инновационного развития Республики Беларусь в контексте реализации Государственной программы инновационного развития на 2016-2020 годы
Содержания и направления инновационной политики Республики Беларусь определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.
Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Отрасли третьей группы включают в себя неконкурентоспособные отрасли.
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
- создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему
- информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций...
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
В Национальной программе развития экспорта до 2020 года закреплен Приоритет «Развитие инновационного экспорта посредством увеличения экспорта наукоемкой продукции и технологий». Реализация мероприятий в рамках данного приоритета будет способствовать интенсификации товарной структуры экспорта, увеличению объемов экспорта продукции глубокой переработки, современных материалов и готовых изделий с улучшенными свойствами, развитию экспорта технически и технологически сложной продукции.
Для закрепления инновационной специализации белорусского экспорта необходимо:
– создание условий для трансфера технологий;
– развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры в совокупности и расширение ее экспортных возможностей;
– научное сопровождение вопросов совершенствования поддержки и развития экспорта;
– формирование национальных инновационно-промышленных кластеров.
Инновационная деятельность в Республике Беларусь сконцентрирована преимущественно в крупных промышленных центрах.
Поэтому для того, чтобы в перспективе увеличить вклад инновационной составляющей в экспорт необходимо, в первую очередь, создать и стимулировать успешное инновационное развитие организаций по всей территории республики. Поэтому необходим комплекс мер, направленный на стимулирование предпринимательской инициативы, в том числе в малых и сельских населенных пунктах, включающий совершенствование системы налогового стимулирования экспорта инноваций, совершенствование администрирования экспортных процедур, расширение инновационной инфраструктуры, в том числе за счет открытия бизнесинкубаторов в малых населенных пунктах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационная деятельность - это деятельность, которая направлена на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. Инновационная деятельность включает: выявление проблем субъектов инновационного процесса; осуществление инновационного процесса; организацию инновационной деятельности. Главная предпосылка инновационной деятельности субъектов инновационного процесса состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности субъектов хозяйствования.
Влияние инновационного сектора на экономический рост, важность инновационного сектора национальной экономики определяется:
– связью инноваций с формированием новых товарных рынков и более рациональным использованием ресурсов;
– взаимосвязью наукоемких высокотехнологичных отраслей с секторами промышленности, сельского хозяйства, услуг и крупными успехами на внешних (в т.ч. зарубежных) рынках;
– мультипликативным эффектом затрат на научные исследования в различных отраслях экономики. Другие отрасли промышленности и экономики в целом, «подстегиваемые» новыми технологиями и новыми конкурентами, производят более совершенные товары на базе передовых технологий, обуславливая более высокий уровень производительности труда, а также создание больших производственных возможностей и рабочих мест с более высоким уровнем оплаты труда.
Республика Беларусь занимала в рейтинге стран по уровню инноваций 2018-го год 86-й позиции, а в 2019 году – 72-е место. Это хороший показатель для Республики Беларусь в данном индексе за последние годы и в связи со сложившейся ситуацией на мировом рынке.
1 Балдин, К.В. Инновации. Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: Дашков и К°, 2019. - 776 c.
2 Баранчеев, В. П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, 2018. - 720 c.
3 Ерошин, С. Е. Анализ системы управления научными исследованиями / С. Е. Ерошин, Г. В. Козлов // Инновации. — 2020. — № 6. — С. 42–45.
4 Жданова, О. А. Роль инноваций в современной экономике / О. А. Жданова // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. –Пермь: Меркурий, 2015. – С. 38-40.
5 Иностранные инвестиции в Республику Беларусь - [Электронный ресурс]. – 2020 – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/inostrannye-investitsii/.
6 Купцов, М. М. Инновации как основа конкурентоспособности предприятия / М.М. Купцов. - М.: Синергия, 2015. - 700 c.
7 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - [Электронный ресурс]. – 2020 – Режим доступа: https://www.pravo.by/.
8 Недилько, В.И. Инновации в Республике Беларусь: состояние и перспективы / В.И. Недилько // Новости науки и технологий. – 2015. – № 2. – С. 39-44.
9 О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: Указ президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г., № 31 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.02.2017, 1/16888.
10 Овечкина, О. М. Инновационная составляющая как фактор конкурентоспособности белорусской экономики / Ольга Овечкина // Наука и инновации. - 2015. — № 5. — С. 30—34.
11 Организация и финансирование инновационной деятельности. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 264 c.
12 Подлепа, В. А. Инновационный, финансовый потенциал организации: уточнение понятий / В. А. Полепа // Аудитор. - 2016. — № 3. — С. 56—58.
13 Протасова, М.А. Национальная инновационная система и развитие экономики / М.А. Протасова // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2018. – № 1. – С. 21–27.
14 Сакович, В. А. Основы теории инноваций и инновационной экономики / В. А. Сакович // Труд. Профсоюзы. Общество. - 2016. — № 2. — С. 32—37.
15 Сплошнов, С. В. Модели взаимодействия государства и экономических субъектов в инвестиционно-инновационном процессе / Сергей Сплошнов, Наталья Давыдова // Банкаўскі веснік = Банковский вестник = Bank bulletin magazine. - 2015. — № 1. — С. 10—16.
16 Степаненко, Д. М. Взаимодействие между инновационной и экономической функциями государства / Дмитрий Степаненко // Юстиция Беларуси. - 2018. — № 1. — С. 37—41.
17 Управление инновационными проектами. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 336 c.
18 Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебник / С. Н. Яшин, И. Л. Туккель, Е. В. Кошелев, Ю. В. Захарова. – В 2 т. – Т. 2: Финансовое обеспечение. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2016. – 709 с.
19 Экономика инноваций: учеб. пособие / Под ред.: М.П. Иващенко М: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. – 311 с.
20 Янковский, К. Организация инвестиционной и инновационной деятельности / К. Янковский, И. Мухарь. - М.: Питер, 2017. - 448 c.